Rambler's Top100

№ 507 - 508
16 - 30 апреля 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Сжатие социального геопространства: между реальностью и утопией

Пространство – дар или проклятие?

Коммуникационное сжатие-сближение

Локационное сжатие – стягивание

Коммуникационное и локационное сжатие – в чем связь?

«Вязкость» пустеющего российского пространства

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"




Google
Web demoscope.ru

 

Любовь Попова. Пространственно-силовое построение. Lyubov Popova. Spatial Force Construction (1920-1921). Сжатие социального геопространства: между реальностью и утопией

Над темой номера работал

Андрей ТРЕЙВИШ

Андрей ТРЕЙВИШ

Коммуникационное и локационное сжатие - в чем связь?

Сходство двух ипостасей сжатия состоит уже в том, что обе имеют отношение к освоению и территориальному развитию. Это вполне очевидно для стягивания, однако и сближение представляет собой продукт освоения пространства системами транспорта и связи, инфраструктурой контактов, пропуска потоков вещей, людей и идей. Территория дистанционно сжата, проницаема и доступна только тогда, когда она всем этим оснащена.

П. Хаггет понимал имплозию (буквально – обжатие, направленный внутрь взрыв) в том смысле, что крупные города сближаются соединяющими их линиями связей33. Но если эти центры сближены физически, имплозия будет локационной и даст так называемый эффект внутрикаркасной экономии, выявляемый по дистанциям ближайшего соседства тех же опорных центров в сравнении с расчетно-гипотетическим расстоянием, предполагающем их равномерное размещение34. Такой эффект выявлен во многих странах, включая Россию35. У него есть неприятная оборотная сторона. Взаимно сближенные, образующие компактный и плотный каркас главные города могут удаляться от внекаркасных территорий с их ресурсами, населением и т.д., которую они, в идеале, тоже должны обслуживать. Вот она и начинает скудеть демографически и экономически, а люди и капиталы – стягиваться к каркасным узлам.

Впрочем, здесь мои доморощенные термины дают слабину. Стягивание объектов к полюсам концентрации явно означает их локационное сближение. А коммуникационное сближение по-русски нетрудно назвать скреплением или стягиванием (словно канатом). Все это может запутывать. Латинизированная терминология, педалируя другие стороны искомого различия, все-таки точнее.

Само же различие – скорее, вот какое. В общем случае направления волн освоения пространства коммуникациями и его локационного сжатия – географически встречные. В ходе экспансии новые виды сообщений обычно ползут из тех мест, куда стягиваются ресурсы развития, туда, откуда они тянутся. А если едва доползают до мест оттока, то его ускоряют, чему помогает летучесть информации, более вездесущей, чем транспорт. Люди в глубинке когда-то мало что знали о жизни далеких центров, а теперь СМИ формируют их гламурно-пленительный образ, будто говорящий: вот где жизнь, а вам и до райцентра не добраться! Получается эффект Тяни-Толкая (push-pull effect). Или по-восточному: если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе (рис. 11).

Рисунок 11. Встречные направления коммуникационного и локационного сжатия

Локационное сжатие в местах "сдачи пространства" чревато и транспортными прорехами: сети лишаются части звеньев, упрощаются, рвутся на части36. Во всяком случае, забрасывание полей и сел ведет к деградации местных дорог, реже главных магистралей. Хотя освоение и тут "пульсирует", нисходящие фазы волн часто выражены слабо, сводясь к ликвидации старых каналов или железных дорог. Но коммуникационное сближение не всегда кумулятивно и поступательно. Если скудный региональный бюджет отвечает за состояние участков транзитных дорог, он их портит, вновь раздвигая вроде бы сжатое ими ранее пространство дальних сообщений.

Если же у вас к ним нет доступа, то ваша изоляция от мира – та же, что века назад, хотя в небе летит самолет и кто-то болтает на неслышной радиоволне. Сжатия дистанций не ощутит тот, кто не летает и не болтает, живя хоть и на трассе связей, но без включения в них. Так, Буранный Едигей в романе Чингиза Айтматова 40 лет не покидал своего полустанка. "А поезда шли с востока на запад и с запада на восток...".

Кроме того, мнимая свобода передвижения в нашем разграниченном мире способна обернуться западней, как для героя фильма Стивена Спилберга "Терминал". Прилетев в Нью-Йорк из Восточной Европы, он узнает, что из-за кончины родной страны его паспорт недействителен, и надолго застревает в "свободной зоне" аэропорта. Ее название звучит издевкой, ведь "зона" становится домом-тюрьмой: ни туда, ни сюда. В похожую ловушку постоянно попадает немало люда, пусть менее симпатичного и невинного. Глобализация глобализацией, но в мире вчетверо больше независимых государств, чем сто лет назад. И повторить опыт некоего Андре Зигфрида, который объехал его кругом на рубеже 20 века, имея за документ одну визитную карточку, ныне, как и в межвоенную пору разобщения мира, не получится (описанное Ф. Броделем во "Времени мира", это чудо истолковано Л.М. Синцеровым в терминах глобальной ритмики37).

В общем, можно констатировать, что между двумя ипостасями сжатия существует та или иная, но определенно тесная связь. Впрочем, как между пространством и временем.


33 Хаггет П. География: синтез современных знаний. М.: Прогресс, 1979. с. 382
34 Кудрявцев  О.К. Расселение и планировочная структура крупных городов-агломераций. М.: Стройиздат, 1978.
35 По расчетам О.К. Кудрявцева, в СССР средняя фактическая дистанция ближайшего соседства больших и крупных городов вдвое уступала условно-теоретической. Для 10 основных узлов экономия была та же, а для РФ – еще выше: втрое больше расчетной, примерно как в США и Китае (Трейвиш А.И. Город, район, страна и мир. Развитие России глазами страноведа. М.: Новый хронограф, 2009, с. 263-264).
36 Тархов С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей. Смоленск -М.: Универсум, 2005.
37 Синцеров Л.М. Ритмы глобальной интеграции // Экономическая география мирового развития. ХХ век. СПб.: Алетейя, 2003, с. 24-45.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.