Rambler's Top100

№ 75 - 76
12 - 25 августа 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Россия готовится к переписи

Поступь переписи

Досрочная перепись населения началась в горной Тофаларии

В республике Тыва завершена подготовка к переписи, но в некоторых районах она пройдет только в декабре

Сибирский и Дальневосточный федеральные округа - одни из лучших в подготовке к проведению Всероссийской переписи населения

Председатель Госкомстата удовлетворен тем, как в регионах заканчивается подготовка к переписи

Решение Арбитражного суда Москвы не повлияет на сроки проведения переписи

Перепись населения и коренные малочисленные народы России. Письмо в редакцию

Перепись и церковь

Православным не надо бояться переписи

Перепись для мусульман – богоугодное дело

Послушницы ответят на вопросы переписи

Перепись и национальности

Подавляющее большинство евреев, живущих в России, не собираются никуда уезжать

Чем больше казаков выявит перепись, тем больше денег получат донские атаманы

Как учитывали казаков при переписях 1897 и 1926 годов. Справка Демоскопа

Выезжающим - о переписи

Российские граждане, которые больше года безвыездно находятся за границей, не смогут принять участие во Всероссийской переписи

Выезжающих за рубеж перепишут досрочно

Освещение подготовки к переписи населения в Российских СМИ

Россиян по осени считают

«Горячая линия» «Москвичам - о Переписи 2002»

Подделка переписных листов карается разоблачением

Всех переписчиков снабдят фонариками и свистками

Освещение подготовки к переписи населения в Российских СМИ

По материалам Компании развития общественных связей (КРОС)

С 1 февраля 2001 г. по 31 мая 2002 г. в прессе, информагенствах и электронных СМИ было зафиксировано 6179 сообщений с упоминаниями переписи населения.

Рисунок 1. Динамика распределения упоминаний Всероссийской переписи населения в центральной, региональной прессе, информагенствах и электронных СМИ

Для информационного поля вокруг переписи населения является характерным преобладание материалов региональной прессы, на долю которой приходится почти половина всех упоминаний (рис. 2). В совокупности центральная и региональная пресса занимает 69% от общего количества упоминаний населения в СМИ.

Рисунок 2. Распределение материалов с упоминанием переписи населения в СМИ

Анализ оценочной окраски сообщений показывает, что в информационном поле вокруг переписи населения преобладают нейтральные публикации (76%). Общее количество материалов с позитивной окраской в 5 раз превосходит число негативно-ориентированных материалов (20% против 4%).

Рисунок 3. Распределение оценочных характеристик всех упоминаний Всероссийской переписи населения в СМИ

Более доброжелательную и взвешенную позицию по отношению к предстоящей переписи занимают региональные СМИ.
Основную угрозу для популяризации переписи среди населения представляют те "страхи", которые раскручиваются (намеренно или невольно) преимущественно в центральных СМИ:

  • Кампания по переписи является покушением на личное имущество и частную жизнь граждан;
  • Результатом переписи станет новый виток "закручивания гаек", который в первую очередь отразится на рядовом гражданине;
  • Средства, выделенные на проведение переписи, будут расходоваться не по назначению;
  • Вся идея проведения переписи является насаждаемой "сверху" инициативой и не представляет значения и тем более интереса для простых граждан.

Пресс-индексы 1 переписи-2002 показывают динамичный, нарастающий характер информационно-разъяснительной компании в СМИ по разъяснению населению целей и задач переписи. По сравнению с другими актуальными программами, реализуемыми государством (реформа ЖКХ, пенсионная реформа), информационно-разъяснительная работа по переписи не снижает свои темпы, постепенно завоевывая медийное поле. Особенно заметны темпы роста информационно-разъяснительной кампании в регионах.

Рисунок 4. Пресс-индексы некоторых государственных задач в федеральной московской прессе

Рисунок 5. Пресс-индексы некоторых государственных задач в региональной прессе

Информационно-разъяснительная работа по вопросам Всероссийской переписи населения ведется при участии администраций субъектов Российской Федерации (рис. 6):

Рисунок 6. Участие администраций субъектов Российской Федерации в информационно-разъяснительной работе по вопросам Всероссийской переписи населения 2002 года

* Пассивное противодействие ИРР - преобладание в СМИ Республики Татарстан негативной информации, вызванной опасениями в связи с возможным занижением численности татар при подведении итогов переписи.


1 - Пресс-индекс переписи (реформы ЖКХ, пенсионной реформы) в федеральной и московской прессе - это выраженное в процентах отношение числа публикаций в федеральных и основных московских печатных изданиях, в которых упоминалась перепись (реформа ЖКХ, пенсионная реформа) в течение месяца к общему количеству публикаций за тот же период.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most