Слишком часто в нашем городе происходят избиения и убийства
иностранных студентов, спровоцированные растущим расизмом и ксенофобией
в молодежной среде Петербурга. Можно об этом не говорить, но куда
исчезнут дурные новости? Если общество не забьет тревогу, если власть
не посмотрит на проблему широко раскрытыми глазами, то вряд ли Петербург
будет признан мировым сообществом, да и самими питерцами, городом
европейской культуры. О национальном вопросе на страницах "СПб
Курьера" сегодня размышляет депутат ЗакСа, профессор Санкт-Петербургского
университета Ватаняр ЯГЬЯ. Он, кстати, является главным разработчиком
закона о гарантиях использования русского языка как государственного
языка РФ.
- В России живет более 100 народов, говорящих на разных языках.
Принято считать, что наша страна сохранила все народы, которые включала
в свой состав еще с незапамятных времен. Существует целый ряд мифологем
в этом же роде, хотя такое утверждение спорно. Непонятно тогда,
почему из царской России изгнали свыше 5 млн. крымских татар? Почему
сотни тысяч адыгов вынуждены были покинуть Россию? Почему в наши
дни губернатор Краснодарского края Ткачев поддержал выступление
против армян-езидов, исповедующих мусульманство, и обрек на лишение
российского гражданства целый народ - турок-месхетинцев? Я считаю
позором для такой великой страны, как Россия, что США предоставили
гражданство десяткам тысяч турок-месхетинцев. По заявлению самих
беженцев, в Америке они обнаружили, что относятся к белой расе,
а не к черной. Вопросов такого рода можно ставить сколько угодно.
Сегодня в нашей стране есть две тенденции. Одна направлена на сохранение
и упрочение межнациональных и межконфессиональных отношений в России.
С другой стороны - налицо обострение этих отношений, что мы видим,
к сожалению, и на примере Петербурга. В ряде случаев власти своевременно
не реагируют на проявления ксенофобии. Правда, в последнее время
в Петербурге этому стали уделять больше внимания, сейчас идут судебные
разбирательства по поводу убийства вьетнамского студента, грузина
Качаравы... Но этого явно недостаточно! До сих пор мы не имеем четко
сформулированной национальной политики российского государства.
И местные власти в ряде случаев просто не знают, как поступить,
лишены ориентировки в этом вопросе. Не помешало бы и возрождение
Министерства по делам национальностей. При Ельцине оно было, потом
его ликвидировали. Думаю, делается это, чтобы показать - проблем
в этой области у нас нет. К большому сожалению, национальными вопросами
часто занимаются люди, которые ни сном ни духом не ведают, что это
такое. Если человек путает суннитов с шиитами, о чем можно говорить?
А ведь это такая тонкая ткань - национальный вопрос! И нельзя подходить
к нему с позиций "давить", "не пущать" и т.д.
Гроздья гнева, ксенофобии и непонимания выращивались в народе в
течение всего советского периода. И с началом реформ все это вышло
на поверхность. Сейчас вновь модным стал термин "империя",
который провоцирует отторжение от России. И не только на постсоветском
пространстве, но и в мире в обиходе это слово лучше не использовать
- опасно. Так же опасно, как пародия на пророка Мохаммеда, взорвавшая
Ближний Восток. Выступления таких политиков, как Рогозин и Жириновский,
тоже зачатую провоцируют ксенофобию. Вот у ЛДПР на прошлых парламентских
выборах был лозунг: "Мы - за бедных, мы - за русских".
В таком случае вопрос: а остальные кто и что? "Родину"
не случайно сняли с выборов в Москве за их агитационный ролик. До
добра это не доведет. А до фашизма - легко.
В какой-то степени на общественное сознание влияют и религии: начав
истово веровать, некоторые люди впадают в ненависть к представителям
других конфессий, что тоже сказывается на росте ксенофобии. Появляются
новые барьеры и отчуждение между людьми. Думаю, высшие иерархи этого
до конца не понимают, иначе что-нибудь предприняли бы. Православный
священник Андрей Кураев заявляет, что должна быть экспансия русской
православной церкви в школы. А другие религии что же? Но надо отдать
должное: высшие религиозные иерархи подчеркивают, что все традиционные
религии равны. В отличие от многих политиков они умеют, по крайней
мере, сохранять приличия и понимание того, что до добра это может
не довести. У нас восторжествовал тезис, что русский народ - это
государственнообразующий народ. Если так, то остальные - навоз,
что ли? У нас единая страна, единая история, мы вместе строили это
государство. Но когда есть лишь один государственнообразующий народ,
то у других возникает комплекс неполноценности... Это не государственный
подход.
Единый российский народ. Если это понимать как народ - носитель
единого гражданства (как в США, где тоже есть этическое и конфессиональное
дробление), тогда да, это возможно. О россиянах и российском народе
можно говорить как о едином населении Российской Федерации. Но это
не этнически сплотившееся население. Пока преждевременно говорить
- историческая общность российский народ. Этничность и единение
народа - разные вещи.
Петербург всегда отличался особой толерантностью, особыми взаимоотношениями
между различными национальностями. Если сверху посмотреть на Северную
столицу, то обнаружится соседство храмов различных религий как свидетельство
веротерпимости великого города на Неве. Что сегодня? В 2004 году
Законодательное собрание приняло закон о межнациональных отношениях
в Петербурге, создан Координационный совет по делам национально-культурных
объединений при губернаторе, открыт Дом национальностей на Моховой
- место встреч, проведения концертов, различных диспутов. Городские
власти выделяли средства на реставрацию мечети в Петербурге. Определенную
роль играют и городские СМИ - рассказывают про религиозные праздники
других конфессий, например про мусульманский праздник курбан-байрам.
Все это работает на взаимодействие. Что-то делается, но нужна определенная
система, которая покоилась бы на четкой и ясно сформулированной
национальной политике. Должна быть принята концепция национальной
политики РФ, на основе которой в каждом регионе (исходя из его особенностей)
будет принята своя региональная программа. Особенность Петербурга
- здесь живет около 130 национальностей, поскольку с самого начала
он создавался как многонациональный город. И в названиях улиц это
сохранилось: Татарский переулок, Греческая улица, Грузинская улица...
Город не имел массовых антинациональных выступлений на протяжении
своей истории. Сейчас в городе существуют различные национальные
школы, около 10 национально-культурных автономий.
Сейчас свой нюанс в национальный вопрос вносит миграция в Россию,
в том числе в Петербург, она идет по нарастающей, в основном за
счет нелегалов. Закрыть границы невозможно, если мы говорим о пребывании
РФ в составе мирового сообщества. Можно только добиваться того,
чтобы перевести такой процесс в легальное русло. Мигранты действительно
нужны, и это участь любой цивилизованной страны. Многие ли наши
молодые люди пойдут работать мусорщиком, уборщиком? Ни за какие
коврижки. К сожалению, у нас это не разъясняют. А городу сейчас
не хватает 300 тысяч рабочих рук. Нужна и программа по пребыванию
мигрантов в Петербурге, потому что речь о том - хотим ли мы, чтобы
они интегрировались в российское общество и стали его частью, или
хотим их изолированности на нашей территории. На мой взгляд, национальности
должны как в котле расплавляться. Петербург и был всегда котлом,
переваривающим всех и вся, не лишая национального чувства и самоидентификации.
Принцип, который всегда исповедовал город, - мирное сосуществовование
национальностей. Мы все - петербуржцы, несмотря на то, что разных
национальностей и вероисповеданий! Выступления разного рода отщепенцев
не могут не беспокоить. И мы должны сделать все, чтобы их не было
и чтобы они не нарушали спокойствие горожан. Отсутствие реакции
со стороны более высокой власти и равнодушие общества их как бы
поощряет.
Валентина Матвиенко выступает по тем или иным актам вандализма,
которые у нас случаются на национальной почве. И многие преступления
взяты под личный контроль губернатора или прокурора города. Но дело
в том, что это похоже на работу пожарных - когда убили кого-то,
тогда и отреагировали. Нужны системные действия, которые должны
задействовать телевидение, радио, газеты и другие способы коммуникации,
чтобы воспитывать толерантность и взаимопонимание в Петербурге.
Людмила ТИМОФЕЕВА. "Санкт-Петербургский
курьер", 9 февраля 2006 года
Скажи, кто твой сосед
Петербург теряет свою толерантность - констатируют социологи
и политологи
В Балтийском информационном агентстве прошел "круглый
стол", где снова говорили о толерантности. Причина тому - печальная
тенденция, которую подтверждают многие специалисты в области политологии
и социологии. А именно - рост ксенофобии в Петербурге, который всегда
считался городом, открытым для самых разных культур. Публикуем наиболее
интересные высказывания участников дискуссии.
Роман МОГИЛЕВСКИЙ, научный руководитель ЗАО "Агентство социальной
информации":
- В ходе опросов, проводимых нашим агентством, выяснилось, что нападения
на иностранцев в нашем городе не поддерживают 96% опрошенных. Но
в этом выражается некая культурная норма. Неприлично говорить о
том, что ты поддерживаешь нападения. Это очень важный стандарт,
который является определенным сдерживающим фактором. Однако каждый
четвертый опрошенный испытывает страх и тревогу. Это значит, что
четверть населения города сейчас заражена страхом - сегодня убивают
других, а завтра это может перекинуться и на меня. Это очень опасно,
по-моему.
Количество ксенофобских высказываний больше всего среди жителей
старших возрастов. Вы мне сразу скажете, что группировки сплошь
и рядом состоят из молодежи. Но в целом молодежь против экстремизма
и расизма. При крутых поворотах истории все эти ксенофобские проявления
могут разрастаться снежным комом. Потому что основой для них является
именно позиция старшего поколения.
Игорь РИММЕР, депутат Законодательного собрания Петербурга:
- Зачастую у пожилого человека есть склонность к ксенофобии. Но
за этим нет будущего. Он просто высказывает свои соображения национального
характера, но не пойдет бить инородца. А молодежь обделена вниманием
государства. Дикое социальное расслоение сегодняшнего общества у
всех на виду. Фашизм в Германии вырос тоже не на голом месте. Это
была послевоенная разрушенная, разоренная страна. И вдруг появляется
команда, которая готова навести порядок, и четко указывает врага.
Но мне кажется, что наш город достойно ведет себя. Он по традиции
многонациональный и многоконфессиональный, и этих традиций у нас
не отнять. Однако есть определенная тенденция, она достаточно опасная
и неприятная. Ее надо признать. Мы больны, наша молодежь заражена
этой дуростью. Надо как можно раньше поставить диагноз, чтобы приступить
к лечению.
Константин ХУДОЛЕЙ, декан факультета международных отношений СПбГУ:
- Я не помню ни одного крупного молодежного выступления последних
двух веков, которые базировались бы исключительно на движении молодежи.
Они всегда имеют поддержку со стороны представителей старшего возраста.
Поэтому когда мы говорим, что среди людей старшего возраста имеется
значительная доля тех, кто занимает такую позицию, то это распространяется
и на молодежь.
По поводу ксенофобии. Все мы думаем, как было бы хорошо, если бы
быстро шло движение инвестиций иностранных капиталов в Россию. Я
не знаю ни одной страны, которая отказалась бы от иностранных капиталов.
Но если придет капитал, естественно, придут и люди. И это надо понимать.
Демографическая ситуация в Российской Федерации становится все более
тяжелой. Думаю, что если сейчас на постсоветском пространстве главный
объект борьбы - это запасы нефти и газа, то пройдет несколько лет
и таким объектом станут трудовые ресурсы.
Россия сейчас не может выработать четкую миграционную политику.
Но для того, чтобы решать вопросы национальных отношений, нужны
усилия не только государства. Это в первую очередь - задача общества,
создание общественного мнения.
Тамара СМИРНОВА, доктор исторических наук, руководитель научного
центра "Петрополь":
- Многонациональность - это счастливая судьба Петербурга. Меньше
6% нерусского населения в нашем городе не было никогда (с XVIII
века). Были даже периоды, когда 23% населения города представляли
люди разных национальностей - кроме русских. Но обычно этот процент
не превышал восемнадцати. По данным переписи 2002 года, русское
население составляло уже менее 85%.
Численность русского населения в городе уменьшается, а население
других национальностей растет. Численность же привычных для нашего
города меньшинств (самых крупных) - украинцев, белорусов, евреев
и татар - также значительно уменьшилась. Одновременно выросло количество
азербайджанцев, армян, грузин. Также в городе сформировались достаточно
крупные диаспоры выходцев из Африки и Юго-Восточной Азии, афганцев,
а также из Дальневосточного региона. Временное население мы называем
мигрантами. Но если человек переехал на постоянное место жительства,
допустим, пять лет назад, - он еще мигрант или уже нет? Тут возможны
разночтения. Город не может существовать без притока рабочих рук,
но общественное мнение ставит их на самые низкие ступени социального
статуса. Это развращающе действует на все общество.
Надо подчеркнуть, что новое население еще недостаточно "окультурировано"
в нашем городе. И отношение к нему не совсем толерантное. Полагаю,
что здесь проявляется страх перед потерей своей культурной идентичности.
До определенного момента можно "переваривать" новые потоки
населения. А потом уже нет такой возможности. Миграционная политика
должна учитывать необходимость "аккультурации" нового
населения, но и это население тоже должно прикладывать усилия. Что
касается сил Петербурга для борьбы с ксенофобией, то они у нас есть.
Нужна очень серьезная координация деятельности властных структур
и общественных организаций.
Валерий ОСТРОВСКИЙ, политолог:
- Главная политическая проблема - это формирование единой политической
гражданской нации. Она пока не сформировалась. Политическая элита
только недавно стала приступать к осознанию этой проблемы. Вторая
проблема - это миграция. Мне рассказали, в каких страшных условиях
живут азиаты-мигранты. Их кормят гнилой рыбой. И возмущение по поводу
этого есть даже среди простых людей.
Интересно, что меньшинство, которое настроено расистски, способно
генерировать различные группы, идущие на провокации, убийства и
т. д. А прекрасное большинство не генерирует групп действия.
Третья проблема, которую я вижу, - это формирование небольших, но
очень ярких экстремистских групп. Есть расистский экстремизм, но
есть и экстремистские группы национальных меньшинств, которые пока
еще не проявляются.
Хочу сказать, что это драматическая ситуация, но не трагическая.
Петр ТИЩЕНКО, начальник отдела по взаимодействию с общественными
объединениями городского комитета по молодежной политике и взаимодействию
с общественными организациями:
- Единая политическая нация не может быть сформирована за счет ломки
и разрушения границ национальных культур. Проблема молодежи в том,
что на нее навешивают взрослые стереотипы. Многие молодые люди сейчас
находятся не в равных стартовых условиях. И для разных групп нужны
разные степени государственной поддержки. Проблемы возникают среди
тех, кто теряет свои корни. Некоторым силам это может быть удобно.
Но органы, которые работают с молодежью, должны нацеливать свои
усилия на воспитание. У нас около шести с половиной тысяч общественных
организаций. Их возможности далеко не полностью реализованы. Надо
нацеливаться на работу не только с коренным населением, но и с приезжими.
И главная проблема возникает с теми, кто, не утратив связь со своей
культурой, еще не способен принять те нормы поведения, которые накладывает
на них жизнь в Санкт-Петербурге. Им, конечно, нужна помощь.
Дезире ДЕФО, заместитель председателя общественной организации "Африканское
единство":
- Если несколько лет назад нам говорили, что сюда можно ехать -
расизма нет, то сегодня понятно, что есть. Я еще 2-3 года назад
говорил, что скоро мы перейдем на другой этап - когда начнутся агрессивные
проявления. И мы перешли. Это происходит фактически каждый месяц.
Вчера убили гражданина Мали. И это доказывает, что ситуация практически
выходит из-под контроля. Было бы неплохо, если бы можно было остановить
эту агрессивность. А уже потом (или одновременно) решать долгосрочные
проекты. Сегодня мы говорим об иностранцах, студентах, но на самом
деле это касается не только их. Это касается гражданина России.
Кому нужен негативный взгляд на город и на Россию? Думаю, что не
смогу ответить на этот вопрос.
Сегодня мы должны все сделать, чтобы остановить этот процесс. И
самое главное - включить в это молодежь.
Константин МИКОВ, и. о. главного редактора "Вечернего Петербурга":
- О проявлениях экстремизма наша газета пишет много. Но в СМИ между
журналистами идет постоянный спор, нужно ли об этом писать, как
много и в каком ракурсе освещать эту информацию.
По этому поводу существует три мнения. Первое из них заключается
в том, что те, кто пишет о проявлениях экстремизма, льют воду на
мельницу самих экстремистов, "пиарят" их. Другое мнение:
чем больше и правдивее мы напишем, тем больший общественный резонанс
получит этот процесс. Третье мнение - то, что любые публикации на
эту тему проплачиваются определенными силами. Я хотел бы услышать
мнение, насколько же широко пресса должна обращаться к этим проблемам.
Игорь РИММЕР:
- Нужно не бояться эмоционально давать свою оценку таким процессам.
Это есть становление гражданского общества, когда оно реагирует
не на свою беду, а на беду тех, кто живет рядом с нами.
Валерий ОСТРОВСКИЙ:
- Американским журналистам рекомендовали как можно больше - и хорошо!
- говорить о других нациях. Но чем больше говорили хорошего, тем
больше снизу нарастала какая-то темная волна. В итоге они пришли
к не очень хорошему, но, возможно, единственно возможному в тех
условиях результату - к политкорректности. То есть, как можно меньше
говорить о национальном вопросе вообще. Можем ли мы сейчас прийти
к политкорректности? Думаю, что нет.
Денис ТЕРЕНТЬЕВ, журналист:
- В выступлениях большинства участников сегодняшней дискуссии прозвучало
желание поставить обществу диагноз. Хотя, по-моему, он уже давно
поставлен, и еще в 2003 году первыми лицами государства была впервые
озвучена такая острая проблема, как ксенофобия. Правоохранительные
органы на это отреагировали довольно быстро. Сейчас все дела по
скинхедам рассматривает отдел по расследованию особо важных дел.
Но результат пока обратный: нападений, убийств становится больше,
и они происходят гораздо чаще. В Петербург стекаются огромные потоки
мигрантов, и это влечет за собой криминал. По сводке ГУВД за прошедший,
2005 год, преступлений, совершенных иностранными гражданами, было
в три раза больше, чем в отношении их. Такого никогда раньше не
было.
Беда в том, что сейчас нет диалога культур - и от власти хотелось
бы видеть какие-то более адекватные шаги в этом направлении. Ведь
у этих скинхедов порой идеология находится на примитивном уровне
такого порядка: Гитлер начал войну с Советским Союзом, чтобы отомстить
за царя Николая... И тому подобное. Значит, общество обязано готовить
контраргументы, способные по воздействию перешибить взгляды экстремистов.
Это должно стать государственной политикой. Государство должно выступить
на стороне лучших сил нашего общества.
*** Как вы считаете, при укомплектовании команды "Зенит"
следует исходить только из квалификации игрока или нужно учитывать
также расовую принадлежность?
Нужно учитывать еще и расовую принадлежность - 23%
Нужно исходить только из квалификации игрока - 65%
Трудно сказать - 12%
По данным АСИ
Подготовила Елена ПЕТРОВСКАЯ. "Вечерний Петербург",
14 февраля 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)