… об экономическом росте и уровне жизни
в странах Центральной Азии
|
Экономический рост центрально-азиатских республик,
как фактор напряженности в регионе
|
В последние три года в большинстве стран СНГ наблюдается
рост в экономическом развитии. Конечно, в некоторых странах экономика
развивается и подходит вплотную к международным стандартам, в других
- только пытается достичь уровня 90-х годов прошлого века.
При этом нужно отметить, что уровень жизни почти во
всех странах СНГ начинает повышаться, а масштабы бедности постепенно
сокращаются. Но насколько быстро будут проходить эти два взаимосвязанных
между собой процесса трудно судить, по крайней мере, в настоящее
время.
При наличии большого количества официальных заявлений
о росте ВВП и снижении прожиточного минимума многие из экспертов
склоняются к мнению о предоставлении частичной информации. То есть
о прозрачности экономики на уровне государств СНГ в настоящее время
можно говорить с большой натяжкой.
В настоящее время уровень жизни во многих странах СНГ
остается низким, неравенство в доходах между различными категориями
людей велико, а большинство живут в бедности.
Нужно отметить, что также растет поляризация между наиболее
богатыми и наиболее бедными категориями граждан в странах СНГ. При
этом многие признают, что тем странам, которые желают добиться прогресса
в социальном и экономическом плане, необходима долгосрочная помощь
и поддержка. В результате чего в 2002 году финансовые учреждения
во главе с Всемирным банком вместе с правительствами беднейших стран
СНГ (шесть стран Закавказья и Центральной Азии и Молдовы) начали
реализацию программы "Инициатива СНГ-7".
Цель данной программы состоит в содействии экономическому
развитию и сокращению масштабов бедности через улучшение инвестиционного
климата, осуществления структурных реформ в социальной сфере. Нужно
отметить, что в настоящее время почти во всех странах СНГ происходит
рост национального дохода. Так в Кыргызстане после 45% сокращения
ВВП в 1989-1998 годах, в 1998-2002 годах произошел 10%-й рост, что
соответствовало изменению ситуации в стране. Таким образом, в Кыргызстане
ВВП на душу населения в 2002 году был на 35% ниже по сравнению с
1989 годом.
Лидирующие позиции в Центральной Азии занимает Казахстан. Так если
в 1989-1998 годах ВВП Казахстана снизился на 34%, то уже в 1998-2002
годах произошел рост ВВП на 42%, что показывает не только достижение
уровня 1989-1998 годов, но и реальный рост ВВП.
На последнем месте в Центрально-азиатском регионе стоит
Таджикистан. Этому есть объяснения, а вернее сказать, веские причины,
- гражданская война и длительный восстановительный процесс. Но остается
загадкой, как на второе место по росту ВВП в Центральной Азии вышел
совершено закрытый для всех Туркменистан. Если в 1989-1998 годах
в Туркменистане наблюдалось снижение ВВП на 58%, то уже в 1998-2002
годах наблюдается рост ВВП на целых 54%.
Узбекистан, несмотря на критику его экономической модели,
умудрился выправить ВВП почти наполовину. Так в 1989-1998 годах
ВВП Узбекистана снизилось на 24%, а в 1998-2002 годах вырос на 12%.
В настоящее время две вышеупомянутые последние республики, несмотря
на критику их социально-экономической модели, находятся на подъеме.
И если в Туркменистане есть природные ресурсы, которые позволяют
избежать экономических коллизий, то в Узбекистане должны рассчитывать
только на трудовые ресурсы и продуманную экономическую модель с
обязательным контролем со стороны государства. И если рассматривать
50% рост ВВП (то есть рост ВВП по отношению к его уровню в 1989-1998
годы), то по своим параметрам Республика Узбекистан превосходит
государства Балтии (например, Литву). При этом нужно отметить тот
факт, что Литва при ее демократическом строе, рыночной экономике
и прозрачной финансово-экономической системе и членстве с 2004 года
в Европейском союзе уступает в росте ВВП Узбекистану (в 1989-1998
годах снижение ВВП на 33%, в 1998-2002 гг. рост ВВП на 15%).
Конечно, в данном случае можно апеллировать к численности
населения в Литве и Узбекистане, но стоит принять во внимание, что
чем больше численность населения, тем больше проблем может возникнуть
с трудоустройством, с проведением социальной политики внутри государства.
Нужно отметить, что рост национального дохода является
результатом роста занятости населения и увеличения заработной платы.
Отсюда и рост заработной платы по сравнению с 1990-ми годами. Но
наблюдается интересная картина в сфере занятости населения центрально-азиатских
республик. Так, если в Казахстане в 1989 году процент занятости
по отношению к численности населения в возрасте 15-59 лет составлял
82,6%, то в 2001 году - только 72,8%. В Кыргызстане также наблюдается
подобная тенденция 62,6% в 2001 году против 74,3% в 1989 году.
Куда же девались те десять-двенадцать процентов трудоспособного
населения вышеупомянутых республик? В чем причина уменьшения занятости
населения?
Конечно, можно соотнести все это с большим миграционным
процессом, происходящим в Центральной Азии в этот промежуток времени,
а также со снижением уровня рождаемости среди населения, но ситуация
в Узбекистане позволяет усомниться в этом. Как известно, в Узбекистане
наблюдается рост населения, который уже длительное время не только
не утихает, но и набирает темп. Но и в Узбекистане процент занятости
населения составляет 64,4% в 2001 году против 72,0% в 1989 году.
И совсем непонятна ситуация в Туркменистане. Так, если
в 1989 году процент занятости населения (отношение числа занятых
к численности населения в возрасте 15-59 лет) с 77,9% в 1989 году
повысился до 91% в 2001 году Противоречивая статистика позволяет
делать аналогичные выводы.
Как ранее, так и сейчас ситуацию, связанную с социально-экономическим
развитием стран СНГ и республик Центральной Азии, нельзя в полной
мере представить как благополучную. Рост ВВП, а вернее возвращение
многих республик региона к уровню ВВП 1989-1998 гг. показывает насколько
трудным был процесс, связанный с обретением независимости и суверенитета,
как в политическом, так и в экономическом аспектах. При том, что
в Центральной Азии, в отличие от Европы, наблюдается демографический
рост населения и, как следствие этого, рост трудоспособного населения,
нужно быть готовым к тому, что могут активизироваться миграционные
процессы (в поисках работы и места жительства, а не по политическим
мотивам), а также обострение внутриполитической ситуации в каждой
отдельно взятой республике Центрально-азиатского региона, что, в
связи с преклонным возрастом политической элиты Центрально-азиатских
республик, чревато политическими катаклизмами.
Также не нужно упускать из поля зрения деятельность
различных религиозных объединений, так как представители религиозных
течений не упустят свой шанс воспользоваться ситуацией. А ситуация,
когда в Центрально-азиатских республиках вместе с ростом пропасти
между богатыми и бедными появляется большое количество недовольных
безработных, потерявших веру в свое правительство рядовых граждан,
которые в поисках заработка могут стать разменной картой в политической
игре, будет постоянно накаляться. При этом создается парадоксальная
ситуация: если при низком социально-экономическом уровне республики
Центральной Азии могли столкнуться с ростом недовольства со стороны
рядовых граждан, то и сейчас, при росте благосостояния граждан у
центрально-азиатских республик могут возникнуть проблемы, связанные
с социальным неравенством.
А эта, на первый взгляд абсурдная ситуация может стать
вполне реальной при отсутствии изменений в социально-экономической
программе большинства центрально-азиатских республик.
Олег СИДОРОВ. "Gazeta.kz", 2 сентября
2003 года
|