Велели делиться: в магазинах могут появиться полки
с бесплатными продуктами
Госдума поддержит пенсионеров и малоимущих граждан
товарами с истекающим сроком годности
Ритейлеров обяжут создавать социальные полки с продуктами, у которых
истекает срок годности. Пенсионеры и социально не защищенные граждане
получат бесплатный доступ к этим товарам. Такой законопроект внесут
в Госдуму 10 января, выяснили "Известия". Чтобы бизнесу
было выгодно участвовать в такой благотворительности, депутаты предлагают
увеличить для него налоговые послабления. Ранее Минпромторг поддержал
бесплатную раздачу такой продукции, при этом данную инициативу хочет
изучить более подробно. Представители бизнеса и эксперты готовы
поддержать законопроект, однако некоторые из них считают, что создание
таких полок должно быть добровольным. Раздать населению
Торговые сети и продуктовые магазины в России предлагают обязать
создавать социальные полки с продуктами, у которых истекает срок
годности. Ими смогут бесплатно воспользоваться пенсионеры и социально
незащищенные категории граждан на основании подтверждающих статус
документов (пенсионных удостоверений, справок и др.). Как выяснили
"Известия", документ с поправками в закон "Об основах
государственного регулирования торговой деятельности в РФ"
внесут в Госдуму 10 января депутаты фракции "Справедливая Россия
- За правду".
"На сегодня в стране сохраняется проблема нерационального использования
излишков продукции. Так, согласно данным Росстата, наибольший объем
пищевых отходов приходится на товары первой необходимости: зерновые
продукты, молочные продукты и овощи. Вместе с тем больше трети всех
продуктов в стране превращаются в отходы", - говорится в пояснительной
записке к законопроекту, который имеется в распоряжении "Известий".
В ней авторы документа ссылаются на исследовании НИУ ВШЭ о том,
что ежегодно объем пищевых отходов в стране составляет 17 млн т,
а стоимость этих продуктов оценивается в 1,6 трлн рублей. По данным
Росстата, по итогам 2022 года в России за чертой бедности находились
14,3 млн человек.
"При этом 60,4% граждан отдают за продукты примерно половину
своего ежемесячного дохода, почти весь заработок уходит на питание
у 16%. По оценкам ТИАР-Центра, если бы все выбрасываемые в России
продукты направлялись людям, это позволило бы прокормить около 30
млн человек", - говорится в пояснительной записке.
В связи с этим депутаты предлагают решить эту проблему созданием
социальных полок с такими продуктами питания. А чтобы бизнесу было
выгодно в этом участвовать, они предлагают внести в Госдуму еще
один законопроект с поправками в Налоговый кодекс. Документом, который
также имеется у "Известий", предлагается увеличить лимиты
расходов, которые могут быть направлены на благотворительность с
1 до 5% от выручки.
- Выбрасывать продукты категорически недопустимо. Однако сегодня
из-за несовершенства законодательства их бесплатная раздача является
более затратной, чем утилизация. Без уплаты налогов на благотворительные
цели можно направлять товаров на сумму не более 1% от выручки компании,
а всё остальное облагается НДС в 20% от стоимости продукции, передаваемой
на благотворительность, - пояснил "Известиям" один из
авторов законопроекта, лидер фракции "Справедливая Россия -
За правду" Сергей Миронов.
По его словам, именно поэтому бизнесу, который будет участвовать
в такой деятельности постоянно, необходимо предоставить налоговые
льготы.
- Министерство сможет сформировать позицию по данному законопроекту
при его поступлении в ведомство в установленном порядке, - пояснили
"Известиям" в пресс-службе Минпромторга.
При этом ранее Минпромторг заявлял, что считает целесообразным развивать
программу фудшеринга в России, однако ее вопрос требует проработки
и обсуждения с Федеральной налоговой службой, так как этот вид операций
нужно освободить от НДС.
"Известия" также направили запросы в Минфин и ФНС с просьбой
оценить перспективы поддержки законопроекта. Плюсы и минусы
Если бизнес получит налоговые послабления, это приведет к увеличению
оказания благотворительной помощи, считает исполнительный директор
ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров
"Руспродсоюз" Дмитрий Востриков.
- С социальной точки зрения уничтожение продуктов, пригодных для
потребления, является непозволительной расточительностью. Их раздаче
нуждающимся в настоящее время мешают пробелы в налоговом законодательстве.
А именно: участвуя в благотворительности, компании вынуждены платить
налог (до 20% от стоимости продукции), - пояснил представитель бизнеса.
По его словам, поэтому участие в фудшеринге обходится производителям
и ритейлу сегодня дороже, чем отправка еды на свалки.
- Если законодательство изменится, то мы увидим расширение программ
благотворительности и помощи населению продуктами с истекающими
сроками годности. Кроме того, отмена НДС может благоприятно отразиться
на экологии, потому что уменьшит объем пищевых отходов на свалках,
а также сократит затраты на их утилизацию, - подчеркнул Дмитрий
Востриков.
В пресс-службе Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) сообщили,
что планируют обсудить данный законопроект, однако от подробных
оценок пока воздерживаются.
"Известия" направили запрос в крупнейшим ритейлерам, в
числе которых X5 Group, "О'Кей", "Глобус", "ВкусВилл"
"Ашан", Metro.
Экс-исполнительный директор сети "Дикси" Борис Правилов
согласен с тем, что сейчас передача продуктов на благотворительность
зачастую обходится бизнесу дороже, чем их утилизация.
- Поэтому идея законопроекта о налоговых послаблениях очень правильная
и позволит балансировать налоговую нагрузку как в случае утилизации,
так и при передаче продукции нуждающимся. Но организация таких полок
бизнесом всё же должна происходить на добровольной основе, - убежден
эксперт.
При этом он отметил, что сегодня ряд крупных торговых сетей уже
реализует программы по передаче адресной продовольственной помощи
нуждающимся, а также развивает проекты фудшеринга с благотворительными
фондами.
- На данный момент фудшеринг позволяет сократить списания по отдельным
товарным категориям до 20%, а объем переданной на благотворительность
продукции исчисляется сотнями тонн. Очень важный аспект этого направления
- адресность. Благотворительные фонды официально взаимодействуют
с департаментами соцзащиты муниципалитетов и администраций регионов,
епархиями, обладают волонтерскими ресурсами, складскими помещениями
и транспортом компаний-партнеров, - отметил Борис Правилов.
Глава "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов
напомнил, что это не первая попытка законодателей решить проблему,
связанную с уничтожением вполне качественных продуктов питания.
По его словам, причина - в двоякой ситуации, при которой с одной
стороны, действительно, такие товары вполне можно бесплатно передать
нуждающимся группам населения, с другой, государство должно будет
предоставить бизнесу дополнительные налоговые льготы. Эксперт считает,
что именно последнее условие и есть препятствие для решения этой
проблемы, так как власти опасаются, что бизнес начнет злоупотреблять
этими послаблениями и будет использовать льготы не для передачи
продуктов населению, а, например, для отмывания средств.