Rambler's Top100

№ 287 - 288
30 апреля - 20 мая 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«РБК» о российских и мировых тенденциях рождаемости
«Новые известия» о мнениях россиян о рождаемости в стране
«Время новостей» об эффективности родовых сертификатов
«Российская газета» о предложении увеличить максимальную сумму декретного пособия
«Ведомости» о смысле роста рождаемости в России
«SmartMoney» о «своевременности» мер по стимулированию рождаемости
«День» о проблемах с выплатой помощи на рождение ребенка в Украине
«Новое время» о проблемах рождаемости в Армении
«Российская газета» о женском репродуктивном здоровье в России
«Ведомости» о демографической ситуации и экономике в России
«Литературная газета» об очередной программе выхода России из демкризиса
«Ведомости» о возможной динамике населения России
«Курьер» о будущей этнической структуре населения Израиля
«Трибуна» и «Московская правда» об алкогольной смертности
«Ведомости» о страховой и цене жизни в России и США
«El Pais» о самочувствии мужчин и женщин
«Российская газета» о здоровье россиян

"Газета" и "Российская газета" о проблемах и успехах по легализации гастарбайтеров в России
"Коммерсантъ" о потребительской цене ограничений для иностранцев в торговле

«Деловая столица» о миграционной политике Франции через призму президентских выборов

«Зеркало недели» о миграции как капитале разнообразия
«Новые известия» о возможностях появления «этнических кварталов в российских городах
«КАЗИНФОРМ» о миграции из Китая в Россию
«Молодежь Эстонии» и «Русская Германия» о проблемах интеграции иммигрантов в Германии
«Время новостей» о российском и швейцарском опыте интеграции мигрантов
«Газета» и «Время новостей» о законопроекте по языку для гастарбайтеров
«Труд» об амбициях и амуниции программы по переселению соотечественников
«Maariv» о репатриантах-нахлебниках в Израиле
«Бизнес & Балтия» о цене труда и проблемах трудовой миграции в Латвии
«Зеркало недели» о занятости, рынке труда и цене рабочей силы на Украине
«Новые известия» о низкой эффективности социальной помощи в России
«Торгово-промышленные ведомости» об угрозе техносуицида цивилизации
«Московские новости» о гражданстве погибших в Освенциме
«The Guardian» о всплеске ультранационализма в России под день рождения Гитлера

… о «своевременности» мер по стимулированию рождаемости

Внучата Леонида Ильича

В середине января она подала жалобу прокурору Петропавловска-Камчатского — мол, врачи роддома неправильно записали время рождения ребенка. Разбирательства вместе с городским отделом здравоохранения этого не подтвердили. А как обидно: ведь если бы не злосчастные 15 минут, младенец из Петропавловска-Камчатского стал бы путинским первенцем.
Через девять месяцев после того, как Владимир Путин объявил о материнском капитале, рождаемость в России выросла на 8,5%. Таковы данные на конец февраля, о которых отрапортовал президенту первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Материнский капитал стал первой государственной программой повышения рождаемости более чем за 20 лет. 250000 рублей получает каждая семья, в которой с 2007 года родился или был усыновлен второй и последующий ребенок. Воспользоваться деньгами можно только через три года (страховка от родителей-отказников) и потратить только на три цели: образование детей, приобретение жилья или накопительная пенсия матери. Неужели заработало?
Нет, говорят демографы, просто Медведеву повезло с женщинами. Даже если все эти меры стимулирования останутся незамеченными, рождаемость в России в ближайшие 5–7 лет все равно будет расти. Никакого демографического чуда не произойдет: убыль населения продолжится со скоростью 500000–700000 человек в год. Но материнский капитал придуман очень вовремя: видимость эффективности проекту придает беби-бум начала 1980-х.

ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ
В роддомах от Москвы до Камчатки спокойно. «Никакого ажиотажа в связи с материнским капиталом среди рожениц я не вижу, — говорит главврач крупного московского роддома №15 Владимир Заборский. — Люди не связывают пополнение в семействе с этими государственными мерами». Камчатских рожениц перспектива получить материнский капитал прельстила не больше, чем москвичек, утверждает и. о. главврача крупнейшего в Петропавловске-Камчатском роддома № 1 Елена Дорошенко.
Откуда же берутся дети, о которых рапортуют чиновники?
Количество новорожденных начало расти в 2000 г. Дело не в том, что женщины стали больше рожать, — просто увеличилось количество самих рожениц. В детородный возраст, 18–40 лет, вступило многочисленное поколение 1980-х гг. Эхо войны до сих пор влияет на демографические циклы. Послевоенный взлет рождаемости затухающими волнами повторялся каждые два десятилетия. Кроме того, в начале 1980-х в Советском Союзе были приняты меры по стимулированию рождаемости. «С 1,5 до 3 лет увеличили отпуска по уходу за ребенком, выросли пособия на детей, облегчились условия получения жилья для многодетных семей», — напоминает Александр Авдеев из Центра изучения проблем народонаселения МГУ. Это дало результат: если в 1980 году родилось 2,2 млн. детей, то в 1983-м — почти 2,5 млн. «Сейчас рожают женщины, появившиеся на свет в начале 1980-х, их больше, чем матерей предыдущего поколения, поэтому и рождаемость в абсолютных цифрах у нас будет расти в ближайшие 7–10 лет», — объясняет демограф. Дополнительный запас прочности добавляет и увеличение среднего возраста рожающих первый раз — с 23 до 26–27 лет.
Получается, материнский капитал обречен на успех? С точки зрения отчетности — да, но выбраться из демографической ямы он не поможет.
Для роста населения нужно, чтобы детей было больше, чем родителей: коэффициент рождаемости должен превышать 2,1 ребенка на женщину. В России такого не было с 1960-х гг. Даже во время подъема 1980-х годов больше двух детей не получалось, сегодня коэффициент — 1,3. Это значит, что рождаемость в России растет за счет женщин, рожающих первого ребенка. Планируя под программу бюджетные средства, чиновники и не рассчитывали на реальный рост числа детей в семьях. Выделенных 131,8 млрд. рублей хватит, чтобы обеспечить сертификатами примерно 527000 детей, это 35% родившихся в базовом 2006 году. В 1998 году вторых и последующих детей было даже больше — примерно 40% всех новорожденных.
Однодетные семьи становятся нормой. С 1990 по 1998 год доля вторых детей в российских семьях сократилась с 34,2 до 29,3%, доля третьих — с 10,5 до 7,6%. После 1998 года наблюдения прервались, загсы перестали учитывать очередность рождения детей в семье. Но исследование, проведенное Росстатом весной 2006 года в Тверской области, Нижнем Новгороде и Республике Марий Эл, подтвердило установку россиян на малодетность. Даже в глубинке, где рождаемость выше, чем в среднем по стране, ожидаемое число детей в семье—1–2. Средний показатель для женщин Тверской области составил 1,75 ребенка, Марий Эл — 1,83. Ожидания мужчин чуть выше, но все равно не достигают уровня простого воспроизводства.
Правда, желаемое число детей может превышать ожидаемое. Например, в Тверской области это в среднем 2,24 ребенка на семью по ответам женщин и 2,4 — по ответам мужчин. Повысить рождаемость хотя бы до такого уровня респонденты готовы при улучшении условий жизни. Более 90% ждет поддержки от государства и больше всего рассчитывает на помощь в приобретении жилья. Тут материнский капитал, которым можно гасить ипотечные кредиты, казалось бы, кстати. И все же социологи предупреждают: не надо рассчитывать, что государство даст денег и рождаемость автоматически вырастет до желаемого уровня, слишком субъективны решения о рождении ребенка. Дело не только в материальных условиях, иначе представители семей с сопоставимым доходом не отвечали бы так по-разному на вопрос, сколько бы они хотели детей.

РОЖАЙТЕ ДОМА
Тем удивительнее выглядит январская статистика рождаемости. Она стала настоящей рекламой стимулирования. В январе 2007 года по отношению к январю 2006-го рождаемость выросла на 14,6%!
Свой вклад в статистику внесла и Виктория Скорнякова из Краснодара. «В конце декабря в роддоме была паника: роженицы хотели оттянуть момент появления на свет наследников, — рассказывает Скорнякова. — Особенно боялись те, кто лежал на сохранении: переживали, как бы не разродиться раньше срока». Виктория, сама последние недели беременности лежавшая на сохранении, дотянула аж до 25 января и родила третью дочку. Как показывает ее пример, январское чудо невозможно объяснить стратегическим поведением рожениц. Бюрократический ажиотаж вызвал предсказуемую реакцию: отделения ЗАГС стали активнее собирать информацию. В прошлые годы отчеты многих роддомов запаздывали, и предварительные данные потом довольно существенно досчитывались.
Краснодарский край оживленно отреагировал на путинский призыв. Началось еще в прошлом году: осенью краснодарцы направили свыше 500 обращений на горячую линию президента с просьбой расширить действие закона на 2006 г. и предшествующие годы. «Люди очень хотели попасть в эту программу. У нас были обращения от женщин, которые родили в декабре и хотели получить материнский капитал, — рассказывает специалист Краснодарского отделения Пенсионного фонда Анна Коханчук. — Нас даже просили выйти с законодательной инициативой, чтобы действие закона о материнском капитале распространялось на тех, кто родил второго-третьего ребенка до 2007 года. Пенсионный фонд не обладает законодательной инициативой, мы передали эти просьбы депутатам Думы».
Причины ажиотажа становятся понятны, когда смотришь на чадолюбие краснодарцев. Региональное отделение Пенсионного фонда заключило соглашение с загсами, чтобы заранее узнавать, сколько и каких детей рождается в семьях. «Выяснилось, что доля первенцев — 55%, доля вторых детей — 34–35%, 10–11% — дети из многодетных семей: третьи, четвертые, пятые», — говорит Коханчук.
А вот москвичи никакого интереса не проявили. «У некоторых женщин были возможности зарегистрировать ребенка как январского, хотя он и родился в декабре: для этого достаточно заявить, что это были домашние роды, привести двух свидетелей, которые подтвердят, что в такое-то время по такому-то адресу у этой пары родился ребенок, — говорит Светлана Садкова, акушер-гинеколог центра “Планета семьи”. — Но люди не стали этого делать». И дело не только в более высоком уровне жизни москвичек. «Многих охладило то, что материнский капитал нельзя использовать на лечение ребенка», — подозревает Садкова.

МАТЕРИНСКИЙ ИНСТИНКТ РАМЗАНА
Сводки Пенсионного фонда гораздо лучше Росстата показывают, как население восприняло стимулирование рождаемости, ведь именно ПФР поручено вести прием заявлений на материнский капитал. Число претендентов растет лавинообразно: если на 12 марта по всей России было подано 12 364 заявления, то за следующие три недели число заявок выросло до 31 353. Картина, которая вырисовывается из сводок, еще не полная, но уже видно, что в благополучных регионах родители не спешат заявлять права на материнский капитал. В Питере и Москве только за январь родилось соответственно 3261 и 6728 детей, а заявлений за весь I квартал года было подано в 10 с лишним раз меньше — «спрос» на вторых детей в столицах очень невысок. Однако даже представленный срез позволяет увидеть, кто будет определять демографическую ситуацию в России через 25 лет, когда произойдет смена поколений. Больше всего претендентов на материнский капитал живет в регионах с высокой долей мусульманского населения: Башкирии, Чечне, Оренбургской области, Татарстане. Традиция предписывает многодетность. К примеру, Чечня с населением 1,18 млн. подала 1857 заявлений, две трети из них — от многодетных семей, где родились третий и последующие дети. Москва и Московская область с 17 млн. населения — 1276 заявлений, почти 80% из них — всего лишь на второго ребенка.
В Чечне, где средняя зарплата меньше 7000 рублей в месяц, материнский капитал — это очень большие деньги. За $10000 можно и квартиру купить, пусть и в разрушенных кварталах Грозного. Но федеральные деньги — не причина, а только приятный довесок к традиционно высокой рождаемости. «Это в ментальности заложено, и такие показатели не от материнского капитала возникли, — говорит начальник отдела материнства и детства республиканского минздрава Асият Ибракова. — У нас 119 семей имеют 10 и более детей. Многодетных семей (от трех детей) — 74706, и в них растет более 260000 детей». К тому же у чеченцев масса оснований не доверять обещаниям государства. «У нас многие до сих пор не получили единовременные пособия за свои разрушенные дома. Пока люди не начнут реально получать эти материнские деньги, население не будет верить», — говорит главный акушер-гинеколог Чечни Эльза Лечиева.
Пример землякам подал лично Рамзан Кадыров. Он первый в республике получил сертификат. В начале года он вдобавок к собственным пятерым детям усыновил троих братьев Даскиевых.
Однако эффекта от материнского капитала не ожидается даже в этом многодетном регионе. «Я не замечаю роста рождаемости по сравнению с предыдущими годами, — говорит Лечиева. — Численность населения росла за счет того, что в республику возвращались беженцы, за счет того же росла и рождаемость. Сейчас этот ресурс иссяк — уже в прошлом году у нас родилось меньше детей, чем мы планировали».

ТОЛЬКО НЕ МИГРАНТЫ
«Меры, которые принимает государство, — это хорошо, но вряд ли они будут иметь серьезные демографические последствия», — говорит Авдеев. При этом следует помнить, что на государственное стимулирование рождаемости сильнее всего реагируют менее обеспеченные и менее образованные слои населения. Количество рождений может увеличиться, но, скорее всего, вырастет и младенческая смертность — просто из-за роста рождаемости в семьях, которые меньше заботятся о здоровье малышей. Так было, например, в 1980-е годы, когда в СССР увеличили отпуск по уходу за ребенком, предупреждает демограф Евгений Андреев из немецкого Общества Макса Планка.
Правительство изобретает рецепт беби-бума, игнорируя гораздо более дешевый источник увеличения населения страны — миграцию. И напрасно. Именно миграция в последнее десятилетие позволяет России пополнять ресурсы убывающего трудоспособного населения. Даже на рождаемость в Москве сильнее всех демографических потуг правительства влияет миграционный приток. «Когда смотришь на карты пациенток, удивляешься, сколько среди них приезжих», — говорит Ирина Гимадеева, куратор по работе с родильными домами Семейной страховой компании, работающей с 12 роддомами Москвы и Подмосковья. — Как только началась борьба с мигрантами на рынках, пошел отток, количество родов уменьшилось».
«Материнский капитал не оказал никакого влияния на рождаемость, зато мы чувствуем эффект от миграционной политики, — подтверждает Владимир Заборский, главврач московского роддома 15. — Треть наших рожениц — с Кавказа, из Молдовы, Средней Азии. С тех пор как стали вытеснять иностранных торговцев с рынков, количество родов у нас заметно уменьшилось». Статистика по роддомам, с которыми работает Семейная страховая компания, показывает, что в платных отделениях 30–40% рожениц — немосквички, в бесплатных — приезжих больше половины.
Получается, что прирост такого населения, с точки зрения властей, хуже убыли. Вот только после 2018 года, когда женщинам, родившимся в 1992 году, будет уже 27 лет, Россию ждет новый демографический провал: в 1990-е годы рождаемость была самой низкой в истории страны, а значит, и поколение матерей будет самым малочисленным. Нынешний родильный бум только усилит дисбаланс. «Демографические волны играют скорее негативную роль. С точки зрения социально-экономического развития страны важно не число родившихся, а баланс поколений», — предупреждает Авдеев. Большие перепады между численностью поколений приводят к всплеску безработицы при подъеме новой демографической волны или, наоборот, к резкому увеличению армии пенсионеров при одновременном сокращении трудоспособного населения страны. Решить последнюю характерную для России проблему родившиеся в 2007 году не помогут — их все равно слишком мало. Без привлечения трудовых мигрантов пока еще ни одной стране не удалось выйти из демографического тупика. Возможно, Россия будет первой. Но для этого надо придумать что-то пооригинальнее, чем пусть даже очень большие пособия на рождение детей.

Наталия БИЯНОВА. «SmartMoney», 23 апреля 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.