|
|
Сжатие социального
геопространства: между реальностью и утопией |
Над темой номера работал
|
|
Андрей ТРЕЙВИШ
|
|
Коммуникационное и локационное сжатие - в чем связь?
Сходство двух ипостасей сжатия состоит уже в
том, что обе имеют отношение к освоению и территориальному развитию.
Это вполне очевидно для стягивания, однако и сближение представляет
собой продукт освоения пространства системами транспорта и связи,
инфраструктурой контактов, пропуска потоков вещей, людей и идей.
Территория дистанционно сжата, проницаема и доступна только тогда,
когда она всем этим оснащена.
П. Хаггет понимал имплозию (буквально – обжатие, направленный
внутрь взрыв) в том смысле, что крупные города сближаются соединяющими
их линиями связей33.
Но если эти центры сближены физически, имплозия будет локационной
и даст так называемый эффект внутрикаркасной экономии, выявляемый
по дистанциям ближайшего соседства тех же опорных центров в сравнении
с расчетно-гипотетическим расстоянием, предполагающем их равномерное
размещение34. Такой
эффект выявлен во многих странах, включая Россию35.
У него есть неприятная оборотная сторона. Взаимно сближенные, образующие
компактный и плотный каркас главные города могут удаляться от внекаркасных
территорий с их ресурсами, населением и т.д., которую они, в идеале,
тоже должны обслуживать. Вот она и начинает скудеть демографически
и экономически, а люди и капиталы – стягиваться к каркасным узлам.
Впрочем, здесь мои доморощенные термины дают слабину.
Стягивание объектов к полюсам концентрации явно означает
их локационное сближение. А коммуникационное сближение
по-русски нетрудно назвать скреплением или стягиванием (словно
канатом). Все это может запутывать. Латинизированная терминология,
педалируя другие стороны искомого различия, все-таки точнее.
Само же различие – скорее, вот какое. В общем случае
направления волн освоения пространства коммуникациями и его локационного
сжатия – географически встречные. В ходе экспансии
новые виды сообщений обычно ползут из тех мест, куда стягиваются
ресурсы развития, туда, откуда они тянутся. А если едва доползают
до мест оттока, то его ускоряют, чему помогает летучесть информации,
более вездесущей, чем транспорт. Люди в глубинке когда-то мало что
знали о жизни далеких центров, а теперь СМИ формируют их гламурно-пленительный
образ, будто говорящий: вот где жизнь, а вам и до райцентра не добраться!
Получается эффект Тяни-Толкая (push-pull effect). Или по-восточному:
если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе (рис.
11).
Рисунок 11. Встречные направления коммуникационного
и локационного сжатия
Локационное сжатие в местах "сдачи пространства"
чревато и транспортными прорехами: сети лишаются части звеньев,
упрощаются, рвутся на части36.
Во всяком случае, забрасывание полей и сел ведет к деградации местных
дорог, реже главных магистралей. Хотя освоение и тут "пульсирует",
нисходящие фазы волн часто выражены слабо, сводясь к ликвидации
старых каналов или железных дорог. Но коммуникационное сближение
не всегда кумулятивно и поступательно. Если скудный региональный
бюджет отвечает за состояние участков транзитных дорог, он их портит,
вновь раздвигая вроде бы сжатое ими ранее пространство дальних сообщений.
Если же у вас к ним нет доступа, то ваша изоляция от
мира – та же, что века назад, хотя в небе летит самолет и кто-то
болтает на неслышной радиоволне. Сжатия дистанций не ощутит тот,
кто не летает и не болтает, живя хоть и на трассе связей, но без
включения в них. Так, Буранный Едигей в романе Чингиза Айтматова
40 лет не покидал своего полустанка. "А поезда шли с востока
на запад и с запада на восток...".
Кроме того, мнимая свобода передвижения в нашем разграниченном
мире способна обернуться западней, как для героя фильма Стивена
Спилберга "Терминал". Прилетев в Нью-Йорк из Восточной
Европы, он узнает, что из-за кончины родной страны его паспорт недействителен,
и надолго застревает в "свободной зоне" аэропорта. Ее
название звучит издевкой, ведь "зона" становится домом-тюрьмой:
ни туда, ни сюда. В похожую ловушку постоянно попадает немало люда,
пусть менее симпатичного и невинного. Глобализация глобализацией,
но в мире вчетверо больше независимых государств, чем сто лет назад.
И повторить опыт некоего Андре Зигфрида, который объехал его кругом
на рубеже 20 века, имея за документ одну визитную карточку, ныне,
как и в межвоенную пору разобщения мира, не получится (описанное
Ф. Броделем во "Времени мира", это чудо истолковано Л.М.
Синцеровым в терминах глобальной ритмики37).
В общем, можно констатировать, что между двумя ипостасями
сжатия существует та или иная, но определенно тесная связь. Впрочем,
как между пространством и временем.
33 Хаггет П. География:
синтез современных знаний. М.: Прогресс, 1979. с. 382
34 Кудрявцев О.К.
Расселение и планировочная структура крупных городов-агломераций.
М.: Стройиздат, 1978.
35 По расчетам О.К.
Кудрявцева, в СССР средняя фактическая дистанция ближайшего соседства
больших и крупных городов вдвое уступала условно-теоретической.
Для 10 основных узлов экономия была та же, а для РФ – еще выше:
втрое больше расчетной, примерно как в США и Китае (Трейвиш А.И.
Город, район, страна и мир. Развитие России глазами страноведа.
М.: Новый хронограф, 2009, с. 263-264).
36 Тархов С.А. Эволюционная
морфология транспортных сетей. Смоленск -М.: Универсум, 2005.
37 Синцеров Л.М.
Ритмы глобальной интеграции // Экономическая география мирового
развития. ХХ век. СПб.: Алетейя, 2003, с. 24-45.
|