Rambler's Top100

№ 127 - 128
22 сентября - 5 октября 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Московские Новости" о бедности в России
"Gazeta.kz" об экономическом росте и уровне жизни в странах Центральной Азии
"Труд" об уровне жизни в странах СНГ
"Труд" о бедности в США
"GlobalRus.org" о невозможности "плавильного котла" в России
"Известия" о регулировании иммиграции
"Известия" о будущем безвизового режима в СНГ
"Gazeta.kz" о миграции в Казахстане
"Berliner Zeitung" о проблеме нелегальной иммиграции в ЕС
"Эхо Москвы" и "Труд" о проблеме незаконной иммиграции в России
"Газета.Ru" о нелегальной миграции в Москве
"Российская газета" о миграции в Краснодарском крае
"Газета" о трафике людей
"Известия" о русских и "русскости"
"RBC-daily", "Коммерсантъ" и "Бизнес & Балтия" о русских в свете вступления государств Балтии в ЕС

"Известия" о мировом населении
"Известия" о демографических проблемах глазами Чубайса
"Ведомости" о способах решения демографических проблем России
"Время Новостей" о недавнем решении Правительства по абортам
"Российская газета" и "Труд" о жилье для молодых семей
"Независимая газета" о насильственной смертности в России и мире
"Российская газета" о "войне на дорогах"
"RBC-daily" о грядущих климатических катастрофах
"Независимая газета" проблеме наркомании в России
"Известия", "RBC-daily" и "Независимая газета" о СПИДе
"Frankfurter Rundschau" о проблемах трансплантологии
"Время Новостей" о труде подростков
"Независимая газета" о проблемах российской науки
"Известия" об альтернативной гражданской службе
"Газета" и "Новая газета" о пенсионной реформе

… о регулировании иммиграции

Анатолий Дмитриев: "Миграцию надо умело регулировать"

После публикации в "Известиях" интервью с директором Института этнологии и антропологии Валерием Тишковым в редакцию обратился его коллега - член-корреспондент РАН Анатолий Дмитриев. Он является руководителем исследовательского проекта "Конфликтогенность миграции". По мнению Дмитриева, миграцию нужно жестко регулировать, потому что мигранты являются потенциальным источником конфликтов. Свои аргументы Анатолий ДМИТРИЕВ изложил в интервью корреспонденту "Известий" Наталье Коныгиной.

- Анатолий Васильевич, вы считаете, что мигранты и коренное население не могут мирно сосуществовать?

- Могут. И сосуществуют во многих странах. Однако наша внешняя миграция - массовая и зачастую нелегальная. Это касается как людей, приезжающих на постоянное место жительства, так и временных трудовых мигрантов. Но массовая незаконная миграция несет нагрузку на психику людей, постоянно проживающих на этой территории. А от психологической напряженности недалеко и до конфликтов. В общем, миграцию надо умело регулировать, чтобы избежать конфликтов.

- Каким образом?

- Во всем цивилизованном мире существуют правила, которые регулируют миграцию. Например, американцы приветствуют только законных квалифицированных мигрантов. У нас другая ситуация: уезжают высококвалифицированные работники, а приезжают чаще всего малоквалифицированные и малообразованные. Я предлагаю миграционным службам обращать внимание на уровень образования мигрантов, их пригодность к работе - я говорю о тех, кто приезжает на постоянное место жительства. Это требует финансов, но окупится - будет меньше напряженности. Проблема в том, что есть люди с криминальными привычками. Это надо учитывать. В Америке составляют списки нежелательных мигрантов, берут их отпечатки пальцев. Поэтому нам надо подумать о введении визового режима со многими странами СНГ. Дружба дружбой, но миграция должна быть контролируемой и взаимовыгодной. Последнее время стали предприниматься робкие попытки ее регулировать - я говорю о введении миграционных карт.

- То есть вы считаете, что миграционные карты - это правильно?

- Это абсолютно правильно. Трудовую миграцию надо поощрять, если мигрант официально оформлен, если работодатель несет за него ответственность. Но при этом должно учитываться то, что мигранты стараются поселиться у своих родственников, у людей, которые их приглашали, то есть возникают районы, где живут этнически однородные мигранты. Это создает проблемы. Получаются довольно жесткие диаспоры со своими обычаями. Крайний случай - это Косово, где сначала было 10 процентов албанцев, но примерно через 30 лет их стало уже 80-90 процентов.

- Получается, что надо не допускать компактного заселения мигрантов? Надо их рассеивать?

- Запрещать им селиться вместе невозможно, но учитывать это их стремление нужно. Во-первых, надо работать с руководителями диаспоры, старейшинами. Во-вторых, предоставлять мигрантам возможность работать не только в месте этого компактного проживания. И надо учить их, как бы ни было это трудно, русскому языку и разного рода правовым кодексам.

- Где в России, на ваш взгляд, основные конфликтогенные зоны, связанные с миграцией?

- Это Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская и Астраханская области, некоторые республики Северного Кавказа. И, разумеется, Москва. Что касается внешней миграции, то я бы назвал Дальний Восток и Сибирь. Пока отношения с КНР нормальные, освоение этих земель китайцами не вызывает у населения особого раздражения и тем более вражды. Но ведь можно подумать и о ситуации, которая может сложиться лет через десять.

- Основная причина конфликтов в Москве - экономическая, психологическая или культурная?

- В Москве я бы на первое место поставил необходимость соблюдать правовые нормы. Здесь среди мигрантов очень много криминальных элементов. Миф, распространяемый СМИ, о том, что преступник не имеет национальности, - это чепуха. Была у него национальность, а совершил преступление - потерял? Конечно, перед судом все равны, но известно, что в городе существуют мощные группировки, образованные по этническому принципу. На втором месте - экономическая конкуренция. Третья причина - культурная. У местных жителей и мигрантов разные культуры. Не в смысле, что одна выше, другая ниже, а просто разные. На бытовом уровне, например, многих раздражают гортанные крики-разговоры кавказцев в общественном транспорте. В то же время редко когда русский парень уступит пожилой женщине или пожилому мужчине место в метро. А кавказцы уступают чаще. Уважение к старшим - это их культура. Кавказцев я пьяными также редко вижу. Русских - сплошь и рядом.

- Должны ли приезжие и местные жители адаптироваться друг под друга?

- Нужно учитывать права и возможности этнических меньшинств, но не адаптироваться под них. Их много, и они все разные. Москвичи ведь не должны поголовно изучать азербайджанский или китайский язык?

- Создание национально-культурных автономий может помочь мигрантам адаптироваться?

- Может. Через эти автономии можно поддерживать культуры многих этносов. Национально-культурные автономии также могут помочь мигрантам стать менее ожесточенными, потому что позволяют им собираться в чужой среде. Здесь единственным спорным моментом является создание автономий для русских в некоторых южных республиках. Например, в Дагестане. Там сейчас осталось довольно мало русских. Если им предоставить культурную автономию, им проще будет там жить. Но некоторые считают, что в таком случае русские и дагестанцы еще больше разъединятся.

"Известия", 13 сентября 2003 года

Поголовный контроль и учет

Въезд иностранцев в Россию поставят на научную основу

Сотрудники российских правоохранительных органов учатся лучше контролировать миграцию. Для этого Министерство внутренних дел и Международная организация по миграции (МОМ) провели в пятницу в Подмосковье научно-практическую конференцию. По замыслу организаторов, ее материалы должны помочь создать специализированные программы обучения для сотрудников органов внутренних дел.

В отличие от большинства мероприятий, посвященных нелегальному въезду в Россию, на этой конференции больше говорили о незаконной эмиграции. "Важно понять, что незаконная миграция из России - явление не менее опасное для страны, чем незаконный въезд на ее территорию. Последствия этой проблемы в отличие от незаконной иммиграции сказываются не сразу, но являются в равной степени негативными", - было сказано в материалах конференции.

- Основной ущерб наносится самим нелегальным эмигрантам, - считает координатор проектов МОМ Сергей Брестовицкий. - Они тратят последние деньги на то, чтобы в качестве беженца получить политическое убежище за границей. Но, например, в Бельгии положительный ответ дают только одному проценту. Остальных депортируют в Россию, а у них здесь ни квартиры, ни работы.

Чтобы получить убежище, мигранты являются за границу с легендами о том, как их здесь притесняли - убивали близких и томили их самих в застенках. Составление такой легенды стоит от трех до восьми тысяч долларов. От этого существенно страдает международный имидж России. А страны, куда уезжают мигранты, несут материальные убытки. Пока рассматриваются ходатайства, а это занимает 1,5-2 месяца, мигрантов надо кормить за государственный счет.

За последние полгода получить политическое убежище за границей пытались 12 тысяч россиян. Однако сколько из них делали это незаконно, сказать трудно. Еще полмиллиона наших соотечественников уехали за границу на работу. Среди них нелегальных мигрантов - большинство.

- Надо бороться с корнем проблемы, - пришел к неоригинальному выводу директор бюро Международной организации по миграции Марк Гетчел. - Эффективная миграционная политика должна способствовать тому, чтобы люди оставались работать дома.

В связи с нелегальной эмиграцией на конференции вспомнили и о торговле людьми. Сейчас в российском УК нет такого понятия. Закон, который должен внести в него поправки, до сих пор не принят.

Несмотря на то, что основной темой конференции была заявлена эмиграция, вспомнили и о приезжающих в Россию. Заместитель начальника Федеральной миграционной службы Михаил Тюркин сообщил, что уже подготовлены изменения в законы "О гражданстве" и "О правовом положении иностранных граждан". По его словам, порядок предоставления гражданства бывшим соотечественникам, особенно тем, кто служит или собирается служить в Российской армии, будет облегчен. Изменения в законе "О правовом положении иностранных граждан" коснутся трудовой деятельности. В интервью "Известиям" Тюркин сказал, что после принятия поправок к закону компаниям со стопроцентным иностранным капиталом не нужно будет получать разрешения на работу. Кроме того, рассматривается вопрос об отмене залога для выезда иностранного работника из России.

- По закону юридическое лицо должно вносить залог за привлекаемых иностранных рабочих. Мы сейчас думаем, как изменить это положение, чтобы не отвлекать оборотные средства предприятий, но в то же время иметь гарантии возвращения работника в его страну. Есть несколько путей. Либо страховать иностранных граждан, и если понадобится депортация, средства на нее брать из этих страховых взносов, либо увеличивать госпошлину.

Кроме того, Тюркин заявил о необходимости создания иммиграционной инспекции в масштабах всей страны. Сейчас иммиграционная инспекция в порядке эксперимента действует в пяти регионах России и занимается поиском недобросовестных предпринимателей, которые нанимают иностранных рабочих без соответствующих на то разрешений. Однако Тюркин сказал, что он не стал дожидаться конца эксперимента, и уже готовит предложения о создании иммиграционной инспекции во всех субъектах федерации.

Наталья КОНЫГИНА

Михаил АНТОШИН, начальник отдела паспортно-визового управления Москвы:
Если человек приехал в Россию на работу, вид на жительство ему не нужен. После вступления в силу закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" был определен новый порядок получения вида на жительство и введен институт временного проживания. Раньше законодательство было предельно просто - теперь все гораздо сложней.

Чтобы получить российское гражданство, надо подать заявление на временное проживание в свой ОВИР и четыре фотографии. Вместе с заявлением предоставить документы, удостоверяющие личность и гражданство, справку об отсутствии судимости, документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи прожиточный минимум при проживании в России, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность, свидетельство о браке, свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка. Затем - медицинские справки: сертификат об отсутствии у заявителя ВИЧ-инфекции, документ учреждения здравоохранения России, подтверждающий, что заявитель не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний: лепра, туберкулез, инфекции, передающиеся половым путем. Нужен и документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина.

Через год нужно подать заявление на получение вида на жительство. Но не стоит забывать, что в получении вида на жительство может быть отказано. Кроме того, вид на жительство может быть аннулирован, если гражданин выступал за насильственное изменение основ конституционного строя России или иными действиями создал угрозу безопасности России или ее гражданам, финансировал, планировал теракты, оказывал содействие в совершении теракта и совершал другие противоправные действия. Для граждан СССР, зарегистрированных по месту жительства в России до 22 мая 2001 года, разрешение на временное проживание не требуется, нужно оформить вид на жительство. Уже через год обратиться с заявлением о получении российского гражданства могут те, кто состоит в браке с гражданином России не менее трех лет; нетрудоспособные лица, у кого есть дееспособные сын или дочь, достигшие 18 лет. Сразу после получения вида на жительство могут подать на гражданство те, кто имел гражданство СССР и проживал в государствах бывшего СССР, оставаясь лицом без гражданства, а также граждане Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Все остальные должны прожить в России пять лет. Гражданин СНГ с паспортом своей республики никаких послаблений для получения российского гражданства не имеет.

Вид на жительство и разрешение на временное проживание нужны только тем, кто решил остаться в России. Если человек приехал работать, достаточно иметь разрешение на работу и регистрацию по месту пребывания. Уточнить все детали можно в службе паспортно-визового управления Москвы. Телефон - 208-20-91.

Ольга ТИМОФЕЕВА. "Известия", 13 сентября 2003 года

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most