… о концепции политики
России в производстве алкоголя
|
Даю наводку
|
Ведомство Германа Грефа предлагает ввести госмонополию
на алкогольном рынке
Административная реформа может дорого обойтись российским
потребителям. Чиновники готовят себе запасные аэродромы, на которые
не только пытаются перевести "излишки" полномочий своих
ведомств, но и создают под них новые. Министерство по экономическому
развитию и торговле на этой неделе начало согласование концепции
развития алкогольного рынка страны, предполагающей введение госмонополии
на оборот спирта под контролем специально созданного "учреждения".
Вместе с министерством за монополию выступает и Счетная палата.
По сути речь идет о создании посредника, который будет закупать
спирт у заводов и перепродавать его ликероводочным предприятиям.
Чиновники знают, как зарабатывать легкие деньги.
Концепция политики Российской Федерации в сфере производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обсуждалась
на коллегии Минэкономразвития (МЭРТ) еще в сентябре 2001 года. С
ее положениями в принципе коллегия согласилась, но отправила ее
на доработку. Доработали. По информации "Известий", на
этой неделе концепция была направлена МЭРТом в другие ведомства
и министерства для ознакомления. От первоначального варианта она
отличается не сильно, главное сохранилось - введение госмонополии
и создание для этого специального учреждения. Одна из версий реанимации
документа сводится к тому, что министерства в преддверии административной
реформы пытаются "застолбить" за собой хозяйственные функции
и устраивают передел контроля за прибыльными отраслями. В концепции
говорится: "Для легализации алкогольного рынка... предлагается
комплекс мер, основой которого является переход к государственной
монополии на оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции".
"Эта работа должна выполняться некоммерческой государственной
организацией, не являющейся участником рынка, - продолжают разработчики
концепции. - ...Такой организацией могло бы быть учреждение".
Иными словами, это учреждение будет закупать спирт у спиртзаводов
и продавать его ликероводочным предприятиям.
В пресс-службе Минэкономразвития на просьбу журналиста "Известий"
рассказать о судьбе концепции предложили составить официальный запрос
и терпеливо ждать на него ответа. А один из авторов концепции, замначальника
управления регулирования рынков алкоголя и табака МЭРТ Михаил Доценко,
отказался комментировать документ, сославшись на отсутствие у него
подобных полномочий.
Надо сказать, что экономическое ведомство неодиноко в своих предложениях.
В октябре 2003 года председатель Счетной палаты Сергей Степашин
направил письмо президенту, в котором настойчиво предлагал ввести
монополию на оборот спирта. Оба ведомства считают, что эта мера
увеличит поступления алкогольных акцизов в госказну и сократит объемы
нелегальной продукции на рынке.
По данным Госкомстата, сейчас в России работают 534 ликероводочных
предприятия. В 2002 году они произвели 138,6 миллиона декалитров
(дал) водки, а в 2003 году - 134,9 миллиона дал. Но, как считают
в МЭРТ, эти цифры далеки от реального производства. Учитывая данные
о потреблении и продажах водки, общий объем производства будет составлять
более 300 миллионов дал в год. Министерство также подсчитало, что
существующие в России производственные мощности могут выпускать
более 650 миллионов дал в год при односменной работе, а для производства
учтенной продукции используется всего около 20% мощностей. "Оценка
неучтенного (нелегального) производства водки с использованием данных
о потреблении, продажах, мощностях говорит о годовом теневом обороте
этой продукции в России в объеме более 165 миллионов дал",
- утверждают авторы концепции.
Главный способ контролировать ситуацию - акцизные сборы. Но он оказался
далеко не самым эффективным. И участники рынка, и его контролеры
едины во мнении: с каждым увеличением акцизной ставки на водку растет
число "теневиков" и их доходы.
Государство уже предпринимало шаги по наведению порядка на алкогольном
рынке. В 2000 году заработало федеральное государственное унитарное
предприятие "Росспиртпром", в конце 2001 года появилось
федеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт". "Росспиртпрому"
передали все водочные и спиртовые предприятия с государственной
долей собственности (всего 137), а "Союзплодоимпорту"
достались 17 торговых знаков водок, среди которых "Столичная"
и "Московская".
А в конце прошлого года та же Счетная палата обвинила "Союзплодоимпорт"
в неэффективном использовании торговых знаков. "От того, что
"Союзплодоимпорт" насобирал водочные марки, государству
ни холодно ни жарко: доходов от этого бюджет еще не видел",
- говорят аудиторы. И если у "Союзплодоимпорта" еще есть
время исправить недочеты, то "Росспиртпрому" все чаще
и чаще вменяют в вину "профнепригодность". В концепции
МЭРТ говорится, что спад производства как по спирту, так и по водке
затронул именно предприятия с госсобственностью. Так, за 9 месяцев
2003 года по сравнению с соответствующим периодом 2002 года снижение
объемов производства составило по этиловому спирту в крупнейшем
ОАО "Туласпирт" 32,7%, в ОАО "Кедр" - 75,7%.
Снижение по водке на московском заводе "Кристалл" составило
77%, на самарском "Роднике" - 77,2, на иркутском "Кедре"
- 51,2%.
Госмонополия на оборот спирта также вряд ли приведет к желаемым
результатам. Как говорят участники рынка, концепция не предусматривает
монополии на производство спирта и предполагает перенос акциза с
производства водки на спирт. Последний подорожает, ликероводочные
заводы будут для статистики покупать спирт у будущего госучреждения,
а остальное "в серую" - у производителей спирта напрямую.
Нелегальный оборот от этого, понятное дело, только увеличится. "Кроме
всего прочего, учреждение будет определять, кому выдать спирт, а
кому - нет, - говорит представитель одного из ликероводочных производств.
- И такой субъективный подход - большая возможность для коррупции".
Марина СМОВЖ. "Известия", 28 января
2004 года
|