Глава Чечни потребовал "не таким отвратительным
образом" менять миграционное законодательство. Он обратил
внимание на жесткие задержания и "остервенелые"
меры против всех приезжих
Некоторые законодательные инициативы по ужесточению
миграционной политики в России, "мягко говоря, разочаровывают",
заявил глава Чечни Рамзан Кадыров.
"Такое чувство, что кто-то целенаправленно сталкивает Россию
с соседними братскими регионами. Миграционную политику если и менять,
то не таким отвратительным образом, когда остервенело бросаются
на всех неместных, кто под руку попадется. Задерживают без каких-либо
церемоний, причем в последнее время мероприятия эти проводятся очень
жестко", - написал он в телеграм-канале.
Массовое выдворение иностранцев не решит проблему, да и возникла
она не из-за них, продолжает Кадыров. По его мнению, нынешняя ситуация
сложилась из-за "безалаберности" ответственных за это
должностных лиц, которые вопреки своим обязанностям почти не контролировали
ситуацию. Теперь же, уверен глава республики, "разжигая в обществе
ненависть к мигрантам, мы ничего хорошего не добьемся, а, напротив,
только усугубим ситуацию" и следует хотя бы сейчас в результате
грамотной политики построить правильную систему миграционного контроля,
а не "подвергать беспорядочной инквизиции граждан других стран".
"Нужно устранить причины, а не заниматься их последствиями.
Поэтому призываю оставить эти средневековые подходы и заняться точечным
решением вопроса. Главное - понимать, что есть нарушители закона
среди мигрантов, а есть и законопослушные. Последних, к слову, намного
больше. И это важно. Ладно, прогоним мы сегодняшних мигрантов посредством
тотальной травли и чисток, но ведь завтра приедут другие уже из
других государств, и кто даст гарантии, что они будут лучше?"
- написал Кадыров.
Ужесточение миграционного законодательства в России последовало
за мартовским терактом в подмосковном "Крокус Сити Холле".
Тогда группа вооруженных людей ворвалась в концертный зал, открыла
стрельбу, подожгла здание и скрылась. Погибли 145 человек, еще более
500 пострадали.
По делу арестовали 18 человек, в том числе четырех предполагаемых
исполнителей - граждан Таджикистана. Расследование продолжается,
суд их виновными еще не признал. Ответственность взяла на себя ИГ
("Исламское государство", запрещенная на территории России
террористическая организация).
Вскоре после теракта Кадыров заявил: "Отдельные лжепатриоты,
далекие от государственной национальной политики и национальной
безопасности, играют на чувствах людей и призывают к фашистским
методам". Он пообещал "короткий разговор" тем, кто
подстрекает к этническим чисткам.
По подсчетам РБК, в Москве за первое полугодие 2024-го вынесли на
18% больше постановлений по "мигрантским" статьям, больше
всего - в недели после теракта в "Крокусе" и в июне. Сразу
после теракта власти Таджикистана зафиксировали отток мигрантов
из России из-за паники среди своих граждан, к концу лета отток продолжился.
Душанбе призвал сограждан временно не посещать Россию без острой
необходимости, а также отмечал: граждан Таджикистана все чаще не
пускают в Россию, запрещают въезд либо депортируют из страны "под
широкой и расплывчатой формулировкой обеспечения безопасности".
"Нас не может не тревожить тенденция повсеместного нарушения
основных прав и свобод наших граждан при проведении мероприятий
по упорядочению миграционного поля в России", - заявил в октябре
таджикистанский премьер Кохир Расулзода.
МИД России настаивает на законности всех мер российских пограничников
и правоохранительных ведомств и подчеркивает: "Такие шаги носят
временный характер и предпринимаются безотносительно к национальной
принадлежности въезжающих лиц".
В начале октября в Госдуму внесли пять миграционных законопроектов,
их планируют принять в течение месяца. Они предусматривают признание
незаконного нахождения в России отягчающим обстоятельством при совершении
преступления, а организацию незаконной миграции - особо тяжким преступлением;
введение внесудебной блокировки сайтов с предложением о предоставлении
незаконных услуг в сфере миграции, ужесточение наказания за подделку
документов и фиктивную регистрацию, а также запрет посредникам принимать
экзамены на знание русского языка.
СК докладывал о росте преступлений со стороны мигрантов. По подсчетам
ведомства, за восемь месяцев 2024 года они совершили свыше 26 тыс.
преступлений, при этом почти втрое увеличилось число преступлений
"нелегалов": с 2880 до 8059.
В то же время директор Института демографических исследований ФНИСЦ
РАН Марина Храмова в февральском интервью РБК рассказала, что на
долю мигрантов приходится относительно небольшое число преступлений
в России: в 2022 году оно составило около 2% от совокупного количества.
Михаил ДОБРУНОВ. РБК, 7 октября 2024 года
Ольга Чудиновских: "Без всестороннего подхода
меры могут иметь ограниченный эффект"
В Думу внесли пакет из пяти законопроектов, которые
предлагают изменения в миграционной сфере. Среди них и ужесточение
наказания за организацию незаконной миграции, и запрет посредникам
участвовать в приеме экзаменов на знание русского языка, и блокировка
сайтов, на которых предлагаются услуги по получению мигрантами разных
статусов. Зачем вводятся очередные меры и помогут ли они справиться
с проблемой нелегальной миграции, "Эксперту" объяснила
заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического
факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Ольга Чудиновских.
В мировой, а главное, и в российской практике ужесточения миграционного
законодательства не всегда давали желаемый эффект. И в нынешнем
случае законодатель пошел путем ужесточения, вместо того чтобы попытаться
преодолеть или снизить влияние причин возникновения многих из описанных
ситуаций.
Инициатива в части ужесточения наказания за организацию незаконной
миграции говорит лишь о неэффективности ранее принятых в этом направлении
мер. Остановлюсь только на миграционном учете, так как с ним чаще
всего ассоциируется организация незаконной миграции. Если кто-то
помогает иностранцу зарегистрироваться, но фактически человек по
этому адресу не живет, это уже повод для возбуждения уголовного
дела. Законодатель снова пытается "запугивать" участников
этой процедуры, вместо того чтобы принять меры по ослаблению действия
основных причин этого явления. Главная из них - отсутствие в необходимом
объеме и доступного по цене арендного (возможно, муниципального
или государственного, типа общежитий) жилья, где мигрант мог бы
зарегистрироваться и легально проживать; вторая причина - нежелание
арендодателей, предоставляющих за плату жилье мигрантам, ставить
их на миграционный учет.
Проблема жилья для мигрантов существовала всегда, в особенности
в крупных городах, где временно пребывающих мигрантов больше всего.
Неразвитый рынок доступного - в смысле его наличия и уровня оплаты
- муниципального или коммерческого арендного жилья создают "узкое
место" в системе миграционного учета. Эта проблема усугубляется
отсутствием у лиц, которые предоставляют мигрантам жилье, культуры
цивилизованной сдачи в наем жилого помещения с уплатой подоходного
налога и уведомлением органов по вопросам миграции о прибытии иностранного
гражданина к месту пребывания. Видимо, законодатель считает эти
проблемы нерешаемыми, поэтому проще ввести новые, еще более сильные
наказания на такие правонарушения.
Придание криминального статуса такой ситуации произошло в 2013 г.,
но, если есть потребность еще больше ужесточить силу наказания,
можно сделать вывод, что мера неэффективна. Огромное количество
проверочных мероприятий дает весьма скромный результат. Число выявленных
нарушений на 1000 проверок варьирует от 3 до 7. Хотя нам не известен
характер нарушений, в сфере регистрационного учета они, вероятно,
имеют административный, а не криминальный характер и вряд ли представляют
угрозу общественной безопасности.
Относительно блокировки сайтов - главное, не заблокировать сайты
добросовестных юридических фирм, которые оказывают консультационные
услуги иностранцам (и не только) в части миграционного права. Во
всем мире такие фирмы работают, востребованы и приносят пользу.
Заведомо полагать, что они предлагают услуги по незаконному получению
документов и статусов, неправильно.
Что касается посреднических организаций по приему экзамена у мигрантов
и выдаче сертификатов - конечно, надо, чтобы всё было по закону.
Но введенное в 2015 г. требование всеобщего тестирования мне кажется
избыточным: русский нужен в разном объеме в зависимости от сферы
работы трудового мигранта, наличия необходимости общаться с российским
населением и прочих факторов. Например, сезонным сельхозработникам
русский, как мне кажется, не столь сильно и нужен. Но это предположение.
Особенно требование знания русского языка всеми трудовыми мигрантами
уязвимо в свете развивающейся в последнее время риторики привлечения
вместо мигрантов из Центральной Азии мигрантов из Индии и Африки.
Поток мигрантов и без того немного ослаб. Выраженная антииммигрантская
риторика политиков и СМИ мало способствует росту привлекательности
России. Мне представляется, что без всестороннего подхода к решению
проблемы, при выборе только инструментов усиления наказания меры
могут иметь ограниченный эффект. К тому же, если увеличится поток
выдворяемых из России лиц, не совершивших по-настоящему серьезных
правонарушений, при возможном уменьшении количества прибывающих
в страну временных трудовых мигрантов, наши проблемы на рынке труда
станут еще более болезненными. Кроме поправок, о которых мы говорим,
в последнее время многие регионы начали ограничивать долю иностранцев
в отдельных видах занятости, причем эти ограничения не обоснованы
экономически.