|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Мигранты глазами
москвичей |
|
|
Над темой номера работали
|
|
|
Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ
|
Дмитрий ПОЛЕТАЕВ
|
|
|
Юлия ФЛОРИНСКАЯ
|
Ксения ДОРОНИНА
|
|
Дети мигрантов в Москве
Около трети опрошенных мигрантов (37%) сообщили о наличии
у них несовершеннолетних детей, подавляющее большинство имели одного-двух
детей (рис. 3). Только один из 5 мигрантов, имеющих детей, проживал
в Москве со своими детьми, большинство оставили детей на родине
(рис. 4 и 5). Лишь один из опрошенных мигрантов проживал в Москве
совместно с 3 детьми. Следовательно, мнение о том, что мигранты
привозят с собой много детей в Москву, нашими исследованиями не
подтверждается. В среднем, на 10 мигрантов, работающих в Москве,
приходилось 1,3 ребенка. Если распространить эти пропорции
на всех мигрантов, легально работающих в Москве, число детей мигрантов
составит немногим более 30 тысяч человек.
Рисунок 3. Доля мигрантов, имеющих детей
Рисунок 4. Распределение мигрантов, имеющих
детей, по проживанию детей вместе с ними
N=74
Опрос москвичей, имеющих детей до 18 лет, выявил довольно
широкую распространенность в Москве школ, в которых есть ученики
- мигранты. На совместное обучение своих детей с детьми мигрантов
указали 35% опрошенных москвичей. В детских садах вместе с детьми
мигрантов оказались дети 18% опрошенных. В школе чаще всего учатся
дети мигрантов из Азербайджана, Армении и Грузии (22,6%) и внутренних
мигрантов с Северного Кавказа (11%) (табл. 9). В детских садах выделяются
те же группы детей, с той лишь разницей, что дети из Закавказских
стран лидируют (12% упоминаний), а дети из Средней Азии идут за
ними (8%). По данным Центра социологических исследований при Минобрнауки
России, московские школы в 2006/2007 учебном году посещали 23,9
тысячи детей иностранных граждан[13].
Всего в этом учебном году в Москве было 761,3 тыс. школьников[14],
т.е. дети иностранных граждан составили около 3% в общей численности
школьников. Школ, в которых были бы классы, где дети мигрантов составляют
большинство, в проекте не выявлено.
У трети семей мигрантов, имеющих в своем составе детей
дошкольного возраста и живущих с ними в Москве, дети посещают детские
дошкольные учреждения. Около трёх четвертей детей мигрантов школьного
возраста посещали школу. Мигранты-иностранцы, чьи дети посещают
школы, в своих оценках отношения к их детям в школах разделились
почти поровну – одна часть считает отношение нормальным, другая
– не очень хорошим.
Таблица 9. Обучение детей мигрантов вместе с московскими
детьми, %
Откуда прибыли
|
Есть ли дети мигрантов в группе детсада с Вашими детьми
|
Есть ли дети мигрантов в классе с Вашими детьми
|
По всей выборке
(602 чел.)
|
Среди тех, у кого есть дети до 18 лет
(164 чел.)
|
По всей выборке
(602 чел.)
|
Среди тех, у кого есть дети до 18 лет
(164 чел.)
|
Таджикистан, Узбекистан, Киргизия
|
2,5
|
7,9
|
3,0
|
8,5
|
Азербайджан, Армения, Грузия
|
4,2
|
12,2
|
7,6
|
22,6
|
Украина, Молдавия, Белоруссия
|
1,0
|
3,0
|
2,5
|
6,7
|
Республики Северного Кавказа России (Чечня, Дагестан и др.)
|
1,2
|
3,7
|
3,5
|
11,0
|
Другие регионы России
|
1,0
|
3,0
|
2,3
|
7,3
|
Нет детей мигрантов
|
94,2
|
81,7
|
88,5
|
65,2
|
Большой интерес к числу детей мигрантов в школах Москвы
показывает и факт неофициального сбора данных о гражданстве этих
детей, введённый, по свидетельству опрошенных экспертов, с 2010
г. Этой информации нет в открытом доступе, и она не была предоставлена
по нашему запросу Департаментом образования Москвы. В СМИ можно
найти такие цифры: по подсчетам департамента образования, в 2012
году в московских школах учились около 30 тысяч детей иностранных
граждан; по оценкам ФМС — около 70 тысяч[15].
С доступом в московские школы детей-мигрантов сложилась
парадоксальная ситуация. Правила приёма в школу требуют[16]
предъявления пакета документов: документ, удостоверяющий личность
родителя; письменное заявление о приёме ребёнка в школу; медицинская
справка установленного образца (форма №026/у) или копия медицинской
карты, заверенная руководителем дошкольного образовательного учреждения;
оригинал и заверенная ксерокопия свидетельства о рождении ребёнка.
Устоявшейся практикой стало требование при приёме ребенка в школу
проверять у родителя наличие как минимум 3-месячной московской регистрации.
Преимущественные права имеют дети, чьи родители зарегистрированы
в микрорайоне, где расположена школа. Отсутствие регистрации вообще
или в прилегающем микрорайоне может служить основанием в отказе
при приёме ребёнка в школу. В то же время, существует установка
на обучение всех детей, находящихся на территории России, независимо
от наличия регистрации у родителей, согласно российской Конституции
и Конвенции о правах ребёнка ООН, которую ратифицировала Россия.
Поэтому после приёма ребёнка в школу, по истечении 3-месячной регистрации,
администрация школы не имеет права требовать её продления. Однако,
по свидетельству экспертов, директор любой московской школы всегда
спрашивает о регистрации у родителей:
...мы когда принимаем детей в школу, мы не имеем права брать
в школу детей, у которых нет московской регистрации, хотя бы временной.
Если ребенок не имеет временной регистрации, школа не имеет права
брать его. Хотя бы какая-то регистрация в Москве, существует такой
юридический момент. Я, например, уверена, что далеко не все дети-мигранты
посещают школу в связи с тем, что регистрации нет, а сейчас упадет
количество детей в школах, потому что сейчас стали бороться с
резиновыми квартирами, куда всеми правдами и неправдами прописывали
этих мигрантов...
Из высказываний учителей на фокус-группе
Основные проблемы, возникающие в школах в связи с совместным
обучением детей москвичей с детьми мигрантов, следующие:
- Снижение качества обучения в школах из-за плохого знания детьми-мигрантами
русского языка. Эксперты рассказывали, что, по возможности, москвичи
стараются не отдавать ребенка в школу, где есть мигрантские дети.
Необходима специальная работа по интеграции таких детей,
повышению уровня знания русского языка. Проблема снижения качества
обучения в московских школах в случае низкого уровня знаний русского
языка детьми-мигрантами может разрешаться путем тестирования знаний
детей при приёме в школу и зачисления их в класс, подходящий по
уровню знаний, а не по возрасту. Тестирование актуально для детей
младше 15 лет, для старших лучше использовать вечернюю школу или
экстернат. Подобная практика уже применяется в школах русского
языка, находящихся сейчас в неопределённом юридическом статусе
и под угрозой расформирования. Их уникальный опыт может быть успешно
применён и не должен быть утрачен. Повышение уровня владения русским
языком будет способствовать не только лучшей успеваемости детей
мигрантов, но и повышению знаний детей москвичей.
- Наиболее проблемную группу детей-мигрантов представляют дети
из республик Северного Кавказа (Дагестана, Чечни) в силу иной
ментальности. Как отмечали эксперты, мальчики из этих республик
«быстрее взрослеют», «их жизненный опыт богаче», у них зачастую
меньше инфантилизма, они больше знают о жизненных и бытовых проблемах,
поэтому они часто выступают в роли неформальных лидеров в классе,
В классах, где учатся несколько таких детей, подчас возникает
нездоровая атмосфера, когда эти дети начинают терроризировать
остальных, им свойственно высокомерное отношение к девочкам. Отмечены
случаи, когда родители детей-кавказцев прибегают к угрозам администрации,
в том числе физическим. Школы стараются избегать приема детей
из Северного Кавказа вследствие незащищённости администраций школ,
беспомощных перед угрозами расправы, исходящими от родителей.
Конфликтным ситуациям, провоцируемым детьми-мигрантами (например,
устойчивой ориентации части мальчиков-мигрантов на своё гендерное
превосходство) может быть противопоставлена специальная работа
с учителями в виде тренингов и семинаров, обучающих методикам,
позволяющим эффективнее противостоять таким сложностям. Это необходимо
подкрепить материальным стимулированием учителей.
- Нередки проявления ксенофобии среди учителей, уровень которой,
судя по заявлениям экспертов, не является критическим. Скорее
это проблема общественного сознания, проблема общества, к которому,
конечно, принадлежат и сами учителя. Бороться с этим необходимо
с помощью усиления ответственности за оскорбления по национальному
признаку, воздействием через общественное мнение. Например, можно
создать Кодекс поведения учителя, рекомендуемый к соблюдению.
- Система оплаты труда учителей, предусматривающая надбавки за
дополнительный труд, не содержит поощрений за дополнительные усилия
учителя при работе с детьми-мигрантами. В результате учителя,
работающие в таких классах, оказываются в проигрыше по заработной
плате, несмотря на большие трудности преподавания, чем в классах
без детей-мигрантов. Эксперты свидетельствовали о распространенности
ситуации, когда учителя стараются избегать приема в свой класс
мигрантских детей. Этот недостаток оплаты труда учителей должен
быть по возможности быстро устранен, что будет способствовать
созданию бесконфликтной обстановки в школе.
- Для поддержания управляемости в классе необходимо усиление
интенсивности адаптационной работы, включая её финансирование
и учёт соответствующих расходов при распределении бюджетных средств
на программы адаптации детей-мигрантов, в том числе через систему
государственных грантов, направленную на работу с детьми-мигрантами,
поддержку работы общественных объединений, НПО и различных детских
организаций.
- Важным вопросом является наличие возможностей для повышения
квалификации школьных сотрудников. При всём обилии проблем, имеющихся
в школах, где обучаются дети мигрантов, для обмена опытом по решению
таких проблем существуют только спецсеминары для завучей, где
время от времени поднимается тема детей-мигрантов. Министерство
образования специально не занимается этой проблемой и даже не
имеет статистики (во всяком случае, официальной, в публичном доступе)
о количестве детей-мигрантов в московских школах, их половозрастном
распределении, распределении по странам.
[13] Арефьев
А.Л. Тенденции экспорта российского образования. М.: Центр социального
прогнозирования и маркетинга, 2010. – 240 с.
[14] Численность учащейся
молодежи образовательных учреждений Российской Федерации: Среднесрочный
прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года / Под ред.Ф.Э.
Шереги и А.Л. Арефьева. – М.: ЦСПиМ, 2010. http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/obrazovanie/obrazovanie.pdf
[15] Мы нелегалы, дети рабочих.
Как в московских школах учатся дети мигрантов: репортаж «Ленты.ру»
http://lenta.ru/articles/2013/10/28/children
[16] Приказ Департамента
образования города Москвы от 16 марта 2010 г. № 681 «О правилах
приёма детей в первый класс государственных образовательных учреждений
системы Департамента образования города Москвы, реализующих основные
общеобразовательные программы» [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.educom.ru/ru/documents/regulirovanie/ob_obr/dogm681.pdf
. - Загл. с экрана.
|