|
|
Сжатие социального
геопространства: между реальностью и утопией |
Над темой номера работал
|
|
Андрей ТРЕЙВИШ
|
|
"Вязкость" пустеющего российского пространства
Российское пространство пульсировало в истории очень
широко, и каждый период от киевского до постсоветского – это раунд
его расширения и сжатия. "Ядро-минимум" с русским управлением
до 1000 лет (без ордынского периода – 750-800 лет) охватывает 500
тыс. км² с 40 млн нынешних жителей. А "Россия-максимум"
– все земли, побывавшие под ее властью, – в 50 раз обширнее и на
порядок многолюднее.
Размер стран и районов не сводится к протяжению, но
у нас это главное богатство и особый синдром. На мой взгляд, сегодня,
как, впрочем, и два столетия назад, болезненны не столько сами расстояния,
сколько способы их преодоления. Пересечь Россию из конца в конец
на поезде можно давно, а на автомобиле – все еще не так просто.
Усилил ли "вязкость" пространства переход
к рынку и рост транспортных тарифов? Для кого как. Десять лет назад
мы с картографами измеряли доступность региональных центров РФ,
лежащих на сети железных дорог, для москвичей, а Москвы – для жителей
этих центров, отнеся цену билета к их среднему доходу в 1985 и 2001
годах, до введения новых тарифных схем38.
(рис. 11 и 13) Получилось, что страна стала доступнее москвичу (сжалась
для него), а провинциалам поездка в Москву в 2001 году стоила в
1,5–3,5 раза дороже, чем в 1985 году. Исключение – Петербург, Самара
и нефтяные центры Оби, где выше доходы. Тут пространство анизотропно
и выказывает инверсии по сравнению с физическим и тарифным: Москва
доступнее кировчанину, чем пермяку, кемеровчанину, чем жителю Красноярска,
а дальше всего до нее было читинцу. Этот опыт, оставшийся эпизодическим,
показал, что коммуникационное сближение уудаление) носит социально-векторный
характер.
Рисунок 12. Цены проезда по железной дороге между Москвой
и центрами российских регионов относительно месячного среднедушевого
дохода МОСКВИЧА
Расчеты и линейные анаморфозы Д.В. Малиновского, графическая
версия А.И. Трейвиша
Рисунок 13. Цены проезда по железной дороге между Москвой
и центрами российских регионов относительно месячного среднедушевого
дохода ЖИТЕЛЯ ПРОВИНЦИИ
Расчеты и линейные анаморфозы Д.В. Малиновского, графическая
версия А.И. Трейвиша
Сейчас в России, как и в 1830-х годах, когда развернулась
эта острая критика безбрежности России, страшны не столько физические
расстояния, сколько отставание в способах их преодоления. Если посмотреть
на эти карты скоростных железных дорог в Европе и в Восточной Азии
(рис. 14), мы выглядим здесь очень слабо.
Рисунок 14. Скоростные железные дороги Европы и Восточной
Азии
Скоростных поездов у нас мало, и 3-часовая изохрона
доступности Москвы выходит за радиус 200 км, расстояния до ближайших
областных центров, лишь по Октябрьской дороге. Даже "Сапсан"
на отрезке Москва – Нижний Новгород проходит 430 км за 4 часа.
А из Парижа поезда TGV за 3 часа давно достигают Амстердама, Кельна,
Франкфурта, Марселя, Бордо, Лондона, покрывая 600–800 км (рис. 15).
Рисунок 15. Изохроны 1- 4 часов поездок общественным
транспортом от Москвы и Парижа в начале XXI века
О локационном стягивании российской ойкумены в последние
десятилетия писали так много, что повторяться нет особого смысла.
Напомню, что относительно комфортных для жизни "среднего россиянина"
и реально обжитых земель у нас всего 1/3, а до 2/3 из них – это
сельская глубинка, главный кандидат на социальное опустынивание.
Ее сжатие идет давно, слабо реагируя на фазы экономических циклов
(подъемы, спады) и колебания политического курса39.
За 1897-1989 годы слабозаселенные сельские районы с плотностью постоянных
жителей 1-10 чел. / км² только в европейской России выросли
на 1 млн км², или вдвое, а густонаселенные (25-50 чел. / км²)
– сжались в 5 раз, на 686 тыс. км²40.
По данным переписи 2010 года, из 153125 сельских населенных пунктов
РФ 19439 числятся нежилыми, а в 36209 живут до 10 чел., обычно стариков.
В сумме это 36% всех пунктов; в Центре их доля достигает 46%, на
Северо-Западе – 58%.
Шансы выжить имеют 50-70 тысяч сел России, особенно
южных и пригородных. В этой связи незавидна и судьба многих местных
центров, поселков или городков, которым почти некого "возглавлять".
В недавно полуаграрной лесной зоне на залежи, а по сути на заброшенные
и зарастающие поля, приходится порядка 20% всей площади41.
Лесистость там и так достигает 50-80%; будет же просто лесное море
с островами обитаемых и обрабатываемых земель.
Какие встречные волны локационного и коммуникационного
освоения реально противостоят этому опустыниванию? Приведу два примера.
Во-первых, заселение глубинки горожанами-дачниками,
специфически российская форма контрурбанизации. Благодаря сезонности,
она имеет больший пространственный охват, чем обычная суб- и дезурбанизация
западного типа, характерная для 5-й стадии Джиббса (см. выше). Зоны
ближних, среднеудаленных и дальних дач (рис. 16) различаются по
составу и плотности дачников, их запросам, типам усадеб42.
Зоны выделены примерно, по "засечкам"; статистика же игнорирует
феномен дачи, хотя это наш социальный бренд. Дальние дачи москвичей
заходят на лесной северо-запад и северо-восток дальше, чем на юг,
смыкаясь за Валдаем с дальнепитерской зоной. Дачная сотка у порога
столицы стоит в десятки раз дороже, чем на окраинах Московской области,
и в десятки тысяч раз больше, чем в 500-600 км от Москвы. Что, кстати
говоря, дает и широкий социальный охват с выбором на разные вкусы
или кошельки.
Рисунок 16. Зоны дачной экспансии Москвы и Санкт-Петербурга
(по Т.Г. Нефедовой)
Второй пример – это бум сотовой связи, самой доступной
и динамичной. На наших глазах из игрушки богачей она выросла в средство
общения масс. Россия к 2008 году заняла 4-е место в мире по числу
"мобильников" после Китая, Индии и США, причем, в отличие
от них, аппаратов в России уже было больше, чем жителей (172 млн).
Однако, судя по часто обновляемым картам зон их приема, они покрывают
далеко не все территории. Даже в Центре, кроме Подмосковья, прием
доступен не везде, на карте много белых пятен, особенно севернее
Москвы (рис. 17).
Рисунок 17. Зоны устойчивого приема мобильных телефонов
стандарта GSM-900/1800 в 10 регионах Центральной России по состоянию
на март 2010 года
Источник: МТС, зона обслуживания, 2010. (http://www.mts.ru/coverage/mts/)
Далее, на рис. 18, – Томская область, равная площадью
Центру, еще не самая пустая и бедная. Но доминируют там белые пятна.
Такие карты показывают рамки нашей сжатой ойкумены точнее привычных
и часто устаревших карт населения.
Рисунок 18. Зоны устойчивого приема мобильных телефонов
стандарта GSM-900/1800 в Томской области по состоянию на март 2010
года
Источник: МТС, зона обслуживания, 2010. (http://www.mts.ru/coverage/mts/)
38 Малиновский
Д.В., Тикунов В.С., Трейвиш А.И. Картографическая оценка изменений
взаимной транспортной удаленности российских регионов за 1985-2001
гг. (на примере железнодорожных тарифных расстояний) // Метер. междун.
конфер. «ГИС для устойчивого развития территорий». ИнтерКарто 8.
Хельсинки-СПб., 2002, с. 180-186.
39 Тем более, что
он стал напоминать политику борьбы с неперспективными деревенями
1970-80-х гг. Хотя прямого сселения нет, "оптимизация"
местных бюджетов с административным укрупнением поселений, ликвидацией
малокомплектных школ, фельдшерских пунктов, сельских клубов явно
ускоряет стягивание.
40 Город и деревня
в Европейской России: сто лет перемен. М.: ОГИ, 2001. с. 299-300.
41 Люри Д.И. и др.
Динамика сельскохозяйственных земель России в ХХ веке и постагрогенное
восстановление растительности и почв. М.: ГЕОС, 2010.
42 Нефедова Т.Г.
Интеллектуальный и иной вклад дачников в трансформацию сельской
местности // Пути России. Современное интеллектуальное пространство.
Школы, направления, поколения. Т. XVI. М.: Московская высшая школа
социальных и экономических наук, 2009, с. 452-466.
|