… о несовпадении
числа родившихся с числом первоклассников
Демографическая загадка. Пять тысяч новорожденных
в Петербурге не доросли в городе до школы
К 1 сентября 2023 года в Смольном заявили о рекордном
числе первоклассников в петербургских школах - 68,5 тысяч человек.
Это следствие рекордного же числа новорожденных в 2016 году, когда
родились сегодняшние первоклассники. Однако родилось в 2016-м значительно
больше - 73,5 тысячи. Куда за 7 лет делись пять тысяч юных петербуржцев,
разбиралась "Фонтанка".
Ни чиновники, ни демографы не могут дать внятный ответ на вопрос,
почему в первые классы школ Петербурга идет значительно меньше детей,
чем родилось семь лет назад. Все очевидные предположения неверны,
"Фонтанка" проверила цифры: в городе положительная миграция,
приезжих детей больше уехавших, а на семейном обучении их слишком
мало, чтобы влиять на статистику.
Строго говоря, превышение числа рождавшихся детей над количеством
идущих спустя 7 лет в школы первоклассников началось еще в 2019
году. Все предыдущие годы эти цифры были практически идентичны,
или первоклассников было чуть больше за счет приезжих. А вот в 2023
году разрыв случился уж слишком большой - сразу пять тысяч родившихся
в Петербурге детей покинули город до того, как пошли в школу.
Эти цифры взяты из традиционных заявлений городских властей о количестве
первоклассников 1 сентября каждого года и официальной статистики
комитета по делам ЗАГС Петербурга, который фиксирует количество
выданных свидетельств о рождении.
Кстати, следует иметь в виду, что слова петербургских чиновников
о числе первоклассников ежегодно расходятся - в большую сторону
- со статистическими отчетами, которые публикует Министерство просвещения
у себя на сайте. Они включают в себя максимально полные сведения,
собираемые ежегодно к 15 октября всеми РОНО по всей стране, и охватывают
как обычные классы, так и классы для детей с ограниченными возможностями
здоровья и классы для обучающихся с умственной отсталостью по очной,
заочной и семейной форме обучения, а также отчитывающихся о прохождении
программы экстерном. То есть вообще все возможные формы и виды обучения.
И у Минпросвета итоговая цифра неизменно выходит даже меньше, чем
у Смольного 1 сентября.
"Фонтанка" перепроверила цифры, сравнив более широкие
диапазоны данных, чтобы исключить возможный краткосрочный эффект
от каких-то случайных факторов. К примеру, тезис о том, что не все
дети конкретного года идут в семь лет в школу - кто-то в шесть или
в восемь. По данным Министерства просвещения, на конец 2022 учебного
года в Петербурге в 1-4-х классах училось 248 769 школьников. Они
родились в 2012-2015 годах. По данным комитета по делам ЗАГС, в
этом промежутке в городе зафиксировано 267 295 рождений. Разница
за четыре года выходит 18,5 тысяч детей.
При этом в 2018 году в 1-4-х классах в городе училось 211 080 школьников,
а в годы, когда они появились на свет (2008-2011), городские загсы
зафиксировали 212 085 новорожденных. Разница в 1 000 детей примерно
соответствует показателю детской смертности в раннем возрасте (по
данным Росстата, в 2011 году в Петербурге было 3,8 на 1 000 для
детей до 4 лет).
То есть изменение ситуации с соотношением родившиеся/первоклассники
четко прослеживается и подтверждается сухими цифрами ведомственных
отчетов. В реальности разница даже больше, ведь часть из уехавших
детей заместили дети-мигранты. Под этим словом статистика понимает,
в том числе, и переселенцев из других регионов России. Крупнейшее
их число в Петербург традиционно приезжает из Ленобласти.
Первый напрашивающийся ответ на этот вопрос - именно миграция. Приезжает
и уезжает детей предшкольного возраста и учащихся начальной школы
(в возрасте 5-9 лет) примерно одинаково - где-то по 15 тысяч человек.
Однако в целом баланс положительный. За последний отмеченный в официальной
статистике 2021 год в городе появилось на 500 приезжих детей больше,
чем уехало из города. Даже в коронавирусный 2020 год, когда, казалось
бы, множество приезжих покидали Петербург, число детей-мигрантов
в городе выросло на 599 человек. Таким образом, миграционные потоки
только добавили к количеству первоклассников.
Сразу отметим, что в данном случае статистика полностью
соответствует положению дел. Ведь она учитывает тех, кто официально
встает на учет и получает регистрацию, даже если они иностранцы.
Если детей не регистрируют как приехавших, они не попадают в эту
статистику и оказаться в школе никак не могут, а значит, их можно
игнорировать в рамках данного исследования.
Расхожее мнение о том, что часть мест в школах занимают дети нелегальных
мигрантов, могут высказывать лишь те, кто в последние годы ни разу
не пытался устроить ребенка в школу. Сделать это хотя бы без временной
регистрации, которая отразилась бы в статистике Петростата, просто
невозможно - подать заявление не получится. Не говоря уже о том,
чтобы попасть в ближайшую школу в спальных районах с дефицитом мест
в классах.
"Фонтанка" обратилась за разъяснениями в несколько профильных
комитетов, которые могли бы пролить свет на этот феномен, и получила
из Смольного несколько вариантов ответов.
Во-первых, говорят чиновники, до 2022 года для регистрации ребенка
в определенном городе была привязка к месту родов и прописке родителей,
а после внесения изменений в ФЗ № 143 "Об актах гражданского
состояния" теперь, по желанию родителей, регистрировать детей
можно не только по фактическому месту рождения ребенка, но и по
месту жительства любого из родителей. Больше свободы - и вероятность
расхождения записей о рождении в определенный год и количестве первоклассников
этого года возрастает.
Второй вариант чиновников, почему родившихся в Петербурге детей
больше, чем первоклассников, в популярности петербургских роддомов
среди жителей ближайших регионов, в первую очередь Ленобласти. Какая-то
часть мам приезжает в город рожать, а в школу ребенок идет там,
где живет, например во Всеволожске.
По информации главных врачей родильных домов: в Петербурге рожают
примерно 3-3,5 тысячи женщин из Ленобласти. И цифра эта растет с
появлением огромных жилых комплексов в ближайших районах на границе
Петербурга и Ленобласти, а также с развитием малоэтажного загородного
строительства, что сейчас является новым трендом с развитием дистанционных
технологий для учебы и работы. Например, во Всеволожске проживает
79 тысяч человек. А по сообщению чиновников, вообще около 10% детей,
рожденных в Петербурге, - это дети семей из других субъектов РФ
и иностранцев.
Специалист по вопросам демографии Алексей Ракша отмечает, что первая
версия вряд ли состоятельна, правило о свободе выбора места регистрации
стартовало только в 2022 году. Предыдущая либерализация была в 2015-м,
но обе эти либерализации должны были увеличить долю рождающихся
в СПб относительно страны и области, чего не наблюдается, говорит
Алексей Ракша.
По поводу популярности городских роддомов он больше склонен соглашаться
с чиновниками. "Действительно, это есть, и это нарастает, но
началось не в 2015-м и не в 2016-м", - отмечает эксперт. В
целом Алексей Ракша соглашается, что цифры в Петербурге не имеют
сколько-нибудь внятного и единственно верного объяснения и требуют
более глубокой оценки и изучения.
Ну и третьей версией объяснения такого расхождения в цифрах чиновники
предлагают то, что в первые классы идут не только семилетки, но
иногда и шести- и восьмилетние дети других годов рождения. Последний
аргумент спорный - ведь часть семилеток какого-то конкретного года
при этом тоже идут уже во второй класс или, наоборот, ждут "еще
годик", чтобы подрасти. Так что цифры должны примерно уравновешиваться.
Александр Синельников, профессор кафедры социологии семьи и демографии
социологического факультета МГУ, высказывает предположение, что
в реальности причиной этого явления могут стать процессы, связанные
с неучтенной миграцией. Далеко не все петербуржцы, выехавшие из
города со времен начала пандемии коронавируса и в свете недавних
событий, поставили отметки о временном выбытии, считает эксперт.
Кроме того, среди детей, свидетельства о рождении которых были получены
их родителями в петербургских загсах, немало таких, чьи матери приехали,
чтобы родить детей в роддомах Петербурга, а потом вместе с детьми
вернулись к себе домой, не снимаясь с регистрации по прежнему месту
жительства. Эти случаи не учитываются статистикой миграции.
Еще один слабо изученный демографией и статистикой вопрос - количество
петербуржцев, покинувших страну с начала 2022 года. Точных данных
об этом нет, назывались "пальцем в небо" цифры в "десятки
тысяч" (в том числе, на основе анализа объявлений об освободившихся
рабочих местах). И хотя часть из релокантов впоследствии вернулась,
значительное число жителей города так и остались работать за границей.
А поскольку на такие авантюры решались в основном молодые специалисты
детородного возраста с семьями, можно предположить, что часть не
дошедших до городских школ юных уроженцев Петербурга относятся именно
к этой категории.
Ситуация с "лишними" детьми, которые не идут в школу там,
где родились, не уникальна в Петербурге. Хотя и нетипична. В Свердловской
области, к примеру, число первоклассников в этом году почти точно
соответствует количеству родившихся в 2016 году детей. А в Краснодарском
крае в первые классы пошло даже больше, чем родилось семь лет назад.
А вот в Москве, к примеру, все предыдущие годы число родившихся,
в том числе, от женщин-мигрантов, также превышало число тех, кто
идет в первый класс. Причем очень заметно - разрыв в этом году превысил
25 тысяч детей. Однако сравнивать два города с этой точки зрения
нет смысла: столица - это один сплошной феномен во всем, что касается
демографии.
К примеру, за 2020 год Москва потеряла около 5 тысяч детей в результате
миграционных процессов, при том что в целом приехало людей больше,
чем уехало. В Петербурге же за тот год число приезжих детей только
выросло. Кроме того, заметное превышение числа рожденных семь лет
назад над количеством первоклассников наблюдалось в Москве всегда,
а в Петербурге это началось только четыре года назад. До этого цифры
были почти равны.
Пожалуй, наиболее близкое к правдоподобности объяснение этому петербургскому
феномену высказывают наблюдатели, связанные со строительным рынком.
Они указывают, что как раз примерно с 2019 года начали активно вводиться
в строй новые большие школы в ближайших пригородах, административно
относящиеся в Ленобласти и не попадающие в городскую статистику,
в первую очередь в Мурино и в Кудрово. Вполне вероятно, что родившие
детей в петербургских роддомах жители этих городов наконец-то получили
возможность водить ребенка в школу рядом с домом, а не возить его
учиться по пути на работу в центр города.