… о будущем безвизового режима в СНГ
|
Паспортно-безвизовый контроль
|
Страны СНГ планируют ужесточить режим пересечения своих
границ
Необходимо серьезно сократить перечень документов, по
которым можно пересекать границы СНГ, - к такому выводу пришли в
среду главы департаментов консульской службы МИДов Содружества.
Участники закончившегося в среду в Астане консультативного совета
подчеркнули: решение носит рекомендательный характер. Однако не
исключено, что в перспективе для любого выезда за пределы России,
хоть в Киев, хоть в Душанбе, понадобится заграничный паспорт.
С документами в СНГ и так все непросто: для части стран
(Грузия и Туркмения) нужны визы, что автоматически подразумевает
наличие заграничного паспорта, с другими (как, например, с Украиной)
- формальных ограничений нет, но лучше все-таки сразу брать заграничный
паспорт - на практике так на границе спокойнее и проще.
Главы департаментов консульских служб решили: из перечня
документов, позволяющих въезд из одного государства СНГ в другое,
необходимо исключить, во-первых, свидетельство о рождении ребенка,
а во-вторых, удостоверения личности, не являющиеся паспортами (например,
военный билет). То есть на границе с СНГ должен быть обязательным
как минимум внутренний паспорт. Мотивация консульских работников
такова: по свидетельству о рождении легче, чем по паспорту, незаконно
вывезти ребенка, а различные удостоверения личности успешно используют
всякие нелегальные мигранты.
- Мы все пришли к единому мнению, что нужно сокращать
документы, которые могут использовать в первую очередь криминальные
элементы, - заявил в Астане глава департамента консульской службы
МИД Казахстана Валихан Конурбаев.
Консульские работники в Астане сообщили: окончательный перечень
документов, по которым можно пересекать границы СНГ, они даже в
качестве рекомендации назвать пока не готовы, нужны дополнительный
анализ и новые серии переговоров. В пока еще не сокращенный перечень,
помимо военного билета и свидетельства о рождении, входят, например,
вид на жительство, разрешение на временное проживание и паспорт
моряка. Их в числе озвученных кандидатов на сокращение не оказалось.
Идеи изменения правил въезда и выезда в рамках СНГ обсуждаются
не в первый раз, причем в Астане был представлен смягченный вариант
сокращения документов, необходимых для пересечения границы. Предлагают,
например, минимизировать перечень документов до нескольких разновидностей
загранпаспортов: "красного" - общегражданского, "синего"
- служебного, "зеленого" - дипломатического. Но, говорят
источники "Известий" в российском МИДе, такая перспектива
если и есть, то она весьма отдаленная. По крайней мере, в повестке
ближайшего саммита СНГ, который пройдет на следующей неделе в Ялте,
темы изменения правил пересечения границ нет, и не факт, что она
появится к следующему саммиту. Формально саммит и ни при чем - перечень
документов устанавливается на двухсторонней основе. Однако без общих
консультаций на высшем уровне подобные идеи принять нельзя - появится
слишком много лишних обид.
Первый минус радикального сокращения перечня документов
- политический. Перейти на загранпаспорта - это значит признать,
что от СНГ осталось только название. Что в принципе переживаемо:
когда-то функционеры СНГ в числе главных заслуг этой организации
называли свободное передвижение граждан, потом местами появились
двухсторонние визовые режимы, но в СНГ ничего не изменилось. Второй
минус - технический. В Таджикистане, например, не у всех есть новые
внутренние паспорта, не говоря уж о заграничных, да и не все пункты
пропуска, в том числе и российские, имеют оборудование, позволяющее
моментально вычислить криминал и подделку. Вводить же загранпаспорта
просто для красоты бессмысленно.
Но плюсы все равно рискуют перевесить, среди них первый
и главный - общее почти для всех желание поставить хоть что-то на
пути незаконной миграции. Для России это еще и шаг в сторону реального
укрепления собственных границ, необходимого для нормальных отношений
с ЕС и каких-либо, пусть минимальных, результатов переговоров о
перспективах безвизового въезда в Европу. Примерно в этом же заинтересована
и Украина, которая, возможно, первой среди стран СНГ изменит правила
пересечения границ.
- Между Россией и Украиной действуют двухсторонние соглашения,
регламентирующие перечень документов для пересечения границы, в
нем есть и свидетельство о рождении, - пояснил "Известиям"
заведующий консульским отделом посольства Украины в Москве Иван
Кухта. - Сейчас работает смешанная российско-украинская комиссия,
идут консультации, в результате которых, возможно, будет принято
решение об изменении этого перечня на двухстороннем уровне.
Источники "Известий" говорят: не исключено,
что на российско-украинской границе загранпаспорта станут необходимостью
с начала 2005 года. Решения пока нет, такая дата называется лишь
в качестве варианта. Параллельно между Россией и Украиной идут переговоры
по соглашению о реадмиссии, то есть по обязательствам принимать
обратно нелегальных мигрантов. Таким образом российско-украинская
граница может стать хоть и безвизовой, но достаточно жесткой.
Что же касается уже озвученных "смягченных"
рекомендаций консульских служб, то даже в случае их реализации ничего
радикально не изменится - миграция не станет более контролируемой,
а незаконный вывоз детей вряд ли прекратится. Правда, станет легче
работать пограничникам: как раз свидетельства о рождении почти во
всех странах СНГ печатаются на национальных языках, и разобраться
в них на границе бывает непросто. Зато тяжелее бабушкам и дедушкам
- возможно, для поездки с внуками, например, в Крым придется оформлять
доверенности, как для самой настоящей Европы.
С кем России важнее безвизовый режим - с Европой или
странами СНГ?
Дмитрий ТРЕНИН, заместитель председателя Московского
центра Карнеги:
- Я думаю, что для России важнее стать страной, принятой в мировые
респектабельные клубы и сообщества. Из них ближайший к России Европейский
союз, стать членом которого России и надо стремиться. Приоритет
европейского направления перед СНГ соответствует основному направлению
модернизации России, ее внешней политики. В случае если Россия станет
членом Евросоюза, ей придется сильно отгородиться от Азии. Но при
этом у России могут существовать договоренности со странами, в которых
традиционно существуют большие русские общины.
Александр БОВИН, публицист:
- Я бы отдал предпочтение странам СНГ. Все-таки это постсоветское
пространство, где живет огромное количество русских, огромные многолетние
связи. Сначала надо достичь безвизового режима со странами СНГ,
а потом договариваться с Европой. Только пока мы будем от Европы
требовать признания того, что в Чечне у нас международный терроризм,
Европа будет для нас закрыта. Это же абсолютно естественная реакция
- закрыться от страны, где процветает международный терроризм.
Владимир ШУМИЛОВ, доктор юридических наук, профессор
Всероссийской академии внешней торговли, член Клуба "Известий":
- Я бы не делал предпочтений. Потому что нам нужен безвизовый режим
и с СНГ, и со странами Европы. И рано или поздно так и будет, -
может быть, уже лет через пятьдесят. Со странами ближнего зарубежья
мы экономически больше связаны. Но и в европейское пространство
нашему бизнесу обязательно надо обеспечить беспрепятственный доступ.
А сейчас со стороны Европы фактически стоит "железный занавес".
Конечно, проще договориться нам будет со странами СНГ, поэтому с
этого и надо начинать. И сразу же "продавливать" вопрос
с Европой. И с США, кстати, тоже. А то с американцами мы на днях
уже договорились о том, что они будут за тридцать дней уведомлять
россиян об отказе в визе. Это же просто смешно!
Галина ЖУРДАН, доцент кафедры международного
туризма МГИМО, член Клуба "Известий":
- Однозначного ответа нет, так как сложно удовлетворить интересы
разных граждан и предприятий. Кому-то важно беспрепятственно посещать
родственников или торговать с ближним зарубежьем, кто-то рвется
в Европу. Что касается моих личных предпочтений, поскольку я не
связана с бизнесом в СНГ и родственников у меня там нет, то предпочитаю
безвизовый режим въезда в европейские страны. По той простой причине,
что они кажутся мне более привлекательными для отдыха.
Виктор МАРЦИНКЕВИЧ, доктор экономических наук,
сотрудник Института мировой экономики и международных отношений
РАН, член Клуба "Известий":
- Безвизовый режим с Европой - это однозначный плюс. А вот если
говорить о странах СНГ, то такой режим уже таит в себе помимо привлекательных
черт и большие опасности. Ведь в этих странах масса проблем: демографических,
экономических, связанных с преступностью и терроризмом. И в случае
установления безвизового режима мы становимся уязвимы, открыты для
негативного влияния. Хотя, конечно, в СНГ входят разные страны,
и вопрос с каждой должен решаться отдельно.
Вячеслав ИГРУНОВ, директор Международного института
гуманитарно-политических исследований:
- На мой взгляд, это совершенно несопоставимые вещи. Для жителей
России безвизовый режим со странами СНГ - жизненно необходимая вещь.
Речь здесь идет не о внешнеполитических, а о семейных, родственных,
дружеских связях - это повседневная жизнь. В то время как безвизовый
режим с Европой - вопрос скорее успеха, может быть, даже роскоши,
но никак не ежедневного быта для большинства россиян. А разговоры
о том, что при безвизовом режиме, скажем, с Таджикистаном Европа
будет для нас закрыта, - просто отговорки. Все это технические вопросы,
и решаются они довольно просто, без вмешательства большой политики.
Наталия АЛЕКСЕЕВА. "Известия", 11 сентября
2003 года
|