|
|
Московская
идентичность и "понаехавшие" |
Над темой номера работала
|
|
Ольга ВЕНДИНА1
|
|
|
Москвичей испортил мигрантский вопрос
Мониторинг общественного мнения в Москве с завидной
регулярностью показывает, что «наплыв мигрантов», особенно «кавказцев»
и «выходцев из южных республик», занимает третье место в рейтинге
основных беспокоящих москвичей проблем (табл. 1, рис. 1). При этом
плохая экология, нехватка и низкое качество жилья, произвол милиции,
неудовлетворительная работа коммунальных служб, снижение уровня
школьного образования и медицинского обслуживания, преступность
и бандитизм отодвигаются людьми в конец списка. Казалось бы, все
должно быть наоборот, образование детей или перспективы получить
качественную медицинскую помощь должны беспокоить москвичей больше,
чем проживание в городе «кавказцев». Почему так опрокинута шкала
городских проблем в сознании горожан?
Таблица 1. Первые 12 позиций в рейтинге проблем Москвы,
которые более всего беспокоят москвичей*
Проблемы
|
июнь 1999
|
август 2007
|
март 2009
|
январь 2010
|
уличные «пробки»
|
-
|
-
|
-
|
41
|
рост коммунальных платежей / подорожание проезда в транспорте
|
19
|
46
|
55
|
33
|
высокие цены на товары первой необходимости / лекарства
|
51
|
44
|
50
|
31
|
много «кавказцев», выходцев из южных республик
|
27
|
37
|
41
|
31
|
рост безработицы / проблемы с трудоустройством
|
19
|
6
|
27
|
30
|
низкие заработки / маленькие пенсии
|
24
|
29
|
20
|
28
|
нехватка жилья
|
8
|
27
|
17
|
24
|
много бомжей, нищих
|
20
|
18
|
24
|
23
|
рост наркомании и алкоголизма
|
14
|
28
|
24
|
19
|
проблемы с работой общественного транспорта
|
9
|
19
|
13
|
15
|
резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое
распределение доходов
|
13
|
26
|
19
|
15
|
плохие дорожные покрытия
|
8
|
14
|
16
|
15
|
* Источник: Пресс-выпуски мониторинга общественного мнения
Левада-центра. 2008-2010. [http://www.levada.ru/press/2010021703.html]
Рисунок 1. Рейтинг проблем Москвы, которые более всего
беспокоят москвичей*
* Источник: Пресс-выпуски мониторинга общественного мнения
Левада-центра. 2008-2010. [http://www.levada.ru/press/2010021703.html]
Я далека от мысли, что москвичи представляют собой закрытое
сообщество, пораженное страхом, шовинизмом и ксенофобией, несмотря
на то, что, согласно опросам всех ведущих социологических агентств,
идеи «Россия для русских», «Москва – русский город», «Москва для
москвичей» разделяет почти треть населения города, а запретительную
политику и дискриминационные меры в отношении мигрантов стабильно
поддерживает вдвое большее число людей. Думаю, что обостренная
чувствительность к проблеме «приезжих» связана не с особым человеконенавистничеством
москвичей, а с реакцией на разрушение привычной картины мира и системы
устоявшихся социальных ориентиров. Стресс, вызванный неуверенностью
москвичей в будущем, страхом потерять работу и надежные источники
пополнения семейного бюджета, трансформируется в раздражение против
наиболее видимых проявлений «новых времен», символом которых являются
мигранты. На эти проблемы накладываются затруднения с личной идентификацией.
Люди не только испытывают трудности в поиске социально и культурно
близких сообществ, но и плохо представляют, какого именно уровня
доходов и условий жизни они достойны, в чем состоят их права. Такая
дезориентация ведет к упрощению критериев солидаризации, сводя их
к наиболее очевидным этническим различиям. Данный вывод подтверждают
и многочисленные исследования, проведенные в разных странах, которые
показывают, что в основе ксенофобии лежит не столько реакция на
поведение иноэтничных групп, сколько перенос на «чужих» комплекса
собственных обид.
Из сказанного не следует, что ксенофобии в Москве нет.
Как показывают многочисленные опросы и мониторинг проявлений национализма
и экстремизма, проводимый информационно-аналитическим центром
«Сова», нетерпимость, ксенофобия и откровенный расизм в Москве существуют.
По числу открытых межэтнических столкновений Москва лидирует среди
российских регионов (табл. 2, рис. 2). Согласно данным Московского
бюро по правам человека, в 2009 году в столице и области от рук
радикальных националистов погибло 33 человека и пострадало 131.
Таблица 2. Число расистских и неонацистских нападений
в 2004-2009 годах по некоторым крупнейшим и приграничным городам
России*
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Москва и пригород
|
80
|
195
|
268
|
275
|
278
|
169
|
Петербург и пригород
|
41
|
49
|
62
|
129
|
54
|
44
|
Екатеринбург
|
8
|
12
|
6
|
20
|
20
|
22
|
Нижний Новгород
|
6
|
16
|
36
|
45
|
18
|
27
|
Новосибирск
|
14
|
10
|
9
|
6
|
10
|
7
|
Челябинск
|
5
|
0
|
1
|
11
|
8
|
10
|
Ростов-на-Дону
|
0
|
10
|
2
|
8
|
4
|
3
|
Ставрополь
|
0
|
21
|
1
|
9
|
13
|
8
|
Благовещенск
|
2
|
7
|
1
|
0
|
2
|
11
|
Владивосток
|
14
|
3
|
20
|
4
|
8
|
9
|
Калининград
|
1
|
2
|
11
|
1
|
10
|
3
|
* Источник: Кожевникова Г. Под знаком политического террора.
Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2009
г. Информационно-аналитический центр «Сова». 02.02.2010. http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications/2010/02/d17889/#r4
.
Рисунок 2. Число расистских и неонацистских нападений
в 2004-2009 годах по некоторым крупнейшим и приграничным городам
России*
* Источник: Кожевникова Г. Под знаком политического террора.
Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2009
г. Информационно-аналитический центр «Сова». 02.02.2010. http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications/2010/02/d17889/#r4
.
Если судить по абсолютным цифрам, то Москва предстает
как город наиболее подверженный проявлениям расизма и, соответственно,
наиболее страдающий от ксенофобии. Однако, если эти данные сопоставить
с численностью населения, то московская ситуация выглядит менее
тревожной, чем в городах меньшего размера, таких как промышленный
Нижний Новгород, приграничный Благовещенск, или же расположенный
в непосредственной близости от «горячих точек» Ставрополь. Несмотря
на меньшее число зафиксированных там случаев проявления насилия,
их влияние на жизнь местного социума значительно больше, чем в Москве,
в силу тесноты социальных связей и меньшей анонимности местного
сообщества. В этом смысле, чем меньше город, тем выше риск межэтнических
столкновений даже в случае единичных проявлений расизма.
О наличии ксенофобии в Москве свидетельствует и общественная
активность националистических организаций, их присутствие в информационном
пространстве. Несмотря на формальный запрет, ксенофобская
литература активно продается на книжных ярмарках, проходящих в Москве,
через Интернет пропагандируются идеи расизма, организуется моральная
и финансовая поддержка лиц, осужденных за преступления на почве
этнической неприязни и ксенофобии, многие из них объявляются политзаключенными.
День национального единства (4 ноября) – искусственный праздник,
назначенный вместо 7 ноября – дня Октябрьской революции 1917 года,
оказался фактически приватизирован националистами и является поводом
для проведения «русского марша» в Москве.
Еще более радикально-националистический характер носили
беспорядки 11 декабря 2010 года, стартовавшие в Москве и прокатившиеся
по многим крупнейшим городам страны, поводом для которых послужило
убийство футбольного болельщика (русского и москвича) в драке с
выходцами из республик Северного Кавказа. Беспорядки, их откровенный
экстремизм и массовое участие подростков в уличных столкновениях
всколыхнули общество, оценки даваемые событиями варьировали в диапазоне
от сочувствия и поддержки процессов «становления национального самосознания»
до резкого осуждения произошедшего как фашистской акции. Тем не
менее, большинство экспертов сходилось во мнении, что события на
Манежной площади не похожи на стандартные этнические волнения, и
что это, скорее, социально-политический протест в этнической форме2.
И все же общую атмосферу в Москве характеризует не столько
ксенофобия, сколько смесь социальной апатии и моральной паники,
охватившей общество, не понимающее как реагировать на приток мигрантов
и возрастающее этнокультурное многообразие жизни. Политики и эксперты
представляют мигрантов как угрозу безопасности жизни в городе, заявляя
о потере городскими властями контроля над ситуацией и обвиняя мигрантов
в нежелании или неспособности интегрироваться. Особые опасения вызывает
судьба русской культуры, а точнее ослабление ее доминирующей роли.
Например, Вячеслав Костиков – бывший пресс-секретарь
президента Бориса Ельцина и затем представитель России в Ватикане,
пишет: «Неконтролируемый поток мигрантов накладывается на крайне
неблагополучную демографическую тенденцию. При низкой рождаемости
у нас поистине африканская смертность. Воспроизводство русских трудовых
ресурсов в ближайшей перспективе не просматривается. … Не пришлось
бы нам лет через 20-30 шить для наших рязанских и ивановских девчат
хиджабы, а мужикам, чтобы казаться своими, прищуривать глаза»3.
Или еще, уже другого автора: «…встретить в Москве
русского через полвека будет так же трудно, как сегодня якута в
оленьей упряжке, несущейся по Тверской. Скажу больше: наши правнуки
будут чтить Коран, рис есть палочками, пить кумыс, вытирать руки
о халат, но сморкаться по-прежнему в рукав. Столицу, по прогнозам
московских ученых, к 2050 году заселят чеченцы и ингуши. Их с учетом
официальной статистики рождаемости и притока в столицу может стать
не менее 44% от всех жителей города. Дагестанцы, азербайджанцы,
таджики, казахи и грузины доведут численность мигрантов с Кавказа,
Закавказья и из Азии до 60 - 80%»4.
Невозможно удержаться от улыбки, но подобного рода высказывания
столь многочисленны, что стали повседневным информационным шумом
и послужили материалом для многих исследований и диссертаций.5
Осознание угрозы, нависающей над русской культурой и нацией, пронизывает
и сознание ответственных лиц, отвечающих за миграционную политику
в Москве и России. Вот и Константин Полторанин – бывший пресс-секретарь
Федеральной миграционной службы, характеризуя ситуацию в мире, доверительно
сообщил корреспонденту Би-би-си, что и в России стоит вопрос «…выживания
белой расы, …. так же как и в Западной Европе. Поэтому тут надо
строить отношения таким образом, чтобы смешение кровей шло в правильном
режиме».6
В отличие от угрожающего роста этнической миграции,
СМИ и исследователи гораздо меньше внимания уделяют тому, что на
рост тревожности общественного сознания оказывают влияние не только
внешние причины, но и внутренние проблемы московского социума. Стоит
напомнить, что моральная паника относительно «судеб русского народа»
и «гибели русской культуры» берет свое начало еще в конце 1970-х
годов, когда возникло общество «Память». В годы перестройки как
бы невинное Общество книголюбов трансформировалось в «Национально-патриотический
фронт», выступивший в роли главного идеолога русского националистического
движения. В мае 1987 года «Память» провела в Москве один из первых
неформальных митингов протеста против «угнетения русского народа».
В 1990 году из рядов «Памяти» вышли такие радикально-националистические
партии, как «Республиканская народная партия России», «Русское национальное
единство» и «Национал-Социальный Союз». То, что истоки сегодняшних
панических настроений кроются еще в советских временах, заставляет
внимательнее отнестись к противоречиям, свойственным как политике
московских властей в сфере межэтнических отношений, так и самоопределению
москвичей.
1 Вендина Ольга Ивановна
– к.г.н., ведущий научный сотрудник Института географии РАН
2 См. например, Паин
Э. Россия: уровень ненависти подбирается к отметке «взрыв». Новая
газета. № 06-07 от 24 января 2011 г. и № 08 от 26 января 2011 г.
3 Хиджаб для Марии.
Чем угрожает отсутствие миграционной политики? Аргументы и Факты,
№46, 11 ноября 2009.
4 Бойко А. В 2050
году в столице не останется русских. Генетики провели исследование
«За кого входят замуж москвички». Комсомольская правда. 20.01.2003
5 См.: Малькова В.К.
и В.А. Тишков. Этничность и толерантность в средствах массовой
информации. М.: ИЭиА РАН, 2002. – 348 с. Мукомель В.
Миграционная политика в России. М.: ИС РАН, 2005. – 351
с.; Титов В.Н. О формировании прессой образа этнического мигранта
(взгляд социолога) // Социологические исследования, № 11, 2003.
– С. 41-50
6 Поверьте, я никоим
образом не националист / «Газета.ру», 20 апреля 2011 года http://www.gazeta.ru/social/2011/04/20/3590201.shtml
|