Власти, похоже, вплотную занялись частной жизнью граждан и вслед за пропагандой гомосексуализма хотят законодательно запретить и аборты.
Да, противники абортов уже несколько лет ведут агитацию за принятие запретительных мер. Но такого еще не было. Активизировавшаяся в этом году кампания поражает своими масштабами. Все началось в День защиты детей. Тогда в нескольких регионах состоялся пробег под лозунгом «Россия - без абортов!». Чуть позднее, в начале августа, начальник отдела по работе с молодежью Санкт-Петербургской епархии, священник Алексей Галкин направил обращение в Госдуму с требованием внести поправки в Уголовный кодекс, которые бы признали аборты убийством, несостоявшуюся мать - заказчиком преступления, ее супруга или любовника - посредником или пособником, ну а врача приравняли бы к киллеру. Казалось бы, глупость, правда? Хотя бы потому, что предложение священника противоречит действующим правовым нормам: в России человеческий зародыш не наделен гражданскими правами. Но инициативу неожиданно поддержал депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, а по совместительству усердный прихожанин собора Святого Петра Виталий Милонов. В творческом порыве депутат надумал поменять Конституцию в благих целях борьбы с абортами. Он предлагает с момента зачатия или фиксации сердцебиения придать эмбриону статус гражданина и внести соответствующие поправки в Основной закон.
«Уже сейчас в российском законодательстве, если речь идет о наследстве, часто признают права за еще не родившимися, - аргументирует Виталий Милонов. - И в то же время лишение эмбриона жизни считается не убийством, а медицинским действием. К началу осени, думаю, мы закончим юридическое оформление инициативы и внесем свои предложения в Госдуму».
Поначалу инициативу питерского парламентария приняли за шутку. А потом блогеры вспомнили, что в свое время точно так же посчитали анекдотом милоновский закон о пропаганде гомосексуализма. В нем, на взгляд здравомыслящих граждан, тоже не было конкретики: пропагандой предлагалось считать даже просто слово «гей». Однако в Питере закон уже несколько месяцев действует, а в ближайшее время этот опыт собираются распространить на всю страну. И все уже всерьез обсуждают наполеоновские планы единоросса Милонова засудить Мадонну, произнесшую на концерте в Питере речь в защиту людей с нетрадиционной половой ориентацией.
«Вроде и депутат, и церковники учились при советской власти, когда биология еще хорошо преподавалась, - возмущается доктор медицинских наук, главный врач Санкт-Петербургского центра простатологии Игорь Князькин.
- Почему же они проявляют такое невежество? Эмбрион на ранней стадии похож на лягушонка, а не на человека. Зародыш происходит от двух клеток, которые не умеют говорить, а уж тем более верить в бога. Человек становится человеком, когда у него есть сознание и воспитание. На второй - третьей-четвертой неделе развития зародышу никто не даст паспорта. У него нет глаз, ног и рук. Я не сторонник абортов. Их в нашей стране больше, чем где-либо в мире. Но корень проблемы не в легальности этих операций, а в том, что у нас плохо обстоят дела с половым воспитанием. И именно церковь против полового воспитания. И родители начинают набрасываться на учителей, когда в школе заходит речь о презервативах. Поэтому посыпать голову пеплом должны именно те, кто вынудил замолчать учителей биологии. Зато теперь священники ходят в школы и запрещают распространять знания о том, как предохраняться. Есть даже идеи запретить контрацепцию. Это форма рабства, это несвобода. Я думаю, что в XXI веке человек достоин того, чтобы жить свободно».
По словам директора Института демографии ВШЭ Анатолия Вишневского, новая инициатива не такая уж и новая. Достаточно вспомнить историю. И Гитлер, и Сталин также мечтали увеличить число граждан с помощью простых мер. Однако еще тогда ученые доказали, что никакой взаимосвязи между ростом рождаемости и карательными мерами нет.
«В Германии при Гитлере была идея, что каждая женщина должна дать государству солдата, - напоминает Анатолий Вишневский. - Аборты жестоко преследовались. Были даже случаи расстрела врачей. На несколько лет рождаемость там действительно повысилась. Но правильно измерять рождаемость не числом новорожденных в данном году, а числом младенцев, рожденных каждым поколением женщин. Когда немецкие демографы посмотрели - уже после того, как поколение, рожавшее в 1930-е, прожило жизнь, - то оказалось, что в итоге у этих женщин было не больше, а меньше детей, чем у предшествовавших поколений. Примерно то же самое произошло и в Румынии при Чаушеску. В России аборты был запрещены в 1937 году. Ни к чему хорошему это не привело. В 1955-м, после смерти Сталина, их разрешили. Кому-то хочется повторить этот эксперимент?»
По статистике демографов, сегодня аборты главным образом запрещены в мусульманских государствах и странах третьего мира, где большие проблемы с демократией. В Европе прерывание беременности карается только в Ирландии, Польше и на Мальте, поскольку там сильно влияние католической церкви. Но нигде от запретительных мер демографического скачка не наблюдается, скорее, наоборот. В Ирландии процветает торговля подпольными абортивными препаратами. В Польше широкое распространение получил «абортивный туризм»: женщины едут за медицинской помощью в Белоруссию, на Украину или в Россию.
Но церковники настаивают на своем. Согласно их подсчетам, запрет абортов даст демографический скачок - до 100 тыс. новорожденных ежегодно. Вот только специалисты-демографы эти данные опровергают.
«Это невежественная точка зрения, не учитывающая ни российского опыта, ни мирового, - комментирует Анатолий Вишневский. - Запрет абортов действует только первое время, когда женщины застигнуты врасплох. А потом население приспосабливается: растет количество подпольных абортов, растет материнская смертность. Сейчас есть контрацепция. У нас, правда, есть даже противники контрацепции. Но это почти то же самое, что силой заставлять женщину рожать. Есть и Жириновский, который предлагал не разрешать выезд за границу женщинам, пока у них нет детей. Все это эффектно, но неэффективно. Конечно, мы можем двигаться в другую сторону, чем вся планета. Нам не впервой идти не в ногу, а потом смотреть, как весь мир смеется над нами».
Детский правозащитник, член Общественной палаты Борис Альтшулер, ехидничает: мыслительные процессы у некоторых людей находятся в эмбриональном состоянии. Здесь весь корень зла. Уже два года вместе с Общественной палатой Борис Альтшулер борется за права десяти многодетных семей, которые из-за мошенничества остались без квартир. И сейчас практически бомжуют либо тратят последние копейки на съем жилья. «Все семьи православные, в каждой от пяти до семи детей, - говорит эксперт. - Они абсолютно не приемлют абортов. И что они получают от России, что они получают от депутата Милонова? Ничего. Реально их просто выбросили на помойку. У них в графе «Регистрация» прочерк стоит - даже мизерных льгот от государства они лишены. Посмотрите на Фонд храма Христа Спасителя: там такие крутые люди сидят, деньги зарабатывают. Что, им трудно помочь этим семьям? Нет, в России не помогают. Здесь только кричат о запрете абортов. Сейчас одной маме с пятью детьми повезло: вышла замуж за иностранца и уезжает из России. Уехать из нашей страны для многодетной семьи - это счастливая карта».
По прогнозам Бориса Альтшулера, в нынешних условиях очередная новация приведет лишь к всплеску убийств новорожденных. «Поднимите рассекреченные архивы НКВД по 1930 - 1940-м годам, - советует он. - Как раз в то время аборт приравнивался к уголовному преступлению. Большинство осужденных за убийства были матери, избавившиеся от новорожденных детей. В Москве, Ленинграде в канализации и мусорных ящиках почти каждый день находили задушенных младенцев. Некоторые бросали новорожденных под колеса автомобиля, под трамвай. Также резко выросло количество отказов от родившихся детей. И скакнула вверх смертность матерей от криминальных абортов. Если женщина загнана в угол, ей никто не помогает растить ребенка, то, естественно, она пойдет на преступление. То, что сейчас происходит, это просто смешно, если бы не было так грустно».
Президент фонда «Холокост», член Общественной палаты Алла Гербер говорит, что милоновское «эмбриональное творчество» выстраивается в один ряд с чередой странных законов, принятых недавно Госдумой. «В последнее время столько идиотизма и мракобесия, что не знаешь - то ли плакать, то ли смеяться, - вздыхает она. - Это и закон, приравнивающий НКО к иностранным агентам, и уголовная ответственность за клевету, и штрафы за нарушения на митингах. Мы уже стали посмешищем в мировом масштабе из-за дела Pussy Riot. На первый взгляд - смешно, кажется фарсом и мракобесием. А задумаешься - становится тревожно. Все эти законы нужны, чтобы держать людей в страхе. Тут не надо, здесь нельзя, тут не дышите, там не высовывайтесь. Я не знаю, куда мы движемся».
Пользователи «Фейсбука» тем временем активно обсуждают еще одну «демографическую идею» Виталия Милонова: всех нерожавших женщин старше 23 лет отправлять в армию. Правда, сам депутат утверждает, что это провокация его противников. Однако публика не верит. В последнее время россиян настолько приучили к чудесам, что никого уже не удивляет, когда невероятное становится очевидным.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)