… о самооценке
здоровья и стратегиях лечения россиян
У здоровья россиян высокая самооценка
Социологи составили типичный портрет российского
пациента
Типичный российский пациент удовлетворительно или хорошо оценивает
свое здоровье, не склонен к профилактике и ранней диагностике, а
в случае болезни сначала прибегает к самолечению. Он с некоторым
недоверием относится к врачебным рекомендациям и читает отзывы о
врачах или клинике в интернете. К таким выводам пришли эксперты
центра социального проектирования "Платформа" и компании
"ОнИн", опросив 1,2 тыс. респондентов. Россияне вообще
склонны давать высокие оценки состоянию своего здоровья, несмотря
на чувство дискомфорта и боли, отмечают медики. Это увеличивает
риски несвоевременного обращения за медпомощью и нагрузку на систему
здравоохранения.
Центр социального проектирования "Платформа" и компания
онлайн-исследований "ОнИн" ("Онлайн Интервьюер")
представили доклад о стратегии россиян в выборе лечения. Всероссийский
онлайн-опрос прошел в ноябре 2023 года. В нем принимали участие
1,2 тыс. россиян старше 18 лет.
9% респондентов оценивают свое здоровье как отличное, 33% как хорошее,
50% как удовлетворительное. 7% называют свое состояние плохим и
лишь 1% - очень плохим.
Позитивным оценкам отдают предпочтения мужчины и молодежь, негативным
- женщины, люди более старшего возраста и с доходом ниже среднего.
Авторы исследования указывают, что материальное положение ожидаемо
оказывает влияние на представление о состоянии здоровья: критичные
оценки более распространены среди респондентов с доходом ниже среднего.
Большинству россиян свойственно лечиться только по мере необходимости
(73%), и лишь четверть занимается профилактикой и ранней диагностикой
(25%). В долю тех, кто чаще заботится о своем здоровье на ранних
этапах, вошли женщины и молодежь (18-24 года). Пренебрегают этим
чаще всего люди среднего возраста (45-54 года).
Большинство россиян (76%) предпочитают стратегию самолечения.
В основе такой мотивации лежат невысокая удовлетворенность медицинским
сервисом, высокие загрузки на работе, "доверие к непроверенной
информации", а также "перенос функции консультанта на
аптечного работника", говорится в докладе. Лишь 18% респондентов
обратятся к врачу сразу при возникновении симптомов. 4% и вовсе
не будут предпринимать никаких действий для выздоровления.
К предписаниям врачей россияне относятся с некоторым подозрением:
46% ищут дополнительную информацию, 11% предпочитают обращаться
к нескольким специалистам для сравнения разных позиций, и только
36% полностью следуют рекомендациям после приема. Гендиректор телемедицинского
сервиса "Доктис" Сергей Лежнин говорит, что для легких
болезней, например простудных заболеваний, второе мнение не требуется,
а для тяжелых и редких заболеваний - это "обычная практика".
По словам господина Лежнина, в таких случаях люди часто ищут врача
по рекомендации. Исследование подтверждает: основной ресурс для
выбора специалистов - социальные связи, на рекомендации знакомых
опирается 31% респондентов. Чаще всего они определяют выбор врача
на Кавказе (44%). Для 13% опрошенных, которые прибегают к самостоятельному
поиску, отзывы о врачах на различных сервисах оказываются решающим
фактором, а общий рейтинг клиники практически не играет роли - 6%.
Большинство россиян (86%) предпочитают традиционное лечение. Нетрадиционные
способы и гомеопатические препараты выбирают лишь 8%.
Основатель "Платформы" социолог Алексей Фирсов говорит,
что люди в России не любят получать плохие новости, "а поход
к врачу - это всегда риск получить именно такую плохую новость,
поэтому часть людей будут максимально откладывать это событие".
Кроме того, отмечает господин Фирсов, в российской действительности
низкий индекс доверия официальным институтам, поэтому среднестатистический
пациент скорее готов прислушаться к статье в интернете, чем к словам
медработника. "Это усиливает суетливость людей. Они действительно
начинают искать больше информации и вестись на какие-то чудо-рецепты.
Вообще повышается вера в чудо", - говорит он.
Директор службы психологической помощи онкопациентам "Ясное
утро" Ольга Гольдман полагает, что высокая оценка собственного
здоровья, которую продемонстрировал опрос, не связана с фактическим
его состоянием, это "просто самоощущение". "В своем
исследовании о психологии в онкологии мы задавали вопрос, какие
изменения в здоровье заставили бы людей задуматься о визите к онкологу.
Целых 9% ответили, что ничто не заставило бы их это сделать",-
комментирует госпожа Гольдман. Ее слова подтверждает "Национальный
мониторинг общественного здоровья", который в конце 2022 года
подготовил Междисциплинарный центр исследований общественного здоровья
Сеченовского университета.
Он показал, что россияне склонны давать высокие оценки состоянию
своего здоровья, несмотря на чувство дискомфорта и боли.
Так, 83% россиян оценили в целом свое здоровье как "хорошее",
"очень хорошее" и "отличное". Однако, когда
респондентам предложили оценить свое здоровье более детально, оказалось,
что только 30% не имеют проблем ни в одной из шести базовых жизненных
функций: зрение, слух, ходьба и подвижность, когнитивные функции,
возможность ухода за собой, познание и коммуникация. Каждый второй
респондент отмечал некоторые затруднения хотя бы в одной из шести
жизненных сфер, а каждый девятый говорил о серьезных функциональных
ограничениях. Эксперты пришли к выводу, что это оказывает ощутимое
влияние на качество жизни населения и увеличивает в будущем риски
несвоевременного обращения за медицинской помощью.
"Большая проблема нашей медицины в том, что мы поздно выявляем
заболевания, - продолжает Ольга Гольдман. - Намного сложнее поймать
рано рак, но вылечить его на ранних стадиях намного легче. То же
касается сердечно-сосудистых заболеваний: у нас мужчины падают замертво,
не доживая до 60 лет, потому что никто из них не в курсе, что надо
активно профилактировать инсульты и инфаркты". Госпожа Гольдман
подчеркивает, что государству выгоднее и дешевле превентивно выявлять
риски, а для этого нужно иметь долгосрочные планы по здоровью населения
и популяризировать внимательное отношение к своему здоровью. "В
нашем обществе у врачей и обыкновенных людей отношения желают лучшего
- взаимное недоверие и нелюбовь. С этим надо работать организаторам
здравоохранения", - заключает Ольга Гольдман.
Наталья КОСТАРНОВА. Коммерсантъ, 26 декабря 2023
года