Для цитирования: Щербакова
Е.М. Алкоголь: потребление, последствия, глобальная стратегия сокращения
вредного употребления /Демоскоп Weekly. 2015. № 665-666. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0665/barometer665.pdf
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Политика сокращения вредного употребления алкоголя
проводится в 39% стран
Масштабы проблем в области здравоохранения, безопасности
и социально-экономического развития, которые обусловлены вредным
употреблением алкоголя, вполне реально уменьшить. Как показывает
опыт многих стран, к основным действенным и экономически эффективным
стратегиям сокращения вредного употребления алкоголя можно отнести
следующие:
- регулирование рынка алкогольных напитков (особенно в отношении
молодых людей);
- регулирование и ограничение доступа к алкоголю;
- введение в действие мер в отношении управления транспортными
средствами в состоянии алкогольного опьянения;
- снижение спроса на алкогольные напитки с помощью механизмов
налогообложения и ценообразования;
- повышение информированности относительно проблем общественного
здоровья, связанных с вредным употреблением алкоголя, и поддержка
эффективной алкогольной политики;
- обеспечение доступного, в том числе по цене, лечения людей
с расстройствами, связанными с употреблением алкоголя;
- осуществление программ скрининга и мер краткосрочного вмешательства
в отношении опасного и вредного употребления алкоголя в службах
здравоохранения.
В ходе Глобального обследования по проблемам потребления
алкоголя и здоровья 2012 года задавался вопрос о наличии национальной
политики в отношении алкоголя, закрепленной документально в виде
отдельной, специальной политики либо как часть национальной политики
в отношении общественного здоровья. Ответы были получены из 169
стран, в том числе 66 утвердительных (рис. 21). Это означает, что
в 39% стран, ответивших на данный вопрос, политика в отношении алкоголя
прописана, так или иначе, в нормативно-законодательных документах.
Доля таких стран заметно различается по регионам ВОЗ, составляя
от 20% в Африканском регионе до 64% в Европейском регионе. Высокая
доля положительных ответов, кроме европейских стран, получена от
стран Восточно-Средиземноморского региона (50%), хотя большая часть
стран региона (15 из 21) на этот вопрос не отвечала, поскольку потребление
алкоголя запрещено во многих из них. В остальных регионах ВОЗ доля
стран, в которых политика в отношении алкоголя закреплена документально,
заметно ниже: 36% из 22 стран Западно-Тихоокеанского региона (5
стран не дали никакого ответа на этот вопрос), 29% из 34 стран Американского
региона (1), 22% из 9 стран региона Юго-Восточной Азии (2).
Рисунок 21. Число стран, ответивших на вопрос о наличии
документально закрепленной политики в отношении алкоголя (169),
по регионам ВОЗ, 2012 год
Источник: World Health Organization (2014). Global status
report on alcohol and health 2014. P. 62.
В 30 из 66 стран политика в отношении алкоголя была
принята национальными правительствами, в 18 – национальными парламентами,
в 13 – министерствами, в 5 – другими национальными органами управления.
В большинстве стран (в 51) национальная политика в отношении алкоголя
интегрирована в национальную политику, направленную против злоупотребления
психоактивными веществами. 62 страны описали национальную политику
против злоупотребления алкоголем как межведомственную, чаще всего
включающую в сферу действия здравоохранение, транспорт и дорожную
безопасность, образование и правовое регулирование. Ответственность
за координацию усилий при этом чаще всего возлагается на систему
здравоохранения (в 44 странах).
Еще одним индикатором осознания проблем вредного употребления
алкоголя служил вопрос о том, возросла ли за последние три года
активность по информированию о вреде алкоголя в разных сферах общественной
жизни: при управлении транспортными средствами в состоянии опьянения;
о влиянии алкоголя на здоровье; о вреде употребления алкоголя молодыми
людьми; во время беременности; на рабочем месте; о социальных издержках
вредного употребления алкоголя; проблемах, связанных с нелегальным
алкоголем и с потреблением алкоголя коренными народами. В целом,
на эти вопросы страны чаще давали положительные ответы, чем о наличии
сформированной политики в отношении алкоголя. В 138 из 169 стран
такая деятельность в последние три годы осуществлялась хотя бы по
одному направлению. Чаще всего речь шла об управлении транспортными
средствами в состоянии алкогольная опьянения (128 из 161 страны).
Принятие мер по борьбе с управлением транспортными средствами
в состоянии алкогольного опьянения снижает риск вреда не только
для водителя, но и для пассажиров, пешеходов и других водителей.
Его вероятность заметно повышается при уровне концентрации алкоголя
в крови водителя более 0,4‰.
Установление предельно допустимой концентрации алкоголя
в крови для водителей и усиление контроля за соблюдением этой нормы
с помощью пунктов контроля трезвости и выборочной проверки на наличие
паров алкоголя в выдыхаемом воздухе может снизить число дорожно-транспортных
происшествий на 20%.
Данные о предельно допустимой концентрации алкоголя
в крови водителей были получены из 177 стран. Чаще всего она составляет
0,5-0,7‰ (в 61 стране) или 0,8-1,5‰ (в 46 странах). 18 стран сообщили,
что у них нет никаких ограничений на допустимую концентрацию алкоголя
в крови водителей, а 25 стран сообщили, напротив, о нулевом уровне
алкоголя в крови как норме для водителей (рис. 22).
Допустимая концентрация алкоголя в крови для молодых
водителей (новичков с незначительным опытом вождения) и коммерческих
(профессиональных) водителей также чаще всего устанавливается на
уровне 0,5‰ и выше. Тем не менее, стран, в которых эта норма для
данных категорий водителей ниже, чем для населения в целом, больше.
Рисунок 22. Допустимая концентрация алкоголя в крови
(‰) для всего населения, молодых и коммерческих водителей в странах
мира (177), 2012 год, число стран
Источник: World Health Organization (2014). Global status
report on alcohol and health 2014. P. 68.
Снижение предельно допустимого уровня алкоголя в крови
помогает превратить в культурную норму простую мысль: пить и садиться
за руль нельзя. Однако эта мера будет эффективной лишь в сочетании
с другими мерами. Наилучшим методом контроля, как показал опыт многих
стран, являются неожиданные выборочные проверки водителей на наличие
паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, что заставляет людей, склонных
к вождению в нетрезвом виде, опасаться быть “пойманными”; на втором
месте по эффективности – устройство пунктов контроля трезвости.
Кроме того, правоприменительные меры должны сопровождаться кампаниями
по информированию и просвещению населения, чтобы люди знали о рисках
вождения в нетрезвом виде и последствиях нарушения правила предельно
допустимой концентрации алкоголя в крови. Более эффективными показали
себя меры контроля, подкрепленные немедленным наказанием (прямо
на месте взимается штраф, на водительском удостоверении делается
отметка о штрафных баллах и, если это оправдано, водительское удостоверение
временно изымается). Дополнительные меры могут включать другие персональные
санкции по решению суда и установку на определенное время алкогольного
блокиратора на замке зажигания. Индикаторы алкоголя с блокированием
зажигания могут также использоваться в качестве превентивной меры,
главным образом, в отношении профессиональных водителей.
В ходе Глобального обследования по проблемам потребления
алкоголя и здоровья 2012 года задавался вопрос о том, в какой степени
выполняется политика в отношении допустимой концентрации алкоголя
в крови водителей. Ответы предлагалось давать по 10-балльной шкале
от 0 (не выполняется) до 10 (в полной мере выполняется). Средняя
оценка по ответам, полученным из 146 стран, составила 5,8 (рис.
23). Это означает, что по этому направлению еще предстоит многое
сделать.
Рисунок 23. Средняя оценка соблюдения нормы допустимой
концентрации алкоголя в крови водителей по странам мира (в скобках
указано число стран, давших оценку), 2012 год, по 10-балльной шкале
Источник: World Health Organization (2014). Global status
report on alcohol and health 2014. P. 70.
Важным и достаточно эффективным направлением стратегии
сокращения вредного употребления алкоголя является регулирование
доступности алкоголя. Оно включает в себя лицензирование (или государственную
монополию) производства и продажи спиртных напитков, регулирование
числа и местоположения мест продажи алкоголя, дней недели и часов,
в которые разрешена розничная продажа спиртного, возможности употребления
алкоголя в общественных местах, а также ограничение возраста, начиная
с которого разрешена покупка алкогольных напитков.
Введение законодательно установленного возраста, начиная
с которого разрешена покупка спиртных напитков показало свою эффективность
в сокращении потребления алкоголя молодежью во многих странах, причем
она выше при более высоких возрастных цензах.
В ходе Глобального обследования по проблемам потребления
алкоголя и здоровья 2012 года 15 стран отметили, что у них нет возрастных
ограничений на продажу пива в заведениях, где продаются алкогольные
напитки, а 16 стран отметили отсутствие таких ограничений на продажу
вина и крепких напитков (рис. 24). Что касается продажи спиртных
напитков на вынос, то никаких ограничений на возраст нет в 21 из
166 стран, которые предоставили информацию по этому вопросу.
В странах, где минимальный возраст, начиная с которого
покупка алкогольных напитков разрешена, регулируется законодательно,
он составляет от 10 до 25 лет, но чаще всего составляет 18 лет (в
115 странах хотя бы по одному типу спиртных напитков на вынос или
в питейных заведениях). В 15 странах возрастной ценз для покупки
алкоголя составляет 16 лет, в 7 странах – 20 лет, в 14 странах –
21 год.
Рисунок 24. Минимальный возраст, начиная с которого
разрешено покупать спиртные напитки, по странам мира (167), 2012
год, число стран
Источник: GISAH. Age limits on-premise service -
http://apps.who.int/gho/athena/data/GHO/SA_0000001518,SA_0000001699?filter=
COUNTRY:*;ALCOHOLTYPE:*;REGION:*&format=xml&profile=excel
Date generated: 2015-12-06 02:36:39.0
Помимо возраста во многих странах регулируется употребление
спиртных напитков в некоторых общественных местах. Так, на ограничения
употребления алкоголя в образовательных учреждениях указали 129
стран, в учреждениях здравоохранения - 119, местах отдыха - 59.
Особое значение во многих странах придается ограничению
доступности алкоголя на заправочных станциях, чтобы снизить число
нетрезвых водителей. Число стран, в которых запрещена продажа алкогольных
напитков на заправочных станциях, в 2012 году увеличилась по сравнению
с данными предыдущего обследования 2008 года. О запрете на продажу
пива в 2012 году указала 61 страна (36,8%) против 46 (31,7%), о
запрете на продаже вина – 64 (38,6%) против 46 (31,1%), о запрете
на продажу крепких алкогольных напитков – 65 стран в 2012 году (39,2%)
против 50 стран в 2008 году (34,3%).
Источники:
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) -
Global
Status Report on Alcohol and Health 2014 – http://www.who.int/substance_abuse/publications/global_alcohol_report/en/
Употребление алкоголя / Информационный бюллетень N°349.
Январь 2015 г. – http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs349/ru/;
http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs349/en/
Global strategy to reduce the harmful use of alcohol.
– http://www.who.int/substance_abuse/activities/gsrhua/en/
Глобальная стратегия сокращения вредного употребления
алкоголя - http://www.who.int/substance_abuse/activities/gsrhua/ru/
Global Information System on Alcohol and Health (GISAH)
- http://www.who.int/gho/alcohol/en/
|