Rambler's Top100

№ 567 - 568
16 - 29 сентября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Снова об алкоголе

Есть такая наука – алкология

Предпосылки и следствия выпивки

Регистрируемое и реальное потребление алкоголя

Смертность до и после антиалкогольной кампании

Вклад алкоголя в смертность мужчин и женщин

Убийства и самоубийства на фоне алкоголя

Почему же люди пьют?

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Снова об алкоголе

Над темой номера работал

Александр
НЕМЦОВ

Почему же люди пьют?

Так что же толкает население России к такому массивному и губительному пьянству? Ответить на это однозначно трудно. В самом общем виде можно сказать, что уровень потребления алкоголя в стране – мера неблагополучия ее населения. А как же экономически благополучные страны с высоким потреблением алкоголя? И там действует то же самое правило, только неблагополучие там имеет другие формы, потребление – другую структуру, а факторов, защищающих население от негативных последствий злоупотребления алкоголем, значительно больше. Упрощая до формулы, можно сказать, что там «пьют по-другому и закусывают лучше».

В нашей действительности для объяснения мощной алкоголизации населения можно выделить три группы факторов разного уровня, хотя все три изучены плохо. Труднее всего и только описательно можно обозначить важнейший фактор, обозначив его как экзистенциальный – низкая цена человеческой жизни, как для государства и его институтов, так и для окружающих. Может быть, еще более важно, что очень низка также самооценка россиян. Развал СССР, перестройка и рыночные реформы разрушили привычное мировоззрение, лишили большую часть людей социальных иллюзий. Вместе с тем скоротечность перемен и социально-экономическое расслоение общества мешает сложиться новому мировоззрению.

Другая группа факторов алкоголизации – экономическая, часть которой – бедность большой части населения. Около 15% россиян испытываю недостаток питания по калорийности, а попросту говоря - голодают. В 2004 году российский фонд Romir-monitoring провел исследование «Социально-экономические и медицинские последствия потребления алкоголя». В отчете об этом исследовании сделан обобщенный портрет российского пьяницы – «мужчина работоспособного возраста, проживающий на селе или в небольшом городе, с низким образованием, часто безработный или с низким доходом».

И действительно, после сопоставления доходов населения и самоотчетов о потреблении алкоголя в составе различных напитков, сделанных на основе данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» было показано (рис. 19), что люди с низкими доходами (на графике децили 1-4) потребляют значительно больше алкоголя в сравнении с потребителями, имеющими средние доходы (децили 5-7). Приблизительно это соотношение алкоголя равно 2:1. При этом в потреблении бедных значительную долю составляют нелегально произведенные напитки (самогон). На графике часть таких напитков присутствует и рубрике «водка», так как значительная часть водки, изготовленной на легальных предприятиях, выходит на рынок без уплаты акцизов (так называемая «водка третьей смены»). Это по самоотчетам опрошенных.

Рисунок 19. Соотношение доходов населения и потребление алкоголя по самоотчетам респондентов

Источник: РМЭЗ.

А по заключению внешних наблюдателей (участковые милиционеры и районные наркологи17), доля злоупотребляющих алкоголем среди бедных соотносится с долей потребителей со средним достатком как 3,5:1, т.е. это отношение еще больше (рис. 20).

Рисунок 20. Мнение экспертов  (наркологов и милиционеров) о злоупотреблении алкоголем в зависимости от доходов

Следует отметить, что самоотчеты людей о явлениях, негативно воспринимаемых обществом, всегда занижены. Это касается и потребления алкоголя (рис. 19), причем во всех странах - такова психологическая защитная реакция. Но в России разница между реальным и сообщаемым потреблением особенно велика в силу особенностей психологии россиян, ее «фасадных» свойств и настороженности «как бы чего не вышло». Поэтому следует относиться с большой осторожностью к результатам опросов вообще, а в России особенно. Различие подтверждается исследованиями, в которых опросы дублируются химическими тестами на употребление алкоголя, а финский исследователь Симпура (Jussi Simpura)18 считает, что данные российских опросов о потреблении алкоголя надо удваивать, чтобы получить более точное представление о реальном потреблении.

Возвращаясь к рис. 20 стоит обратить внимание на то, что независимые эксперты показали очень сходные оценки (ордината – доля злоупотребляющих среди соответствующих групп потребителей).

Важным экономическим фактором сверхвысокого потребления алкоголя в России является низкая цена спиртных напитков. На рис. 21 показан рост среднего индекса цен на продукты питания и алкогольные напитки (индекс цен в 1990 году принят за единицу). К 2000 году эти цены разошлись в 4 раза, особенно сильно - после дефолта в 1998 года. Дешевизна алкоголя в нашей стране делает его доступным даже для беднейшей части населения и молодежи, а доступность ведет к росту потребления, что и было показано на рис. 5, а рост потребления - к увеличению негативных последствий.

Рисунок 21. Сравнительный рост цен на алкогольные напитки и продукты питания (1990 = 1)

Показателем нарастающего относительного удешевления алкогольных напитков служит также рост количества полулитровых бутылок водки, которые можно купить на среднестатистическую зарплату в стране. За 24 года - с 1982 по 2006 - этот показатель вырос в 3,2 раза, а по сравнению с 1972  - почти в четыре раза (рис. 22), что как нельзя лучше свидетельствует о росте доступности спиртного в России.

Рисунок 22. Сколько полулитровых бутылок водки можно купить на среднюю зарплату

С 2004 года, судя по зависимым от алкоголя показателям смертности (рис. 7), началось снижение потребления – скорее всего, вступили в действие естественные антиалкогольные факторы, как реакция на высокий уровень потребления и его тяжелые последствия (рис.4).

На рис. 23 потребление алкоголя (красные квадратики) представлены данными ВОЗ 2005 г.19 для мужчин с 15-летнего возраста. ВОЗ, как правило, пользуется показателями официальной государственной статистики с некоторой их корректировкой за счет оценки потребления нелегального алкоголя. Эти данные, как представляется, бывают несколько заниженными за счет обязательной для ВОЗ политкорректности. Но и по данным ВОЗ Россия - среди лидеров по потреблению алкоголя и особенно отличается от большинства стран высоким потреблением крепких напитков (в основном, водки) – красные треугольнички на графике. При этом Россия отстает по ожидаемой продолжительности жизни не только мужчин, но  и женщин, не представленных на  рис. 23.

Рисунок 23. Потребление алкоголя в литрах на взрослого (15 лет и старше) мужчину в год и ожидаемая продолжительность жизни мужчин, лет

Источник: Global status report on alcohol and health. WHO. 2011. Appendix III.

В западных (развитых) странах продолжительность жизни мало зависит от уровня потребления спиртного именно потому, что на западе состав напитков резко отличается от российского, где доминирует крепкий алкоголь (рис. 23 и 24). Другая особенность российского потребления уже обозначалась выше формулой «пьют по-другому и закусывают хуже». Иначе говоря, в западных странах высокий уровень благосостояния, медицинской помощи, питания и некоторые другие факторы препятствуют проявлению негативных последствий злоупотребления алкоголем в отличие от России, где эти факторы действуют слабо.

Рисунок 24. Соотношение напитков в структуре алкогольного потребления

Еще один фактор высокого уровня потребления – низкая культура населения. Несколько упрощая, это положение можно проиллюстрировать соотношением количества алкогольных проблем и уровня образования среди умерших мужчин в г. Ижевск20. Употребление суррогатов, тяжелое потребление и запои, а также наблюдение наркологического диспансера встречалось значительно чаще у потребителей алкоголя с неполным средним образованием по сравнению с более образованными потребителями, что подтверждается опросами контрольной группы мужчин  того же возраста (рис. 27).

Рисунок 25. Алкогольная смертность и образование

Источник: D.Leon et al. Hazardous alcohol drinking and premature mortality in Russia: a population based case-control study. Lancet, 2007, 369, p. 2001-2009.

Один из важнейших факторов тяжести алкогольных проблем и сверхвысокой смертности в России – порочное доминирование водки и ее суррогатов. Если в перечисленных на рис. 23 и 24 странах, как правило,  доминирует пиво и вино, то в нашей стране, даже по официальным данным (Росстат) преобладает крепкий алкоголь (58,1%), а его составе – водка. С учетом нелегального потребления, главным образом, водки (40-60% крепких напитков по разным оценкам) доля крепкого алкоголя еще выше (приблизительно 75% в 2009 году).

Главный и почти единственный вред алкогольных напитков заключен в самом алкоголе, если не считать, да и то условно, такими напитками растворы бытовой химии. Чем больше человек употребляет алкоголя, тем тяжелее последствия. Вот почему еще в начале 1980-х годов Всемирная организация здравоохранения рекомендовала правительствам переориентировать население своих стран на потребление слабоалкогольных напитков, как меньшее зло. Это связано с тем, что для организма важно, с какой скоростью алкоголь вводится в организм: чем медленнее, тем легче организм справляется со спиртным. Именно это и происходит при смене крепких на слабоалкогольные напитки, с которыми к тому же в организм как правило, вводится меньше алкоголя. Политика преференций для слабоалкогольных напитков приводит к снижению общего уровня потребления спиртного, что и является главной целью здоровой алкогольной политики. Хотя ориентация население на слабоалкогольные напитки не единственная мера для снижения потребления, но в условиях алкогольной катастрофы и такую меру следует активно поддерживать, создавать льготы для таких напитков и тем самым вытеснять с рынка крепкий алкоголь. При этом не следует воспринимать пиво как добро, а лишь как существенно меньшее из двух зол. К сожалению, в борьбе с крепким алкоголем вино не сможет стать «пристяжной» к пиву из-за его высокой цены и особенностей нашей культуры.

Если оставить в стороне страны Африки, то Россия единственная страна, где этот призыв ВОЗ не был услышан. Более того, не без давления водочного лобби в 2000 году в стране началась антипивная кампания, отголоски которой докатились до наших дней («Не СПИД, не туберкулез погубит Россию, а пивной алкоголизм молодого поколения» – Г.Г. Онищенко). Именно «пивной алкоголизм молодого поколения» и стал официальным мотивом антипивной кампании. Но пивная бутылка в руках подростка это не подростковая проблема, это правонарушение взрослого продавца, который продал подростку эту бутылку. Да и пагубность пивного алкоголизма в национальном масштабе – это еще один «алкогольный» миф. Проведенные недавно исследования показали, что «чисто» пивной алкоголизм составляет 1% среди всех больных алкоголизмом21, а доминирование пива только в запоях и только в последний год перед обследованием – 7,6% больных алкоголизмом22. Для этих больных характерны переходы с одного напитка на другие, в результате смены пьющей компании или других обстоятельств, но чаще и к сожалению - со слабых на крепкие.

Резкое доминирование в потреблении спиртных напитков водки обусловлено, помимо ее дешевизны, еще и тем, что грамм алкоголя в водке самый дешевый. Это по официальным данным, а с учетом дешевого нелегального алкоголя, еще дешевле23. Иначе говоря, на рубль, истраченный на водку, можно получить более сильное опьянение, чем на тот же рубль, истраченный на пиво, а тем более  - на вино. А главная цель выпивки – опьянение, которое веселит и создает у пьющего видимость  решения многих проблем. И не только, а может быть и не столько россиян к водке толкают традиции, как об этом часто говорят, сколько дешевизна этого самого «грамма».

Рисунок 26. Средняя цена 1 грамма алкоголя в напитках

Источник: расчеты автора (2006 г.)

Тяжесть алкогольных проблем страны в значительной степени определяется большим количеством нелегально произведенного крепкого алкоголя, который попадает на рынок, не облагаемый акцизами. Это определяет его дешевизну и доступность, как для бедной части населения, так и для молодежи. По разным оценкам, доля нелегального алкоголя составляет от 40% до 60%24 всех крепких напитков, которые выпивает население России. В прошлые годы, до начала антиалкогольной кампании, главным нелегальным напитком был самогон. Его производство резко увеличилось во время кампании, заложив экономический фундамент будущего нелегального производства. В последние годы самогон почти вытеснен водкой, производимой на легальных предприятиях, но уводимой от обложения налогами (так называемая «водка третьей смены»). Рыночная стоимость такой водки лишь немного превосходит ее себестоимость и стоимость пива, что делает невыгодным изготовление  самогона. Токсичность, как самогона, так и «водки третьей смены» сильно преувеличена - население губит не низкое качество спиртных напитков, а непомерное их количество (!). В условиях коррупции, которая в России приняла системный характер, подавить нелегальное производство спиртного очень трудно или невозможно, так как все это производство держится на коррупции, которая содержит также мощное водочное лобби в Думе. Именно поэтому думская антиалкогольная активность носит показной характер и направлена на проблемы второго и третьего плана. На коррупции держится государственный контроль алкогольной отрасли. Вот почему так неэффективна в борьбе с нелегальным алкоголем деятельность всех структур МВД. Министр внутренних дел доложил в 2009 году, что органами МВД было арестовано и ликвидировано 7 миллионов литров алкогольных суррогатов. Но это количество соответствует 20 мл/чел/год или 0,15% всего выпитого в стране алкоголя. Если предположить, что все другие показатели борьбы МВД с нелегальным алкоголем в той же малой степени отражают реальное положение дел (в 2009 году ликвидирован 601 подпольный цех по изготовлению алкогольных суррогатов), можно представить  истинный размах подпольного  производства. И это - не считая «водки третьей смены.

2000 год, год смены президентской власти в России, стал переломным и для алкогольной политики. Именно в этом году был создан Росспиртпром, главной функцией которого было квотирование спирта – распределение спирта по предприятиям, производящим алкогольные напитки. Росспиртпрому были подчинены около ста таких предприятий и дано право присоединять новые, что и делалось очень активно в последующие годы. При этом значительная часть предприятий-производителей, особенно мелких, обанкротилась. В том же году началась антипивная кампания, а в следующем (декабрь 2001 года) в прямом телеинтервью Президент сказал, что в России «в пересчете на чистый алкоголь на душу населения потребление ниже, чем во Франции». И это верно, но только по официальным данным, которые не учитывают нелегальное производство. Затишье на поверхности алкогольной политики продолжалось до 2005 года, когда Президент издал два закона (№ 102-ФЗ и 114-ФЗ): по одному вводилась новая маркировка алкогольной продукции с 1 января 2006 года, по второму – резкое повышение уставного капитала для производителей и продавцов спиртного с 1 июля того же года. Но первые акцизные марки были напечатаны только в конце января и только на полулитровые бутылки водки; остальные печатались до конца года. А в середине года закрылось огромное количество мелких предприятий, торгующих спиртным, которые не могли осилить требования второго закона Президента. Все это вызвало глубокую дезорганизацию алкогольного рынка, продолжавшуюся два года, и как следствие - резкое снижение в 2006-2007 годах, как потребления, так и связанной с алкоголем смертности, начавшей снижаться еще в 2004 году. Снижение потребления было настолько значительным, что не произошло экстремального подъема смертности в январе 2007 года, типичного для России в предыдущие и последующие годы (на рис. 27 - помесячные данные Росстата РФ о смертях мужчин при отравлении алкоголем; зеленая прямая – регрессия для показателей 2004-2007 годов). В 2008 году торговля спиртным упорядочилась, а снижение смертности замедлилось и вышло на плато (красная линия – полином третьей степени для 2004-2013 годов). Примечательно, что замедление смертности произошло и происходит на фоне все новых и новых антиалкогольных законодательных актов и решений Правительства, которое ликвидировало не оправдавший себя Росспиртпром, а многие его функции были переданы вновь созданному Росалкогольрегулированию. Эта организация получила важное дополнительное право на лицензирование предприятий, а вместе с этим - возможность банкротить конкурентов и тем самым монополизировать алкогольную отрасль. Замедление снижения смертности в 2009-2013 годах свидетельствует о том, что законодательные и административные меры не эффективны.

Рисунок 27. Фактическое число смертей от отравления алкоголем, линии линейной (зеленый пунктир) и полиномиальной (красный пунктир) регрессии


17 Корнешов А. Современный образ жизни населения, как фактор разрушения демографического потенциала России // Автореферат диссертации доктора экономических наук. 2010.
18 Simpura et al. Russian drinking in the 1990's: patterns and trends in international comparison // Demystifying Russian Drinking. National Research and Development Centre for Welfare and Health. Research Report. 85. 1997, p. 79-107.
19 Global status report on alcohol and health. WHO. 2011
20 Leon et all. Hazardous alcohol drinking and premature mortality in Russia: a population based case-control study // Lancet, 2007, 369, p. 2001-2009.
21 Илюк Р.Д. и соавт. Сравнительное исследование зависимости от пива и крепких напитков // С-Пб.,  2012, 176 с.
22 Немцов А.В. и соавт. Соотношение «пивного» и «водочного» алкоголизма: количественный анализ доминирования //Вопросы наркологии, 2012, № 2, с. 32-46.
23 Немцов А.В. Алкогольная смертность и алкогольная политика // Демографические перспективы России.  М., 2008, с.  442-484.
24 Счетная палата РФ. Отчет-2002.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.