|
|
Ценностный
портрет россиян на европейском фоне |
Над темой номера работали
|
|
|
Владимир МАГУН
|
Максим РУДНЕВ
|
|
Россияне стремятся к успеху, но не готовы рисковать
Начнем со сравнений России с европейскими странами по
средним значениям семи перечисленных выше ценностных индексов
"второго уровня". На рисунках 1-3 приведены средние
значения ценностных индексов в каждой из 32 стран, включенных в
Европейское социальное исследование. Страны ранжированы в порядке
убывания важности соответствующей ценности; объемы выборок колеблются
от 533 (Исландия) до 2740 (Германия).
- Статистически значимые
[15] различия с Россией отсуствуют
Рисунок 1. Средние значения ценностных индексов
"Безопасность" и "Конформность – Традиция" в
32 европейских странах
- Статистически значимые различия с Россией отсуствуют
Рисунок 2. Средние значения ценностных
индексов "Самостоятельность", "Риск-Новизна"
и "Гедонизм" в 32 европейских странах
- Статистически значимые различия с Россией отсуствуют
Рисунок 3. Средние значения ценностных индексов
"Забота о людях и природе" и "Самоутверждение"
в 32 европейских странах
Из
рисунков видно, что большинство различий России по ценностным
индексам с другими европейскими странами статистически значимо,
и, следовательно, эти ценностные показатели среднего россиянина
чаще отличаются, чем совпадают, с ценностями "средних"
представителей других стран.
По
шести из семи ценностных индексов Россия занимает крайние или близкие
к крайним позиции среди 32 европейских стран. Следует, правда, иметь
в виду, что Россия, как правило, делит свою позицию с другими странами,
и чаще всего – это страны из числа постсоциалистических и средиземноморских.
По
ценностям, относящимся к категории Сохранения, Россия
превосходит большинство стран выраженностью ценности Безопасность,
но занимает средне-высокое положение по выраженности ценностей Традиция-Конформность
(рис .1). По выраженности ценностей Самостоятельность, Гедонизм
и Риск-Новизна, входящих в категорию Открытость изменениям,
Россия, наоборот, уступает большинству европейских стран (рис.
2) [16] .
По
средней выраженности ценностей двух других категорий – Забота
о людях и природе и Самоутверждение
(рис. 3) Россия занимает крайние или близкие к краям позиции. Ценность
Самоутверждение выражена у россиян сильнее, чем у жителей
большинства других рассматриваемых стран, а ценность
Забота – наоборот, слабее
[17] . Вывод о высоком значении индекса Самоутверждения,
в состав которого входит, в частности, ценность богатства, согласуется
с тем фактом, что на всем протяжении 1990-х годов по показателю
"материализма" и близким к нему ценностным индикаторам,
разработанным Р. Инглхартом, Россия устойчиво находилась в числе
мировых лидеров [18] . Он согласуется также и с выводом о дальнейшем усилении "материалистической"
трудовой мотивации россиян в 2000-е годы
[19]
Описав результаты сравнений по семи ценностным индексам
"второго уровня", построенным по алгоритмам Шварца, перейдем
теперь к сравнениям по более укрупненным показателям, построенным
на основе осуществленного нами и описанного выше факторного анализа.
Факторные ценностные оси относятся к наиболее высокому
(четвертому) уровню интеграции ценностных характеристик, и их использование
позволит дать более целостную характеристику среднего россиянина.
На рис. 4 показано положение России и еще 31 европейской
страны в пространстве двух ценностных факторов. При движении по
горизонтальной оси меняются средние показатели стран по фактору
"Открытость изменениям – Сохранение": чем правее
на графике расположена точка, тем более значимы для населения соответствующей
страны ценности Сохранения и менее значимы ценности
Открытости изменениям. При движении по вертикальной оси меняются
показатели по фактору "Забота о людях и природе –
Самоутверждение": чем выше на графике расположена точка,
тем более значимы для населения соответствующей страны ценности
Самоутверждения и менее значимы ценности Заботы о людях
и природе. В целом, межстрановой разброс европейских стран по
Открытости – Сохранению меньше, чем по Заботе – Самоутверждению.
Россия, как видим, занимает по вертикали почти крайнее верхнее положение,
а по горизонтали – срединное. Иными словами, население России
(если сравнивать его с населением других стран на основе средних
величин) характеризуется срединным положением по ценностной оси
"Открытость изменениям – Сохранение" и одной из самых
высоких ориентаций на ценности Самоутверждения (в ущерб ценностям
Заботы о людях и природе).
Рисунок 4. Средние значения ценностных индексов
"Открытость изменениям – Сохранение" и "Забота
о людях и природе – Самоутверждение" в 32 европейских странах
Примечание. Вертикальной рамкой обведены страны, которые
статистически значимо не отличаются от России по оси "Открытость
изменениям – Сохранение", горизонтальной – страны, которые
статистически значимо не отличаются от России по оси "Забота
о людях и природе – Самоутверждение".
При этом по выраженности параметра "Открытость
изменениям – Сохранение" средний россиянин похож на представителей
большого числа других стран – российская средняя по этой ценностной
оси не дает статистически значимых отличий от средних оценок 13
других европейских стран! Что же касается ценностей "Заботы
– Самоутверждения", в этом отношении средний россиянин
гораздо более своеобразен – только с жителями Украины, Словакии
и Турции у России нет статистически значимых различий [20] .
На первый взгляд кажется неожиданным, что по фактору "Открытость
– Сохранение" Россия занимает срединное положение: исходя
из крайне высоких оценок России по Безопасности и крайне
низких – по Самостоятельности, Риску-новизне и Гедонизму
(то есть по основным компонентам Открытости – Сохранения)
можно было бы ожидать, что ее оценки по данному показателю будут
резко сдвинуты в сторону Сохранения. Понять это кажущееся
противоречие помогает учет полной структуры фактора, о котором идет
речь: в этом факторе "Открытость, сопряженная с самоутверждением"
противостоит "Сохранению, сопряженному с заботой"
[21] . Именно благодаря примыкающим к Открытости
– Сохранению дополнительным ценностям значение России по этой
ценностной оси и сдвинулось в направлении срединных значений.
Таким образом, ценностная характеристика населения России,
полученная на основе сравнения ее с другими странами по факторным
осям согласуется с той, что была дана выше на основе сравнения
семи ценностных индексов "второго уровня", но позволяет
выразить ее в более интегральном виде. Полезным оказалось выделение
интегральных характеристик именно с помощью факторного анализа:
благодаря их большей сложности выявилось срединное положение россиян
по одному из двух ценностных факторов и их сходство с населением
значительного числа европейских стран.
Итак, по итогам всех описанных в этом разделе ценностных
сопоставлений можно представить сегодняшнего среднего россиянина
как человека, который в сравнении с жителями большинства других
европейских стран, включенных в исследование, крайне высоко ценит
безопасность и защиту со стороны сильного государства; он слабее
привержен ценностям новизны, творчества, свободы и самостоятельности
и меньше ценит риск, веселье и удовольствия. Сходная выраженность
перечисленных ценностей характерна и для представителей ряда других
европейских стран, чаще всего – постсоциалистических и средиземноморских.
В то же время средний россиянин сегодня сильнее, чем
жители большинства европейских стран, привержен ценностям богатства
и власти, а также личного успеха и социального признания. Сильная
ориентация на личное самоутверждение оставляет в его сознании меньше,
чем у представителей других стран, места для заботы о равенстве
и справедливости в стране и мире, о толерантности, о природе и окружающей
среде и даже для беспокойства и заботы о тех, кто его непосредственно
окружает. В рассматриваемом массиве оказалось немного стран близких
к России по степени выраженности всех этих ценностей.
Обратим внимание, что сильная приверженность ценностям
личного успеха и богатства не сочетается в сознании россиян со столь
же выраженной смелостью, готовностью действовать по-новому, идти
на риск и принимать самостоятельные решения. Даже ради успеха и
богатства люди не готовы к действиям, выходящим за пределы исполнительской
рутины и требующим от них повышенных энергетических и эмоциональных
затрат [22] .
Тезис о том, что Россия подчиняется общим с другими
странами закономерностям, не означает, что имеющиеся трудности и
проблемы (тоже в значительной мере общие для нас и близких к нам
по уровню развития стран) не должны вызывать критического отношения
и стремления их разрешить. Так в данном случае результаты нашего
исследования показывают, что серьезная озабоченность низким уровнем
альтруистических, солидаристских ценностей в российском обществе
и, наоборот, гипертрофированностью индивидуалистических ориентаций,
звучащая сегодня со стороны публицистов, ученых и общественных деятелей,
вполне обоснованна [23] .
Отказ от коммунистической идеологии и формирование институтов
рыночной экономики привели в нашей стране к смене моральных приоритетов:
следование личному интересу и участие в конкуренции перешли из разряда
осуждаемых в категорию одобряемых ценностей, а забота о благе окружающих,
наоборот, потеряла былой нравственный ореол
[24] . Но, как видно из приведенных выше данных, в большинстве
капиталистических стран Европы рыночная организация экономики и
некоммунистический характер идеологии вполне уживаются с более сильной
(а часто – с гораздо более сильной), чем в России, приверженностью
населения альтруистическим ценностям. Значит, и у нас установившийся
ныне баланс между ценностями конкурентного индивидуализма и солидарности
вполне может быть смещен в сторону солидарности – при условии, что
общество приложит для этого адекватные усилия.
В сравнениях, описанных выше, каждая страна была представлена
одним значением той или иной ценности, и мы намеренно игнорировали
внутристрановые различия между индивидами, создавая в то
же время благоприятные условия для обнаружения межстрановых
различий. Даже при таком методе сравнения удалось выявить сходства
между странами, эти сходства станут еще заметнее при переходе от
агрегированного (странового) анализа данных к анализу на уровне
отдельных индивидов и их групп.
[15] Статистическая
значимость различий между Россией и другими странами определялась
с помощью критерия Тамхена (p < 0,05) и процедуры однофакторного
дисперсионного анализа – ANOVA.
[16] Вывод о слабой
выраженности Самостоятельности согласуется с полученными
ранее данными об устойчиво низкой (в сравнении с развитыми капиталистическими
странами) выраженности инициативности в трудовых ценностях россиян,
(см. Магун В.С. Динамика трудовых ценностей российских работников:
1991–2004 гг. // Российский журнал менеджмента. 2006. № 4).
[17] Для проверки
результатов сравнений России с другими странами по 7 ценностным
индексам мы обратились к ответам респондентов на отдельные вопросы
анкеты (к ценностям "первого уровня"), из которых были
составлены соответствующие ценностные индексы. Сравнение этих ответов
почти во всех случаях дало те же результаты, что и сравнение индексов,
и это подтверждает правомерность использования указанных индексов.
[18] Андреенкова
А.В. Материалистические/постматериалистические ценности в России
// Социологические исследования. 1994. № 11; Inglehart R. Modernization
and Postmodernization: Cultural, Economic and Political Change in
43 Societies. Princeton,
NJ, 1997; Inglehart R., Baker W.E. Modernization, Cultural Change,
and the Persistence of Traditional Values // American Sociological
Review. 2000. Vol. 65. P. 19–51.
[19] Магун В.С. Динамика трудовых ценностей российских
работников: 1991–2004 гг...
[20] Все описанные
сравнения средних по интегральным ценностным факторам осуществлялись
с помощью процедуры ANOVA, применялся критерий Тамхена, p < 0,05.
[21] См.: Магун В., Руднев М. Базовые ценности-2008:
сходства и различия...,С.9-14.
[22] В целом,
приведенная характеристика среднего россиянина близка к той, что
мы по итогам второго раунда опросов дали обобщенному представителю
Украины (Магун В., Руднев М. Жизненные ценности населения Украины:
сравнение с 23 другими европейскими странами // Вестник общественного
мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2007. № 3, № 4).
[23] Важно подчеркнуть,
что речь идет о крайне сильной выраженности не всех индивидуалистических
ценностей, а только ценностей Самоутверждения, которые наиболее
прямо связаны с конкуренцией между людьми ("игрой с нулевой
суммой") и потому наиболее явно противостоят ценностям Заботы
о людях и природе. Другие индивидуалистические ценности – Гедонизм
и Самостоятельность – наоборот, как показано выше, выражены
у россиян пока слабее, чем у большинства других европейцев.
[24] Магун В.С.
Ценностный реванш в современном российском обществе // Куда идет
Россия?.. Альтернативы общественного развития. М., 1994.
|