До конца 2006 года соглашение между Россией и Евросоюзом
об упрощении визового режима может вступить в силу. Об этом вчера
заявил премьер-министр России Михаил Фрадков на заседании российско-французской
межправительственной комиссии. Он напомнил, что договоренность об
упрощении процедуры пересечения границы Евросоюза для российских
граждан была достигнута в ходе заседания Совета партнерства России
и ЕС. Соглашение с Россией об облегчении визового режима уже подписала
в 2004 году Франция.
Согласно этому документу поблажки получили россияне, оформляющие
многократные визы с длительными сроками действия (в отдельных случаях
до пяти лет), официальные лица, предприниматели, деятели науки,
культуры и образования, студенты. По словам главы комитета по международным
делам Совета Федерации Михаила Маргелова, облегчение визового режима
с Францией вовсе не означает, что к концу года будет подписано долгожданное
соглашение о реадмиссии. По его словам, делать такие прогнозы было
бы слишком оптимистично для нашей страны.
Напомним, что реадмиссия является одним из главных условий для вступления
России в безвизовую шенгенскую зону - мечту всех отечественных классов.
Реадмиссия означает прием и передачу как "своих" незаконных
мигрантов, так и иностранцев (скажем, афганцев или таджиков, мечтающих
осесть в Европе), лиц без гражданства и всех категорий людей, незаконно
прибывших или проживающих на территории России. Платить за их возвращение
в родные пенаты должна та страна, откуда они приехали в Европу.
То есть Россия.
Москва платить за мигрантов из третьих стран не хочет и не может.
По словам аналитика Центра Карнеги Владимира Евсеева, договор о
реадмиссии нужен в первую очередь Европе. "Все, что хочет ЕС,
- это взятия Москвой на себя финансовых обязательств по депортации
нелегальных мигрантов из СНГ, - заявил "Газете" Евсеев.
- Взамен Москва хочет присоединиться к Шенгенской зоне. А этого
ей никто не предлагает".
Профессор Российского университета дружбы народов Аслан Абашидзе
считает: чтобы соглашение о реадмиссии было выгодным, Москве необходимо
начинать переговоры об этом не с Евросоюзом, а с государствами Закавказья,
Центральной и Восточной Азии. То есть с потенциальными "поставщиками"
нелегальных мигрантов. Существующий ныне безвизовый режим в рамках
СНГ лишает Россию такой перспективы. Иначе одностороннее заключение
этого соглашения выльется России в миллиарды долларов.
Казалось бы, выходом из тупиковой ситуации для Москвы могло бы стать
ужесточение пограничного контроля или введение визового режима со
странами Средней Азии. Но, поступив таким образом, Москва рискует
остановить приток дешевой рабочей силы. С учетом демографической
ситуации, близкой к катастрофе, правительство на это не пойдет.
Получается невеселая картина - куда ни кинь, всюду клин.
Но один договор о реадмиссии все же был заключен четыре года назад
- с Литвой. Тогда жители Калининградского анклава и других регионов
России получили возможность проезжать по железной дороге через Литву
по упрощенной схеме. Аналитики связывали принятие такого соглашения
с тем, что это балтийское государство не самое привлекательное место
для нелегальных мигрантов с Юга. Они попросту не могут найти себе
там работу и заработать денег. За последние два года не было ни
одного случая реадмиссии из этой страны. Обе стороны такой вариант
просчитали и поставили свои подписи на документах с легким сердцем.
Но Европа остается землей обетованной для миллионов граждан бедных
стран, да и в России многие были бы не прочь махнуть куда-нибудь
во Францию и остаться там пожить. Поэтому, если Кремль не примет
каких-либо решающих мер, вопрос о реадмиссии со странами Евросоюза
не решится в обозримое время. И то говорить можно лишь о незначительном
облегчении визового режима, как это было сделано три года назад
с Францией. "Визовые поблажки не принесли нашим гражданам никакой
ощутимой пользы, - заявила "Газете" руководитель российского
Союза туриндустрии Ирина Тюрина. - Дипломаты и так всегда ездили
во все страны без особых проблем, студенты делали это при помощи
специальных программ и обменов между вузами, а вот о туристах, которым
эти упрощения в оформлении были бы по-настоящему необходимы, в этих
документах нет ни слова".
Получается, что громкое заявление Михаила Фрадкова о готовящемся
упрощении визового режима между Россией и Европейским союзом на
деле оказывается не столь судьбоносным. Большинству россиян реальное
облегчение визового режима не светит.
Ольга ПАВЛИКОВА. "Газета", 15 февраля
2006 года
Окно в Европу рубят мигрантами
Высылка беженцев и диссидентов как аргумент в пользу
безвизового проезда в Шенгенскую зону
На этой неделе в Ивановском городском суде началось
рассмотрение жалоб 13 граждан Узбекистана на отказ Федеральной миграционной
службы России в предоставлении им статуса беженца. Напомним, что
этих людей, занимавшихся в "городе невест" мелкой коммерцией,
18 июня прошлого года задержали, и не простые милиционеры, а сотрудники
спецслужб - по просьбе узбекских коллег, подозревающих их в причастности
к печально известным андижанским событиям. Сотрудница комитета "Гражданское
содействие" Елена Рябинина сообщила "Газете": "Иностранцев
сначала задержали, а уж потом их имена отправили в Ташкент. Обвинения
явно сфабрикованы. Задержанные не занимались политикой, долгие годы
проживая в России".
Из тюрьмы незадачливые коммерсанты подали ходатайство о предоставлении
им статуса беженцев. 17 января этого года Федеральная миграционная
служба официально отказала им. Если суд признает этот отказ законным,
Генпрокуратура вправе рассмотреть вопрос об экстрадиции. "В
ряде южных стран СНГ пытки и бессудные казни стали обыденностью,
- заявила "Газете" руководитель комитета "Гражданское
содействие" Светлана Ганнушкина. - Но эти обстоятельства не
принимаются во внимание. Более того, есть все основания полагать,
что между властями обоих государств существуют договоренности о
выдаче оппозиционеров".
Об этом свидетельствует и другой случай с гражданами Узбекистана,
попросившими убежища в России.
"Мы обеспокоены судьбой Байрамали Юсупова, задержанного в августе
прошлого года в Тюмени, - сообщила "Газете" Елена Рябинина.
- Власти Узбекистана требуют его выдачи по подозрению в "исламском
терроризме". Недавно ему отказали в статусе беженца".
Юсупов бежал с родины в 1999 году, спасаясь от пыток в ходе расследования
уголовного дела.
В распоряжении комитета "Гражданское содействие" имеется
документ с пометкой "ДСП". Это письмо заместителя начальника
регионального управления ФСБ РФ по Тюменской области генерал-майора
А. Вяткина начальнику управления по делам миграции ГУВД Тюменской
области полковнику В. Печерину. В письме генерал сообщает, что в
Узбекистане "прекращена практика политических преследований
лиц в связи с изменением курса страны" и отменена смертная
казнь. Между тем президент Каримов не так давно издал указ об отмене
высшей меры наказания только с 1 января 2008 года.
Кстати, в уведомлении управления по делам миграции, которое Юсупов
получил в СИЗО, в графе "основания отказа" кроме ссылки
на закон о беженцах значится информация регионального управления
ФСБ России по Тюменской области.
То есть видно, что спецслужбы играют не последнюю роль в практике
предоставления убежища в России.
У представителей ФМС и правозащитников разный взгляд на беженцев.
"Россия предоставляет убежище всем тем, кто реально в нем нуждается",
- заявил недавно начальник отдела по вопросам убежища ФМС МВД Владимир
Ручейков, выступая на семинаре в рамках программы "Миграция
и право". А Светлана Ганнушкина, например, в корне не согласна
с сотрудником миграционной службы. Для доказательства она приводит
статистические данные: "В сухих цифрах видно, насколько ничтожно
число лиц, получивших убежище в нашей стране". За девять лет
количество счастливчиков, заимевших в России заветную корочку беженца,
сократилось в 400 раз. Например, в 1997 году на учете в миграционном
ведомстве состояло 240 тысяч человек. А на 1 сентября 2005 года
в России официально насчитывалось всего 548 беженцев. Динамика поражает
воображение. Выходит, ищущих приют в России уменьшилось более чем
в 400 раз! В прошлом году из тысячи ходатайств о получении статуса
беженца было удовлетворено всего 19. При этом в 2004 году суды приняли
решение о выдворении более 100 тысяч человек. В первой половине
2005 года из страны выслали 40 тысяч мигрантов. Сколько среди них
бытовых нарушителей законодательства, а сколько бегущих от внесудебной
расправы - статистике это неведомо.
Получается любопытная картина: высылая Байрамали Юсупова, "ивановских
заговорщиков" и сотни других диссидентов, Россия пытается улучшить
свой имидж в глазах Евросоюза, с которым намерена к концу года заключить
соглашение об облегчении визового режима. Об этих намерениях заявил
на днях премьер-министр Михаил Фрадков (см. "Газету" от
15 февраля "Окно в Европу не желает открываться"). Напомним,
что камнем преткновения здесь является вопрос о реадмиссии. Наращивая
поток официально высланных граждан бывших братских республик (многих
из них - на верную расправу карательных органов), Россия демонстрирует
серьезность своих намерений в борьбе с нелегальной миграцией. К
мнению правозащитников и беженцев никто не прислушивается.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)