… об альтернативной гражданской службе
|
Максим Топилин: "Альтернативщик" должен
объяснить, почему он не может служить в армии"
|
До осенней призывной кампании осталось меньше месяца.
В конце сентября будет подписан президентский указ, и с 1 октября
военкоматы начнут рассылать повестки призывникам. По оценкам военных,
немалая часть из них захочет проходить альтернативную гражданскую
службу. О том, какие условия надо соблюсти, чтобы стать альтернативщиком,
заместитель министра труда и социального развития Максим ТОПИЛИН
рассказал обозревателю "Известий" Дмитрию Филимонову.
- Альтернативная служба существует или нет? Вроде бы Конституция
ее гарантирует каждому, кто не желает служить армии. Журналисты
рассказывают про мальчишек, которые вместо армии работают в больницах,
в домах престарелых, в пожарных командах. Но в то же время военные
власти привлекают этих мальчишек к суду.
- Конституция Российской Федерации предусмотрела право
альтернативной гражданской службы еще в 1993 году. 59-я статья Конституции
гласит: если вероисповедание или убеждения молодого человека противоречат
прохождению военной службы, он может выбрать альтернативную. Однако
на протяжении десятка лет эта конституционная норма не была подтверждена
законом. В Конституции сказано: эта статья работает только при наличии
соответствующего закона. А его не было. Десять лет Министерство
обороны и Министерство труда разрабатывали различные варианты такого
закона. И вот наконец-то в 2002 году он был принят Государственной
думой и подписан президентом. Закон вступает в силу 1 января 2004
года. То есть все призывники получают право на прохождение альтернативной
гражданской службы с 1 января 2004 года. Осенью 2003 года такого
права у призывников еще нет.
- А те альтернативщики, про которых рассказывала пресса,
которых показывали по телевизору, - им зачтется их служба?
- Пока не было закона, не было и альтернативной службы.
Самодеятельность, которая предпринималась в ряде регионов, - незаконна.
И те молодые люди, которые пошли на альтернативную службу по решению
отдельно взятых мэрий, оказались вне закона.
- Что же получается? Каждый, кто альтернативно прослужил
два года, сейчас должен по второму разу это сделать?
- Да, если он сочтет это нужным для себя. Если ему пришлют
повестку в военкомат, он должен туда явиться. Он будет служить -
либо в армии, либо альтернативно. Ему не засчитывается потраченное
время, потому что не было закона. Не было определено: кто и на каких
основаниях предоставляет возможность альтернативной службы, в каких
организациях служить альтернативщикам, на каких должностях и какие
сроки. Правила игры устанавливались незаконно. Законные правила
вступают в силу, повторяю, с 1 января 2004 года.
- То есть отдельно взятые мэрии проявили самодеятельность,
а мальчишки останутся крайними?
- По каждому отдельному случаю решение принимают суды.
- Вы, наверное, прогнозируете, какое число призывников
уйдет "в альтернатив".
- Это сложный вопрос. Мы пытались провести исследования
совместно с Министерством обороны. Число людей, которые получат
право альтернативной гражданской службы, колеблется в пределах двух
тысяч человек в год. Когда закон обсуждался в Думе, было много разногласий.
Во-первых, сколько должны служить альтернативщики: два года, три
или четыре. Когда закон приняли, прогнозная цифра составила около
тысячи человек. Но эта цифра - условность. Если выяснится, что на
альтернативную службу изъявило желание пойти три, пять, шесть тысяч,
так и будет, но при этом нужно обосновать свои доводы.
- А сколько будет служить альтернативщик?
- Если юноша не имеет высшего образования, он будет
служить в 1,75 раза больше, чем солдат. То есть сорок два месяца.
Если имеет высшее образование - 21 месяц.
- А кто и как будет решать - забрить в солдаты или отправить
"в альтернатив"?
- Для начала молодой человек должен написать заявление.
Рассматривать его будет призывная комиссия. Существует механизм
отсеивания. Хотя это нельзя называть отсеиванием. Человек не должен
доказывать, что его убеждения не позволяют ему служить в армии.
По закону никто свои убеждения доказывать не должен. Просто должны
быть веские доводы, что твои убеждения, твое вероисповедание противоречит
военной службе. Призывная комиссия рассматривает заявление, в котором
молодой человек обосновывает свою жизненную позицию. Он может приложить
различные документы, если считает это необходимым. Процедура построена
на праве гражданина предоставлять или не предоставлять документы,
сведения, которые могут его доводы обосновать. Человек может привести
свидетелей, которые способны подтвердить, что он приверженец пацифистской
организации, какой-либо конфессии.
- То есть нужно не доказывать, но доказать, что ты пацифист?
- Не доказать, а подтвердить. Это очень тонкая грань,
которую сложно определить. У нас в стране такой практики нет. И
мы будем отрабатывать механизм уже во время работы призывных комиссий.
- А судьи кто - члены призывных комиссий?
- В состав призывных комиссий помимо военных входят
представители местных властей, общественных организаций, учителя,
сотрудники центров занятости населения. Это независимый орган, в
котором не превалируют военные. Никаких разнарядок на количество
альтернативщиков, естественно, не будет.
- Предположим, у призывника Иванова есть справка, что он
поступил в духовную семинарию. А у Сидорова никакой справки, но
он ловит мух, вместо того чтобы их убивать, и выпускает в форточку.
Иванов получит право альтернативной службы, а Сидоров нет. Разве
это справедливо?
- Смотря в какую духовную семинарию поступил. Если в
православную, то никакой альтернативы быть не может. Православие
призывает к защите Отечества. Но есть ряд религий, которые действительно
ограничивают военную службу для своих членов, им запрещено носить
оружие.
- Список есть?
- Сейчас мы с Минюстом и Минобороны работаем над этим
вопросом, чтобы призывные комиссии могли ориентироваться.
- Где будут работать альтернативщики?
- В организациях, которые подведомственны федеральным
органам власти и субъектам Российской Федерации. Так определено
законом.
- А в муниципальных учреждениях, скажем, в городских больницах?
- Нет, в муниципальных учреждениях прохождение альтернативной
службы не предусмотрено. На эту тему тоже была дискуссия во время
обсуждения закона. Понятно, что больше всего больниц, домов престарелых
и детдомов находятся в подчинении у муниципальных органов. Но решили
пока ограничиться федеральными и региональными организациями. Потому
что очень сложно отработать механизм взаимодействия с муниципальными
властями. Кроме того, мы провели исследования и выяснили, что в
организациях федерального и регионального подчинения есть более
50 тысяч "резервных" рабочих мест. Альтернативщики могут,
например, служить в Подмосковье, где у Минтруда есть геронтологический
центр. Там не хватает санитаров, нянечек. У Минздрава есть федеральные
больницы. Без работы не останутся.
- Но ведь самые нищие больницы, дома престарелых - в глубинке.
Не федерального, а местного подчинения.
- Да, но мы сперва отработаем механизм, а потом, я не
исключаю, закон предоставит возможность прохождения альтернативной
службы и в муниципальных организациях.
- Значит, и в общественных благотворительных организациях
- скажем, в хосписах - альтернативщики работать не будут?
- Если учредитель хосписа администрация области - пожалуйста.
- А если это международная благотворительная община?
- Пока нет.
- Они будут служить дома или их будут, как солдат, отправлять
в другие регионы?
- Это был один из самых обсуждаемых вопросов во время
принятия закона. Решили сделать так: поскольку альтернативная служба
- это замена военной службы, где, как известно, существует принцип
экстерриториальности, то и альтернативщиков будут направлять в другие
регионы Российской Федерации. Но в отдельных случаях Министерство
труда может оставлять человека служить в родном городе, поселке,
если это связано со здоровьем его родителей, семейным положением.
Или, скажем, если будет недостаточно организаций, которые могут
предоставить жилье. А это обязательное условие альтернативной службы
- работодатель предоставляет жилье.
- А если он сбежит из больницы, его будут ловить и судить
как дезертира?
- Есть закон об уголовной ответственности за уклонение
от альтернативной гражданской службы. Сейчас мы работаем над поправками
в Уголовный и Административный кодексы в части ответственности.
Потому что, на мой взгляд, ответственность должна быть мягче, чем
за дезертирство из армии. Это связано и с государственной линией
общего смягчения наказаний. Будет выстроена система контроля. Работодатель
должен периодически информировать центры занятости, эта информация
будет стекаться в Минтруд. Для этого мы разрабатываем автоматизированную
систему АГС.
- А если он пьянствует, дебоширит, мучает престарелых вместо
того, чтобы ухаживать за ними, его что - в армию заберут?
- В таких случаях будут приниматься меры административного
и уголовного взыскания. Это будет считаться уклонением от прохождения
службы. Все эти моменты сейчас как раз уточняем с Минюстом. Понимаете,
у нас нет практики, сейчас очень сложно предположить все варианты
- что будет.
- Но вы же, наверное, когда разрабатывали закон, пользовались
законодательствами других стран, где давно существует альтернативная
служба?
- Законопроект готовило Министерство обороны. Они изучили
соответствующие законодательства разных стран. А мы, Министерство
труда, сейчас плотно сотрудничаем с германским Агентством по делам
АГС. У нас много общего и много различий. В Германии, например,
зарплату альтернативщикам платит государство, а не работодатель.
Там кандидаты на альтернативную службу пишут сочинения - почему
они не могут служить в армии. Там решение о предоставлении альтернативной
службы принимает не призывная комиссия, а Агентство по делам АГС.
Они могут служить за границей. Даже в российских хосписах служат
юноши из Германии. И вообще у них тема альтернативы армейской службе
не стоит так остро, потому что армия в основном контрактная. Но
и в Германии, и в любой другой стране, где существует альтернатива,
юноша обязан убедить принимающих решение в том, что он не может
служить в армии.
Дмитрий ФИЛИМОНОВ. "Известия", 16 сентября
2003 года
|