
… о философских основах
снижения рождаемости

|
Половой эгоизм просвещенных
|
Снижение рождаемости - признак роста самосознания человеческих
особей или борьба биосферы с перенаселением планеты?
Нынешние демографы и социологи размышляют: почему в
материально благополучной Европе рождаемость падает, а в странах
"третьего мира" люди плодятся со страшной силой? И почему
"нищая" Россия в демографическом плане идет в ногу с Европой?
Где закономерности?
Ответ на этот вопрос был дан, между прочим, гораздо раньше, чем
возникла сама проблема. В первой четверти XX века русские философы
и писатели уже все объяснили. Они, впрочем, ничего плохого в снижении
рождаемости и не видели. А нынешние продвинутые демографы, рассматривая
проблему народонаселения в общепланетарном масштабе, вообще считают,
что рождаемость неплохо бы сократить: благодаря техническому прогрессу
во второй половине прошлого века население Земли выросло больше
чем в два раза (было 2,5 млрд. человек, а сейчас - свыше 6 млрд.).
Прогнозируется, что к 2050 году на нашей планете будет ютиться уже
почти 10 млрд. человек. Многовато.
Так вот, о русских философах прошлого века. Владимир Соловьев, например,
написал несколько весьма приличных по объему статей про "Смысл
любви", которыми зачитывалась тогда вся культурная Россия.
Он доказывал, что смысл любви (не путать с "голым сексом")
- совсем не в "детях, цветах жизни", то есть не в продолжении
рода, но, напротив, по-настоящему сильная любовь чаще всего трагична
и не дает никакого потомства. А смысл ее - соединение "половинок"
(мужчин и женщин) в цельную индивидуальность и тем самым обретение
бессмертия. Это он вслед за Платоном так говорил, развив его теорию
об андрогинах. Другие русские философы считали, что смысл любви
опять-таки не в размножении, но в высвобождении в человеке (и человечестве)
творческого начала, великой психической энергии. "Озабоченный"
Фрейд сказал бы, что это - сублимация сексуальной энергии в творческую.
Пусть так.
Соловьев, а вслед за ним и Бердяев спорили, собственно, с Шопенгауэром
(тоже был такой философ, только немецкий и жутко пессимистичный).
Артур Шопенгауэр считал, будто "хитрая" Мировая Воля,
слепое, бесцельное влечение к жизни, заставляет людей влюбляться
друг в друга лишь для размножения, потому что иначе ни один здравомыслящий
человек не стал бы заниматься столь неблагодарным, тяжелым делом.
Дарвин, кстати, потом эту мысль "научно обосновал". И
пошло-поехало! Сегодня такая теория тоже пользуется популярностью.
Некоторые генетики доказывают: любовь - это всего лишь механизм
влечения друг к другу подходящих с генной точки зрения партнеров.
То есть мы влюбляемся не в личность, а в "носителя генома".
Опять же ради потомства.
Соловьев не знал про генетику. Но в "Смысле любви" размышлял:
низшие организмы размножаются в огромных количествах, а высшие -
все меньше и меньше. Для качественного размножения, по его словам,
любви и вовсе не нужно. "Сильная любовь весьма часто бывает
неразделенною", - пишет русский мудрец. "Если вследствие
такой любви люди постригаются в монахи или кончают самоубийством,
то из-за чего же хлопотала заинтересованная в потомстве Мировая
Воля?" - иронизирует наш философ. Ромео и Джульетта, следуя
теории Шопенгауэра, непременно должны были бы породить кого-то великого.
Чего, как известно, не случилось. В общем, любовь по Соловьеву -
это "высший расцвет индивидуальной жизни", а испытывать
ее (в отличие от полового влечения и возбуждения) способны лишь
избранные натуры. Гиппиус и Мережковский, рассуждая о смысле любви,
вспоминали древнегреческий термин "Эрос-понтифике", то
есть "любовь - строитель мостов". Мостов между двумя духовно
богатыми личностями, развитыми индивидуальностями. Деторождение
и в их теориях - где-то на заднем плане. Бердяев в "Метафизике
пола и любви" пошел еще дальше. У него любовь "носит характер
экстатический и творческий", а деторождение - "маленькая
смерть", раздробление личности, распыление, распад. Цитирую:
"Биология устанавливает обратную пропорциональность между рождаемостью
и индивидуальностью. Если органические силы идут на продолжение
рода, то они, естественно, убывают для создания совершенной индивидуальности".
В общем, деторождение - это, по Бердяеву, путь "к плохой бесконечности,
к вечному возвращению".
Но и Соловьев, и Бердяев, и Гиппиус с Мережковским считали, что
в их эпоху человечество еще не доросло до умения любить по-настоящему.
Но, мол, все впереди. Дальнейшая эволюция, по их мнению, возможна
для человечества лишь в нравственном аспекте, и умение любить -
один из "симптомов". А пока любовь трагична. Потому что
(опять цитирую Бердяева) "дробится на оторванные, временные
состояния" и распыляется на множество объектов. "Нужно
открыто заявить, что мужчины, в известной мере, влюблены в слишком
многих женщин, женщины - в слишком, многих мужчин", - сетует
философ. Но он надеется, что так будет не всегда. "У каждой
души есть своя, единственная родная душа, дополнение к цельной индивидуальности,
а в здешней жизни душа человеческая растрачивает свою божественную
силу по миллиону поводов", - считает Бердяев. Донжуанство,
по его мнению, - это "потеря личности в любви, сила любви без
ее смысла".
А еще, по словам Бердяева, "правильная" любовь - это ни
в коем случае не любовь-жалость. Это восхищение и любование (умение
увидеть в "твари" "образ Божий"). И, наконец:
"Личное начало восстает против роста народонаселения, против
собственности, против семьи...", брак как соединение душ -
"мистическое таинство, и потому уже не может быть союзом юридическим".
Главное - самосовершенствование вдвоем для достижения личного бессмертия,
любовь к "Ты" и, тем самым, приятие человечества. А вовсе
не продолжение рода, не "плохая бесконечность".
Когда читаешь подобные философские откровения, становится... смешно
и грустно. Ведь нынешние-то моралисты бьют тревогу: мол, институт
семьи переживает кризис, а женщины хотя "делать карьеру"
вместо того, чтобы "плодиться и размножаться". Кстати,
кто-то из мыслителей прошлого века вообще заявил, что "размножаться"
призвал человечество вовсе и не Бог, а Сатана.
В скобках замечу: читать сегодня длинные размышления философов прошлого
века об "эмансипации женщин" довольно занятно. Бердяев
сообщает, что хотя вообще-то избирательные права женщинам, на его
взгляд, не нужны, но раз дамы за это дело так бьются, то пусть они
эти права получат. Равно как и доступ к высшему образованию. Вообще
Бердяев тонко иронизирует по поводу стремления женщин "делать
карьеру", создавать произведения искусства и заниматься политикой,
считая это "обезьянничаньем с мужчин". Но при этом, слава
Богу, хоть не утверждает, будто "место женщины - на кухне и
в постели" (как сказал мне не так давно один знакомый). А Соловьев
совершенно умилил меня такой вот "оговоркой": в "Смысле
любви" он заявил, что "человек" должен всячески "поднимать
женщину до себя".
При этом русские мыслители ушедшей эпохи считали: задача женщины
- мистически "оплодотворять" мужчину для свершения всяких
там великих дел, самой быть "произведением искусства".
Бог, по мнению "христианского" философа Соловьева, - это
"Вечная Женственность", "Прекрасная Дама", некая
"розовая тень", которой он даже молился.
...Смешно и грустно становится вот еще почему. В толстенной "Социальной
психологии" американского ученого Дэвида Майерса я когда-то
вычитала: в так называемой западной культуре очень силен индивидуализм,
очень ценится личностное начало, рост самосознания. Но именно эти
качества, доходя до своего пика, ведут к эгоизму, обособленности,
чувству одиночества, росту депрессий и самоубийств. А также - к
росту разводов, потому что индивидуалисты считают невозможным "насильственную"
совместную жизнь, если "любовь прошла". Даже ради детей!
В восточной культуре, по данным Майерса, все наоборот. Главное там
- не личность, но коллективизм, община, родовое начало. Долг - превыше
всего. В браке главное - "ответственность", а не индивидуальная
влюбленность. Надо ли говорить, что разводов там практически нет.
А как же Россия? Кто мы, "европа" или "азия"?
Писатель-юморист Задорнов назвал нас недавно "Азиопой"...
...А вот современный известный психотерапевт, автор ряда серьезных
научных трудов Михаил Папуш считает, что идея романтической любви
в европейской истории вообще противоположна идее семьи. Брак - это
"стабильность", а любовь - "спонтанность". Надежность,
покой, деторождение никак не вяжутся с "неземными", "мистическими"
чувствами. То есть, по его мнению, сложившийся сегодня институт
брака содержит в самом себе противоречие, пока еще принципиально
неразрешимое. Пока брак был сам по себе, а любовь -сама по себе,
разводов не было. Но как только некие умники в XIX веке научили
человечество "браку по любви", все и "лопнуло",
считает психотерапевт.
Но, возможно, нравственная эволюция человечества действительно не
завершена? То есть все впереди: и "новая любовь", ведущая
к бессмертию, и новая, на ее основе, семья? И если две индивидуальности
-"половинки" будут подходить друг к другу, словно ключик
к замку, то зачем им "дробиться на множество объектов"?
Меня, впрочем, как закоренелого пессимиста, всегда интересовало:
а что, если моя половинка живет где-нибудь в Америке или Китае или
вообще померла, не дай Бог, в прошлом веке? То есть если каждому
предопределена конкретная душа, то запланированы ли Высшей Силой
также неизбежная встреча и соединение с ней? Или как? Впрочем, это
я так, абстрактно рассуждаю. Вообще-то я уже десять лет замужем
(вторым браком), дочке восьмой год...
Ну, а насчет деторождения... Есть такая наука - этология. Она изучает
"общественную жизнь" животных. И человека она рассматривает,
в общем, тоже как животное. Потому что многие нравы и обычаи братьев
наших меньших удивительнейшим образом объясняют поведение людей.
Так вот. Этология утверждает: численность человечества, как и всякого
биологического вида, соответствует количеству пищи на планете. Начиная
с XX века производство еды на Земле постоянно увеличивается (в связи
с ростом народонаселения). Для этого соответственно растут потребление
электроэнергии, расход пресной воды, производство удобрений и ядохимикатов.
Сейчас еще пошла в ход генная инженерия (созданы всякие там быстрорастущие
и негниющие помидоры-мутанты...).
А еще человечество транжирит невосстановимые ресурсы угля, нефти,
газа, вырубает леса. Биосфера этого может просто не выдержать. И
потому она, биосфера, сама регулирует нашу численность. Отсюда -
глобальные войны (животные тоже воюют за территорию), болезни (СПИД,
атипичная пневмония...), природные и техногенные катастрофы, урбанизация
(!). В мегаполисах, например, скученность, то есть плотность проживания
людей, очень высока, а потому детопроизводство минимально. У жителей
крупных городов уже во втором поколении рождаемость падает настолько,
что не обеспечивает воспроизводство.
При возрастании численности, скученности, животные тоже избегают
размножения, меньше заботятся о потомстве и даже его пожирают. Детеныши
вырастают агрессивными и нервными, из-за чего не могут создавать
устойчивых пар. Этологи считают: женская эмансипация, кризис семьи
- это проявление естественной, биологической (!) регуляции численности
человеческого сообщества. Эмансипация приводит к "внешней эротизации
общества", секс становится не средством размножения, а способом
общения особей и даже просто забавой. Что в свою очередь ведет к
сокращению рождаемости. А на сегодняшний день это, по мнению этологов,
как раз и есть благо.
Вот так. Может, размышления Соловьева о смысле любви - тоже лишь
"происки" биосферы (Мировой Воли, с которой он спорил)?
Типа, хватит вам, люди, пока плодиться и размножаться, отвлекитесь,
подумайте о самосовершенствовании...
***
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
По данным опросов Государственного НИИ семьи и воспитания, 44% российских
мужчин и 43% женщин считают "охлаждение чувств" к супругу
достаточным основанием для развода даже в семьях с детьми до 18
лет. По данным ВЦИОМ, около 8% молодых замужних женщин не хотят
рожать детей, потому что это мешает их карьере. Центр независимых
гражданских исследований приводит такие цифры: 40% опрошенных женщин
и 60% опрошенных мужчин хотя бы раз изменяли своим супругам.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Согласно клиническим исследованиям, во второй половине XX века количество
спермы у мужчин сократилось в два раза. Все чаще у мужчин встречаются
болезни половых органов. Сильный пол вообще вырождается как вид:
среди мужчин в два раза чаще, чем среди женщин, встречаются умственно
отсталые, в 20 раз больше половых извращенцев, в 5 раз больше особей
с неясной половой ориентацией (бисексуалов). Все это неизбежно ведет
к сокращению рождаемости.
Елена СЕРОВА. "Московская правда",
17 января 2004 года
|