|
|
Сжатие социального
геопространства: между реальностью и утопией |
Над темой номера работал
|
|
Андрей ТРЕЙВИШ
|
|
Коммуникационное сжатие - сближение
Коммуникационное сближение, или сближение вследствие
развития коммуникаций, имеет смысл для известного, измеренного мира
или его части. Сеть римских дорог сжала подобным образом античную
ойкумену. К 1 веку н.э. по ним за световой день проезжали 185 км.
При Траяне ко 2 веку н.э. дорог было около 100 тыс. км, а скорость
могла достигать 300 км в день. Но внутри империи, да и то не везде.
Размеры Земли еще в 3 веке до н.э. вычислил Эратосфен,
а убедиться в его правоте, посетить все океаны и материки люди смогли
в 16-19 веках. Разные цивилизации по мере сил расширялись, а масштабы
других они часто преуменьшали (хотя, между прочим, неведомое пугает,
замедляя шаги в нем, и воображение могло бы его растягивать, а не
сжимать).
Универсальные история с географией – продукты Нового
времени. Ранее восприятие пространства-времени, тяготея к замкнутости
и цикличности, не мешало синкретичному традиционному сознанию искажать
физические дистанции с учетом всех препятствий и трудностей. Пример,
любимый Л.В. Смирнягиным, иллюстрирует рис 3: туземцы считают короткой
тропой из деревни к озеру безопасную, а прямая, где вероятнее встреча
с хищником, по их опыту – длиннее.
Рисунок 3. Расстояния в первобытном восприятии (по Л.В.
Смирнягину)
В росте скорости на пути в Новый Свет часто видят пример
коммуникационного сжатия: мол, за 500 лет от колумбовых каравелл
до сверхзвуковых "Конкордов" путь сжался по времени в
500 раз. Но цифра завышена. Колумб прошел более 6 тыс. км за 70
дней со среднесуточной скоростью… пешехода из-за стоянки у Канарских
островов для ремонта "Пинты" и понятного страха своих
мореходов. Кстати, им, как вспоминал Лас Касас, сообщали длину пройденного
пути, сильно занижая ее относительно замеренной лагом. Обычная же
скорость парусника 15-16 веков – 10 узлов (16 км/ч), как и у экипажа
на хорошей дороге. А рейсы "Конкордов", в целом убыточный
эксперимент последней четверти 20 века, отменили вскоре после парижской
катастрофы 2000 года. Поэтому реальная экономия времени для трансатлантических
пассажиров за пять веков на порядок меньше – примерно 50-кратная.
Взяв ее за основу, англичанин П. Дикен показал сближение
просто как уменьшение мира (рис. 4). Эффект тоже не слабый. Скорость
же передачи информации, некогда та же, что у гонца, а ныне почти
мгновенная, свела бы изображение к точке. И что же – конец географии
заодно с историей, полный триумф глобализации, с которой такие иллюзии
явно связаны, усиливаясь на подъеме во главе с тем или иным "спонсором":
Pax Britannica до Первой мировой, Pax Americana к концу 20 века13?
Не думаю. Глобализацию уже прерывали смены лидеров, мировые кризисы
и конфликты. Даже усмотрев за траекторией процесса восходящий тренд,
назвать ее линейной невозможно.
Рисунок 4. Сжатие-сближение мирового пространства за
5 веков по П. Дикену14
Модель Дикена игнорирует и "кривизну" социального
пространства. Ведь, помимо технической скорости, важны надежность
связей, отсутствие барьеров и помех, равная доступность всех мест
для всех людей, до чего, понятно, далеко. Де-факто сближение так
неравномерно, что планета скорее выглядит бугристой как "корнеплод"
С.В. Рогачева (рис. 5) – с третью землян, не покидающих своих гнезд,
с гнездами, выпавшими из глобализации, забытыми и заброшенными.
Картину усложнила бы добавка бездорожий, пробок, таможенных и пограничных
очередей, зон военных действий и т.д. Хотя в модели Рогачева нет
ни динамики, ни строгой метрики, она выглядит реалистичнее дикеновской.
Рисунок 5. «Антидикен»: бугристость мирового пространства
по С.В. Рогачеву15
- деформация пространства его социально-экономической разнодоступностью
На Западе дискурс все же дошел до заявлений о смерти
расстояний, геопространства и географии16.
И это не только дань моде на концы всего: истории, государства,
брака, образования и т.д.17.
Коммуникационные тарифы убывали относительно доходов, представители
не самых богатых стран и слоев населения могли посещать больше разных
мест и делать это чаще, находя в них к тому же знакомый набор товаров
и услуг. Места казались им ближе, а ученые пытались отразить эту
"пластику пространства". На анаморфозах новозеландца П. Форера
его страну сжимал рост скорости полетов и сети авиалиний, причем
крупные города сближались быстрее малых18;
к первым даже выехал на виртуальном мысу Сидней, главный узел авиасообщения
с Австралией19.
Но массовыми такие изображения не стали; возможно, из-за изменчивости
и многовариантности мер сближения.
В ценах товаров убывала доля транспортных издержек благодаря
как транспорту, так и производству, в ходе перестройки которого
старые отрасли уступали место новым, свободным от традиционных факторов
размещения. Развитые страны, где быстро падала доля материальной
сферы и ее "тяжелых" звеньев, почувствовали избавление
от гнета пространства. Началась критика классических теорий размещения
и пространственного развития. Еще недавно казался незыблемым всеобщий
закон близкодействия, известный западным географам как закон У.
Тоблера: все влияет на все, но то, что ближе, влияет сильнее20.
Теперь транснациональные корпорации маневрируют далями, дробя специализацию
и широко растягивая в мировом пространстве производственно-логистические
цепочки, что, кстати, давно замечали и у нас21.
Слухи о кончине экономических расстояний все же преувеличены,
особенно для стран с грузоемким хозяйством и большими дистанциями,
преодолеваемыми в основном довольно дорогими видами наземного транспорта22.
Так или иначе, но национальные, региональные и местные контрасты
в уровнях развития не стерлись. Так называемый девелопментализм
1960-х годов (до мирового энергокризиса, открывшего путь электронно-информационным
технологиям) сулил успешное догоняющее развитие всем отстающим странам.
Надежды сбылись далеко не везде, и в этом нет ничего странного.
Любой виток развития расслаивает экономическое пространство, влияя
на его условный рельеф. Важно, как новые "отложения" лягут
на старые: сгладят поверхность, повторят ее неровности, или усугубят
их23.
Бывает всяко, но в целом мир не делается плоским, как
пишут некоторые авторы24.
Даже его городские "пики" такие разные, что их выбор для
жительства не менее важен, чем выбор профессии и спутника жизни25.
География продолжает влиять на бизнес, включая новейший информационный.
Легко кодировать и транслировать так называемое эксплицитное знание,
а есть неявное (tacit knowledge) и его носители – люди, от которых
зависят инновации26.
Важна не только диффузия инноваций, ведь сначала они рождаются,
обычно от близкого контакта ученых, инженеров, менеджеров, для чего
подходит не любое место. Так, Р. Флорида выделил в мире 40 "мегарегионов",
где 18% населения к 21 веку производили 2/3 мирового ВВП, жили 88%
самых известных ученых и было взято 86% всех патентов.
Вот парадокс информационной эпохи: информация вроде
бы так летуча, что можно мыслить и действовать глобально, стирая
дистанции и границы. Но сами информационно-деловые акторы со своим
сектором селятся избирательно, кучно и ближе к экономическим суперцентрам.
Сеть последних (рис. 5) отличают лаконизм и явные сгущения в трех
развитых регионах мира: Северной Америке, Западной Европе и АТР
во главе с Японией. Правда, по обилию ученых выделялся первый, а
по инновациям – последний регион, вернее его "вершины"
(рис. 7).27
Рисунок 6. Очаги мировой олигополии: крупнейшие городские
агломерации мира по размерам валового продукта в 2008 г.
Составлено по оценкам PricewaterhouseCoopers и др.
Источник: Wikipedia (http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_cities_by_GDP).
Рисунок 7. «Остроконечный мир» по Р. Флорида: вверху
– звезды мировой науки, внизу – инновации
Источник: Florida R. Who's Your City?: How the Creative
Economy Is Making Where You Live the Most Important Decision of
Your Life. Philadelphia: Basic Books, 2008. (http://www.creativeclass.com/whos_your_city/maps/#)
Но почему так, если инновационно-производственные цепи
расползлись по Земле: в одном месте изобретают, в другом испытывают,
в третьем штампуют, в четвертом все контролируют, а продукт покупают
везде в меру платежеспособности? Да потому что важнее всех места
1-го и 4-го типов – дирижеры знаний и капитала. Их возвышение часто
называют глокализацией, каковой оксюморон неплохо отражает
сжатие элитных функций мир-экономики при диффузии рутинных.
Главными ядрами служат глобальные города, где квартируют
штабы ТНК (узлы опорного каркаса глобальной экономики в терминах
отечественной науки). Их немного: 55 по оценкам британских экспертов,
выделивших их к 21 веку по присутствию в городе международных компаний,
предоставляющих деловые услуги28.
Кстати, это число близко к числу государств на пороге 20 века, когда
мир еще не был таким политически пестрым, когда больше ценились
суверенитет, в т.ч. экономический, и хозяйственная роль государства.
13 May J., Thrift
N.J. “Introduction” in TimeSpace: Geographies of Temporality. London,
N.Y.: Routledge, 2001
14 Dicken P. Global
Shift: Industrial Change in a Turbulent World. London: Harper &
Row, 1986.
15 Рогачев С.В.
Закон сохранения географического пространства, или быстро хорошо
не бывает // География, 2002, №10 (http://geo.1september.ru/2002/10/3.htm).
16 Martin P. The
Death of Geography // Financial Times, 1996, February 22; Cairncross
F. The Death of Distance: How the Communications Revolution Will
Change Our Lives. Harvard Business Press, 2001, и др.
17 Desai M. The
End of Everything // The New York Times, 1996. August 24 (http://www.people.hbs.edu/mdesai/EndOfEverything.pdf)
18 Forer P. A Place
for Plastic Space? // Progress in Human Geography, 1978, No. 2,
p. 230-267.
19 Хаггет П. География:
синтез современных знаний. М.: Прогресс, 1979. с. 383
20 Barnes T.J. A
Paper Related to Everything but More Related to Local Things //
Annals of the Association of American Geographers, 2004, 94 (2).
P. 278-283.
21 Маергойз И.М.,
Алисов Н.В., Горлов В.Н. О некоторых особенностях размещения промышленности
СССР в условиях научно-технической революции // Вопросы географии.
Сб. 100. Перспективы географии. М.: Мысль, 1976, с. 123-134.
22 Безруков Л.А.
Континентально-океаническая дихотомия в международном и региональном
развитии. Новосибирск: "Гео", 2008.
23 Massey D. Spatial
Divisions of Labour. London: Macmillan, 1984.
24 Friedman T. L.
The World Is Flat: A Brief History of the Twenty-first Century.
N.Y.: Farrar, Straus & Giroux, 2005.
25 Florida R. Who's
Your City?: How the Creative Economy Is Making Where You Live the
Most Important Decision of Your Life. Philadelphia: Basic Books,
2008.
26 Morgan K. The
Exaggerated Death of Geography: Localised Learning, Innovation and
Uneven Development. Paper presented to The Future of Innovation
Studies Conference / Eindhoven Univ. of Technology, 20-23 September
2001 (http://www.utoronto.ca/onris/research_review/WorkingPapers/
WorkingDOCS/Working01/Morgan01_Death.pdf).
27 Показатели, заложенные
в изображения на рисунке 3, остаются на совести источника, не потрудившегося
их раскрыть. Кроме того, общую картину мог изменить кризис, развернувшийся
на рубеже 2010-х гг.
28 Beaverstock J.V.,
Smith R.G., Taylor P.J. A Roster of World Cities // GaWC Research
Bulletin, 1999, 5 (z) (http://www.lboro.ac.uk/gawc/rb/rb5.html).
|