Rambler's Top100

№ 605 - 606
1 - 24 августа 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Мигранты глазами москвичей

Миграция в мегаполисе

Предвзятое отношение москвичей к мигрантам

Мигранты на рынке труда Москвы

Пресловутый жилищный вопрос

Мигранты и московское здравоохранение

Дети мигрантов в Москве

Анклавы?

Мигранты и преступность

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Мигранты глазами москвичей

Над темой номера работали

Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ

Дмитрий ПОЛЕТАЕВ

Юлия ФЛОРИНСКАЯ

Ксения ДОРОНИНА

Дети мигрантов в Москве

Около трети опрошенных мигрантов (37%) сообщили о наличии у них несовершеннолетних детей, подавляющее большинство имели одного-двух детей (рис. 3). Только один из 5 мигрантов, имеющих детей, проживал в Москве со своими детьми, большинство оставили детей на родине (рис. 4 и 5). Лишь один из опрошенных мигрантов проживал в Москве совместно с 3 детьми. Следовательно, мнение о том, что мигранты привозят с собой много детей в Москву, нашими исследованиями не подтверждается. В среднем, на 10 мигрантов, работающих в Москве, приходилось 1,3 ребенка. Если распространить эти пропорции на всех мигрантов, легально работающих в Москве, число детей мигрантов составит немногим более 30 тысяч человек.

Рисунок 3. Доля мигрантов, имеющих детей

Рисунок 4. Распределение мигрантов, имеющих детей, по проживанию детей вместе с ними

N=74

Опрос москвичей, имеющих детей до 18 лет, выявил довольно широкую распространенность в Москве школ, в которых есть ученики - мигранты. На совместное обучение своих детей с детьми мигрантов указали 35% опрошенных москвичей. В детских садах вместе с детьми мигрантов оказались дети 18% опрошенных. В школе чаще всего учатся дети мигрантов из Азербайджана, Армении и Грузии (22,6%) и внутренних мигрантов с Северного Кавказа (11%) (табл. 9). В детских садах выделяются те же группы детей, с той лишь разницей, что дети из Закавказских стран лидируют (12% упоминаний), а дети из Средней Азии идут за ними (8%). По данным Центра социологических исследований при Минобрнауки России, московские школы в 2006/2007 учебном году посещали 23,9 тысячи детей иностранных граждан[13]. Всего в этом учебном году в Москве было 761,3 тыс. школьников[14], т.е. дети иностранных граждан составили около 3% в общей численности школьников. Школ, в которых были бы классы, где дети мигрантов составляют большинство, в проекте не выявлено.

У трети семей мигрантов, имеющих в своем составе детей дошкольного возраста и живущих с ними в Москве, дети посещают детские дошкольные учреждения. Около трёх четвертей детей мигрантов школьного возраста посещали школу. Мигранты-иностранцы, чьи дети посещают школы, в своих оценках отношения к их детям в школах разделились почти поровну – одна часть считает отношение нормальным, другая – не очень хорошим.

Таблица 9. Обучение детей мигрантов вместе с московскими детьми, %

Откуда прибыли

Есть ли дети мигрантов в группе детсада с Вашими детьми

Есть ли дети мигрантов в классе с Вашими детьми

По всей выборке
(602 чел.)

Среди тех, у кого есть дети до 18 лет
(164 чел.)

По всей выборке
(602 чел.)

Среди тех, у кого есть дети до 18 лет
(164 чел.)

Таджикистан, Узбекистан, Киргизия

2,5

7,9

3,0

8,5

Азербайджан, Армения, Грузия

4,2

12,2

7,6

22,6

Украина, Молдавия, Белоруссия

1,0

3,0

2,5

6,7

Республики Северного Кавказа России (Чечня, Дагестан и др.)

1,2

3,7

3,5

11,0

Другие регионы России

1,0

3,0

2,3

7,3

Нет детей мигрантов

94,2

81,7

88,5

65,2

Большой интерес к числу детей мигрантов в школах Москвы показывает и факт неофициального сбора данных о гражданстве этих детей, введённый, по свидетельству опрошенных экспертов, с 2010 г. Этой информации нет в открытом доступе, и она не была предоставлена по нашему запросу Департаментом образования Москвы. В СМИ можно найти такие цифры: по подсчетам департамента образования, в 2012 году в московских школах учились около 30 тысяч детей иностранных граждан; по оценкам ФМС — около 70 тысяч[15].

С доступом в московские школы детей-мигрантов сложилась парадоксальная ситуация. Правила приёма в школу требуют[16] предъявления пакета документов: документ, удостоверяющий личность родителя; письменное заявление о приёме ребёнка в школу; медицинская справка установленного образца (форма №026/у) или копия медицинской карты, заверенная руководителем дошкольного образовательного учреждения; оригинал и заверенная ксерокопия свидетельства о рождении ребёнка. Устоявшейся практикой стало требование при приёме ребенка в школу проверять у родителя наличие как минимум 3-месячной московской регистрации. Преимущественные права имеют дети, чьи родители зарегистрированы в микрорайоне, где расположена школа. Отсутствие регистрации вообще или в прилегающем микрорайоне может служить основанием в отказе при приёме ребёнка в школу. В то же время, существует установка на обучение всех детей, находящихся на территории России, независимо от наличия регистрации у родителей, согласно российской Конституции и Конвенции о правах ребёнка ООН, которую ратифицировала Россия. Поэтому после приёма ребёнка в школу, по истечении 3-месячной регистрации, администрация школы не имеет права требовать её продления. Однако, по свидетельству экспертов, директор любой московской школы всегда спрашивает о регистрации у родителей:

...мы когда принимаем детей в школу, мы не имеем права брать в школу детей, у которых нет московской регистрации, хотя бы временной. Если ребенок не имеет временной регистрации, школа не имеет права брать его. Хотя бы какая-то регистрация в Москве, существует такой юридический момент. Я, например, уверена, что далеко не все дети-мигранты посещают школу в связи с тем, что регистрации нет, а сейчас упадет количество детей в школах, потому что сейчас стали бороться с резиновыми квартирами, куда всеми правдами и неправдами прописывали этих мигрантов...

Из высказываний учителей на фокус-группе

Основные проблемы, возникающие в школах в связи с совместным обучением детей москвичей с детьми мигрантов, следующие:

  • Снижение качества обучения в школах из-за плохого знания детьми-мигрантами русского языка. Эксперты рассказывали, что, по возможности, москвичи стараются не отдавать ребенка в школу, где есть мигрантские дети. Необходима специальная работа по интеграции таких детей, повышению уровня знания русского языка. Проблема снижения качества обучения в московских школах в случае низкого уровня знаний русского языка детьми-мигрантами может разрешаться путем тестирования знаний детей при приёме в школу и зачисления их в класс, подходящий по уровню знаний, а не по возрасту. Тестирование актуально для детей младше 15 лет, для старших лучше использовать вечернюю школу или экстернат. Подобная практика уже применяется в школах русского языка, находящихся сейчас в неопределённом юридическом статусе и под угрозой расформирования. Их уникальный опыт может быть успешно применён и не должен быть утрачен. Повышение уровня владения русским языком будет способствовать не только лучшей успеваемости детей мигрантов, но и повышению знаний детей москвичей.
  • Наиболее проблемную группу детей-мигрантов представляют дети из республик Северного Кавказа (Дагестана, Чечни) в силу иной ментальности. Как отмечали эксперты, мальчики из этих республик «быстрее взрослеют», «их жизненный опыт богаче», у них зачастую меньше инфантилизма, они больше знают о жизненных и бытовых проблемах, поэтому они часто выступают в роли неформальных лидеров в классе, В классах, где учатся несколько таких детей, подчас возникает нездоровая атмосфера, когда эти дети начинают терроризировать остальных, им свойственно высокомерное отношение к девочкам. Отмечены случаи, когда родители детей-кавказцев прибегают к угрозам администрации, в том числе физическим. Школы стараются избегать приема детей из Северного Кавказа вследствие незащищённости администраций школ, беспомощных перед угрозами расправы, исходящими от родителей. Конфликтным ситуациям, провоцируемым детьми-мигрантами (например, устойчивой ориентации части мальчиков-мигрантов на своё гендерное превосходство) может быть противопоставлена специальная работа с учителями в виде тренингов и семинаров, обучающих методикам, позволяющим эффективнее противостоять таким сложностям. Это необходимо подкрепить материальным стимулированием учителей.
  • Нередки проявления ксенофобии среди учителей, уровень которой, судя по заявлениям экспертов, не является критическим. Скорее это проблема общественного сознания, проблема общества, к которому, конечно, принадлежат и сами учителя. Бороться с этим необходимо с помощью усиления ответственности за оскорбления по национальному признаку, воздействием через общественное мнение. Например, можно создать Кодекс поведения учителя, рекомендуемый к соблюдению.
  • Система оплаты труда учителей, предусматривающая надбавки за дополнительный труд, не содержит поощрений за дополнительные усилия учителя при работе с детьми-мигрантами. В результате учителя, работающие в таких классах, оказываются в проигрыше по заработной плате, несмотря на большие трудности преподавания, чем в классах без детей-мигрантов. Эксперты свидетельствовали о распространенности ситуации, когда учителя стараются избегать приема в свой класс мигрантских детей. Этот недостаток оплаты труда учителей должен быть по возможности быстро устранен, что будет способствовать созданию бесконфликтной обстановки в школе.
  • Для поддержания управляемости в классе необходимо усиление интенсивности адаптационной работы, включая её финансирование и учёт соответствующих расходов при распределении бюджетных средств на программы адаптации детей-мигрантов, в том числе через систему государственных грантов, направленную на работу с детьми-мигрантами, поддержку работы общественных объединений, НПО и различных детских организаций.
  • Важным вопросом является наличие возможностей для повышения квалификации школьных сотрудников. При всём обилии проблем, имеющихся в школах, где обучаются дети мигрантов, для обмена опытом по решению таких проблем существуют только спецсеминары для завучей, где время от времени поднимается тема детей-мигрантов. Министерство образования специально не занимается этой проблемой и даже не имеет статистики (во всяком случае, официальной, в публичном доступе) о количестве детей-мигрантов в московских школах, их половозрастном распределении, распределении по странам.

[13] Арефьев А.Л. Тенденции экспорта российского образования. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. – 240 с.
[14] Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации: Среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года / Под ред.Ф.Э. Шереги и А.Л. Арефьева. – М.: ЦСПиМ, 2010. http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/obrazovanie/obrazovanie.pdf
[15] Мы нелегалы, дети рабочих. Как в московских школах учатся дети мигрантов: репортаж «Ленты.ру» http://lenta.ru/articles/2013/10/28/children
[16] Приказ Департамента образования города Москвы от 16 марта 2010 г. № 681 «О правилах приёма детей в первый класс государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, реализующих основные общеобразовательные программы» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.educom.ru/ru/documents/regulirovanie/ob_obr/dogm681.pdf . - Загл. с экрана.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.