… о борьбе с нелегальной
миграцией в России
|
Штамп и меч
|
Президент зовет контрразведчиков на борьбу с нелегальной
миграцией
Российские власти, похоже, намерены строить миграционную
политику, строго следуя принципу кнута и пряника. Выступая вчера
на коллегии ФСБ, Владимир Путин призвал ужесточить меры борьбы с
нелегалами и попросил спецслужбы присоединиться к этой работе. "За
последние годы проблема незаконной миграции перешла в России в разряд
наиболее актуальных, - сказал президент, обращаясь к бывшим коллегам.
- Россия нуждается в притоке трудовых ресурсов, но только там и
тогда, где это нужно в стране. Должен быть поставлен жесткий заслон
на пути тех, кто нарушает закон и действует в сфере теневого бизнеса".
В то же время власти, ужесточая миграционную политику страны, заявляют
и о готовности предоставить льготные условия для получения виз и
разрешений на работу для тех иностранцев, которые готовы строго
следовать букве российского законодательства.
О необходимости жестких мер по отношению к нелегальным мигрантам
руководители государства говорят уже не первый год. Причем в этой
сфере слова, как правило, с делом не расходятся. Федеральная миграционная
служба уже передана в ведение МВД и вольно или невольно приобрела
атрибуты силовой структуры. Созданные же в порядке эксперимента
в ряде регионов миграционные инспекции уже и вовсе окрестили в народе
"миграционным ОМОНом". Сейчас такие подразделения уже
начали работу в Татарстане, Алтайском и Краснодарском краях, в Москве,
Московской и Свердловской областях, а до конца года, как предполагается,
они появятся во всех регионах страны. Правда, как утверждает глава
ФМС генерал-полковник Александр Чекалин, в обязанности этих подразделений
входит лишь следственная работа по выявлению так называемых трудовых
сутенеров. "Миграционная инспекция - это не штурмовая команда,
которая вылавливает на рынках этих несчастных людей, приехавших
сюда на работу и зачастую находящихся в стесненных условиях, - заявил
он. - Не они интересуют данные подразделения, а те, извините за
выражение, жирные коты, которые наживаются на работе нелегалов".
Но, судя по вчерашнему заявлению Владимира Путина, силовиков из
ФМС власти хотели бы усилить еще и контрразведчиками. Необходимость
репрессивной политики и глава государства, и руководители МВД по-прежнему
объясняют и большим количеством нелегальных мигрантов на территории
страны (по оценкам МВД, без необходимых документов в России может
находиться до 5 миллионов иностранцев), и высоким уровнем преступности
среди приезжих. Генерал-полковник Чекалин вчера напомнил, что ежегодно
на территории России иностранцами совершается около 35 тысяч преступлений,
а около 60% случаев краж из коттеджей и дач производятся нелегальными
рабочими, привлекаемыми для их строительства. Президент тоже считает,
что вред государству наносит не только сам факт незаконной миграции,
но и ее косвенные следствия. "И сами мигранты нередко оказываются
в бесправном положении и нуждаются в защите - как в сфере отношений
с работодателями, так и в связи с произволом чиновников, что, в
свою очередь, становится питательной средой для правонарушений,
ухудшает криминальную обстановку в отдельных регионах", - подчеркнул
Владимир Путин.
С другой стороны, наряду с силовыми мероприятиями, направленными
против нелегалов, правительство сейчас готовит ряд поблажек для
иностранцев, соблюдающих наше миграционное законодательство. В частности,
МВД намерено избавить добропорядочных иностранцев от необходимости
выезжать каждый раз за пределы России для оформления годовой визы
и разрешения на работу. "Работодатель и иностранный гражданин,
привлеченный к работе, может рассчитывать на пролонгацию разрешения
на работу в России, - пообещал Александр Чекалин. - В перспективе
есть возможность выдавать такие разрешения на работу сразу на три
года". Правда, в основном эта практика будет применяться по
отношению к так называемому "ключевому персоналу" - менеджерам
высшего звена, программистам, наладчикам, консультантам.
Глава ФМС также пообещал не зверствовать с применением крайней меры
для нарушителей - депортацией. Он отметил, что "это радикальная
мера, необдуманное и безосновательное применение которой создает
межгосударственную напряженность". Г-н Чекалин сообщил, что
процедура депортации применяется и будет применяться только по решению
судов и в исключительных случаях. Хотя и признал, что 80% исков
от ФМС суды удовлетворяют.
Кроме того, российские власти, похоже, готовы предложить иностранцам
открытые правила игры, создав юридическое поле, которое должно избавить
приезжих от произвола со стороны чиновников и постовых милиционеров.
Александр Чекалин вчера заявил, что МВД предлагает подготовить и
объединить все законодательство о миграции в отдельный кодекс. Сейчас
эту сферу регулируют 12 федеральных законов прямого действия и еще
несколько десятков подзаконных актов - в основном постановлений
правительства. "Миграционный кодекс должен получить свою логическую
основу, свою конструкцию", - считает г-н Чекалин.
Кирилл ВАСИЛЕНКО. "Время новостей",
16 января 2004 года
|
Российские власти не хотят депортировать нелегалов
|
Новая миграционная политика предусматривает принцип
"впускать и не высылать"
Массовых депортаций иностранцев с территории РФ новая
миграционная политика не предусматривает. На пресс-конференции,
посвященной соответствующему кругу вопросов, начальник федеральной
миграционной службы, заместитель главы МВД Александр Чекалин сказал,
что разрабатываемые ныне поправки в законодательство предусматривают
высылку за пределы РФ только в тех случаях, когда иностранец решением
суда признан "угрожающим интересам России". По словам
милицейского чиновника, "проведение бездумной депортации ста
или тысяч человек не решит проблемы, но станет источником напряженности
межгосударственных отношений".
Миграционное законодательство (в частности, закон "О правовом
положении иностранных граждан на территории РФ") предполагается
сделать более либеральным (например, по части продления максимального
срока пребывания в стране трудовых мигрантов с 1 года до 3 лет).
Ключевой персонал иностранных фирм, работающих в России, вообще
получит право въезда - выезда из нее в любое время. В целом миграционное
законодательство, достаточно громоздкое, по словам Чекалина, будет
сведено в единый Миграционный кодекс, который будет содержать основные
положения и правила, на которые будут ориентироваться государственные
органы и частные структуры при найме иностранцев и контроле за их
деятельностью, а также при предоставлении статуса беженцев. Для
полноты этого контроля ФМС сформирует к 2005 году единую базу данных
о въезжающих в страну иностранцах и их работодателях.
Таким образом, ФМС выполняет установку президента, который уже не
раз высказывался в том смысле, что трудовая миграция стране необходима.
Впрочем, некоторые аспекты политики миграционной службы и предлагаемых
нововведений в законодательстве наверняка вызовут серьезные споры
на самом высоком уровне. По данным, предоставленным в конце прошлого
года заместителем Чекалина Михаилом Кравченко, в России насчитывается
от 1,5 до 5 миллионов лиц с неопределенным трудовым статусом, большая
часть из которых - нелегальные трудовые мигранты. "Находясь
в России нелегально, эти люди попадают в поле деятельности коррумпированных
органов власти и криминала", - сказал заместитель главы ФМС.
Чуть ранее один из чиновников президентской администрации Виктор
Иванов на коллегии Минюста называл большую цифру - 5,6 миллиона
"нелегалов", а "профильный" в данном случае
министр Владимир Зорин - и вовсе 6,5 миллиона. При этом прогнозы
говорят о возможности увеличения числа таких не очень прошенных
гостей до 10 или даже 19 миллионов в течение нескольких лет. По
данным Зорина, РФ вышла на третье место в мире по миграционной привлекательности
и объему въезжающих, уступая лишь США и Германии.
В то же время число лиц, осуществляющих трудовую деятельность в
России с соблюдением всех законных норм, составляло в прошедшем
году всего 500 тысяч человек. В году наступившем - в соответствии
с поступившими от регионов заявками - это число не должно превысить
436 тысяч. Косвенные потери бюджета от того, что подавляющее большинство
остальных "гостей" не платит налогов, Чекалин оценивал
в сумму от 1 до 2 млрд. долларов. Теперь получается, что ФМС не
предполагает применения к нарушителям суровых мер, рассчитывая,
вероятно, "убедить" их делать все по закону.
С одной стороны, миграционные власти понять можно. Страна объективно
нуждается в рабочих руках, а депортация нелегалов проблему вроде
бы только усугубит. С другой стороны, у ФМС просто нет денег, чтобы
в одночасье "попросить вон" всех незаконно приехавших
или просрочивших визы. Соответствующая часть бюджета ведомства позволит
выслать всего несколько тысяч человек, что не решит проблемы.
Следует сказать, что массовых высылок из страны - во всяком случае,
по линии ФМС - до сих пор и не наблюдалось. Несколько раз устраивал
показательную "репатриацию" нелегалов-китайцев из Приморья
в бытность губернатором края Евгений Наздратенко. Два года назад
Борис Громов за счет собственных средств Подмосковья депортировал
из области несколько сотен граждан кавказских и среднеазиатских
республик. Последняя инициатива вызвала большой шум, в том числе
по линии СНГ. Хотя вроде бы чего было шуметь, если речь шла о нарушителях
миграционных законов.
Видимо, власти предполагают, что в дальнейшем проблема решится в
основном сама собой - мигранты "цивилизуются" и будут
выполнять требования закона, который к тому же становится все либеральнее.
Ведь приехавшие в страну могут не только задержаться сразу на три
года, но и получить российское гражданство - с учетом того, что
поправки в соответствующий закон смягчили процедуру "натурализации".
Злостные нарушители же будут отслеживаться с помощью единой информационной
базы. Однако следует заметить, что до создания базы (аналогичной
уже созданной в США) еще далеко, и в Россию еще могут въехать миллионы
нелегалов. И осесть в стране надолго - с учетом того, что сфера
оформления регистрации, да и российского гражданства в значительной
мере коррумпирована. Только прокуратура Москвы в прошлом году пресекла
деятельность 110 фирм и 61 физлица, занимавшихся оформлением соответствующих
"левых" документов. Надо учитывать, что если процедура
трудовой регистрации будет максимально либерализована, то очень
трудно будет отследить реальный род занятий мигранта, а значит и
налоговые поступления в бюджет возрастут несильно, и увеличится
криминальный вал (по данным Чекалина, иностранцы совершают в РФ
35 тысяч преступлений только насильственного характера - реально
эта цифра может быть в несколько раз больше).
На другой путь решения проблемы трудовых ресурсов - подъем рождаемости
в стране - власти обращают внимание куда меньшее. Во всяком случае,
законодательных инициатив по этой части практически нет, а появляющиеся,
как правило, застревают еще на стадии обсуждения в Госдуме. Между
тем, как показывает опыт, решить проблему "естественным путем
с помощью искусственного регулирования" можно. Пусть это опыт
тоталитарных режимов (или полутоталитарных, как нынешний Китай,
который сначала добился сокращения "избыточной" рождаемости
в стране, а сейчас в некоторых провинциях развернул политику на
180% - и тоже не без успеха). Поощрить иммиграцию, конечно, проще,
но что за страну тогда будет представлять из себя Россия лет через
20 (и сохранится ли вообще единство страны - с учетом демографических
тенденций, особенно на Дальнем Востоке), остается большим и сложным
вопросом.
Алексей ВИНОГРАДОВ. "RBC daily", 15
января 2004 года
|