Rambler's Top100

№ 605 - 606
1 - 24 августа 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Мигранты глазами москвичей

Миграция в мегаполисе

Предвзятое отношение москвичей к мигрантам

Мигранты на рынке труда Москвы

Пресловутый жилищный вопрос

Мигранты и московское здравоохранение

Дети мигрантов в Москве

Анклавы?

Мигранты и преступность

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Мигранты глазами москвичей

Над темой номера работали

Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ

Дмитрий ПОЛЕТАЕВ

Юлия ФЛОРИНСКАЯ

Ксения ДОРОНИНА

Мигранты на рынке труда Москвы

Представления москвичей о занятиях мигрантов в целом довольно адекватны, но всё же сильно скошены в сторону тех видов работ, с которыми жители столицы непосредственно сталкиваются или могут их наблюдать. Именно этим можно объяснить чрезвычайно преувеличенную оценку занятости мигрантов в сфере ЖКХ, ее отметили почти 3/4 респондентов, в 1,7 раза больше, чем строительство. В действительности же около 40% международных мигрантов заняты в строительстве, тогда как в ЖКХ - около 10%. «Невидимые» сферы занятости мигрантов, такие, например, как промышленность, городской транспорт, здравоохранение, финансовая сфера, общественное питание, мелкие услуги, работа в домашних хозяйствах, напротив, недооценены.

Конкуренция за рабочие места. Одной из серьезных претензий, предъявляемых мигрантам москвичами, является конкуренция мигрантов за рабочие места. Почти 40% опрошенных москвичей считают, что мигранты «занимают рабочие места, нужные нашему населению». Несмотря на широкую распространенность таких мнений, данные статистики по безработице и числу свободных вакансий в Москве и ответы респондентов о случаях реальной конкуренции с мигрантами, показывают, что представления москвичей о засилье мигрантов и миграционном демпинге зарплат на рынке труда сильно преувеличены.

Так, судя по нашим опросам, лишь 7% опрошенных москвичей столкнулись с ситуацией, когда их не взяли на работу, а взяли мигранта. Чаще всего это были женщины (в 2 раза чаще, чем мужчины). Главным образом, это москвичи, претендующие на неквалифицированные рабочие места: уборщица, курьер, грузчик, дворник, продавец. Вакансии на все эти рабочие места присутствуют в большом количестве в Общероссийском банке вакансий для Москвы. Устойчиво сохраняется спрос на ряд квалифицированных рабочих специальностей – арматурщика, бетонщика, монтажника, плотника, каменщика и т.д. Другое дело, что большинство предлагаемых зарплат не превышает 20 тыс. рублей (хотя есть и выше), что для москвичей явно недостаточно, а мигранты часто на такой заработок соглашаются.

Невысокую конкуренцию москвичей с мигрантами за рабочие места подтверждали и московские работодатели в ходе проведенной в августе 2013 года фокус-группы, хотя они говорили не только об отсутствии требующихся работников среди москвичей на ту зарплату, которую они реально могут им предложить, но и о нежелании москвичей работать так, как этого требуют работодатели (с меньшим количеством выходных, переработками, с более строгой дисциплиной труда и т.д.). Следовательно, благодаря наплыву дешевого мигрантского труда происходит не только демпинг зарплаты, но и возрастают требования работодателей к напряженности труда.

- Я считаю, что конкуренции нет. Тут еще действует тот фактор, что вот у нас в организации люди получают по 30000-40000 тысяч рублей, а в регионах русские люди получают по 6000-10000, и все равно они не оторвутся от семьи и не поедут сюда на заработки.

- Москвичи не идут на стройку. Вот у меня есть 2 строителя, но им по 62 года, и когда они уйдут, то рабочих из Москвы не останется.

- Я считаю, что в России конкуренции нет. Мы защищаем российского работника, а есть ли он, российский работник, на ту сумму денег, на ту квалификацию; говорят, что все занимают рабочие места, а на самом деле этого нет.

- Украинки для нас лучше. Вот сейчас летний сезон. Москвичи - кто на дачу захотел поехать, кто с ребенком сидит, кто отпуск берет, а девушка, которая приехала из Донецка, работает, так как ей надо за квартиру заплатить, одеться, обуться. Торговый центр работает с 10 до 10, и она работает. А оклад для всех одинаковый. 26000 в месяц (два через два) и процент от выручки. То есть я вижу, что приезжие больше хотят работать.

(по материалам фокус-группы с работодателями).

Довольно значительный процент опрошенных москвичей (от 17 до 26%) заявили, что готовы работать дворниками, сантехниками, водителями городского транспорта, сиделками и т.д. Гораздо меньше доля тех, кто считает такую занятость возможной для своих детей (табл. 6). Однако анализ образовательной структуры и рода занятий этой группы опрошенных москвичей заставляет усомниться в реальности их намерений. Так, среди условно готовых занять место дворника почти две трети обладают профессиональным образованием (средним специальным и высшим). Среди «условных дворников» - 27% - специалисты, 29% - квалифицированные рабочие, 5% - руководители подразделений, 4% - предприниматели, бизнесмены и даже 1% - руководитель высшего звена. В то же время тех, кого обычно упоминают как желающих, но не имеющих возможности из-за мигрантов занять места дворников, очень мало: 4% - неквалифицированные рабочие, 2% - студенты, 3% - безработные, ищущие работу.

Таблица 6. Доля москвичей, заявивших о своей готовности работать по следующим профессиям и согласных, чтобы дети последовали их примеру, %

Профессии

Сами респонденты

Их дети

Дворник

17

6

Сантехник

18

7

Водитель на городском транспорте

26

10

Рабочий на стройке

21

8

Уборщик

17

6

Сиделка у пожилого/больного

25

8

N=602

Реальная картина на рынке труда, когда в Общероссийском банке вакансий для Москвы содержится почти 150 тысяч свободных вакансий при 23,8 тысячи зарегистрированных безработных, свидетельствует о недостаточной информированности москвичей. Это ведет не только к формированию искаженных представлений у москвичей, но и рождает у них чувство собственной ущемленности, обратной стороной которой является враждебность к мигрантам. Негативная роль здесь принадлежит СМИ, которые чаще всего транслируют мифы, и политикам[9]. Статистика Департамента труда и занятости населения Москвы, демонстрирующая реально невысокое число безработных москвичей и в то же время значительное число свободных вакансий, нигде широко не озвучивается – ее можно почерпнуть, только зайдя на сайт самого Департамента. С другой стороны, москвичи, вероятно, столкнувшись с отказом в приеме на неквалифицированную работу около дома, даже и не пытаются обращаться в службу занятости, пользоваться официальным банком вакансий, а остаются один на один со своими представлениями о «понаехавших», помешавших им устроиться на работу. Возможно, позитивную роль могла бы сыграть еженедельная публикация таких сведений в муниципальной прессе или озвучивание по городскому ТВ каналу, с указанием конкретных вакансий, зарплат, требований к квалификации, контактных данных. Это, прежде всего, способствовало бы более полному удовлетворению потребностей москвичей в работе и, наряду с этим, более толерантному отношению к мигрантам.

Мигранты, трудящиеся в домохозяйствах москвичей. Несмотря на распространенные представления о нежелательности мигрантов, их труд москвичами явно востребован. Каждый третий опрошенный москвич использовал труд мигрантов у себя в домохозяйстве в течение последних трех лет. Широкое распространение занятости мигрантов в качестве работников в домохозяйствах москвичей подтверждается и в ходе опроса самих мигрантов: 30% из них заявили, что работают по найму у частных лиц.

Использование труда мигрантов – прерогатива более образованных, высоко- и среднеобеспеченных москвичей[10]. Менее образованные и бедные реже используют преимущества присутствия мигрантов в Москве, но в то же время чаще испытывают на себе отрицательные последствия миграции – например, в виде конкуренции за неквалифицированные рабочие места.

Демпинг оплаты труда мигрантами постепенно расширяет возможности москвичей по найму помощников в разных сферах – больше половины опрошенных назвали в качестве главного преимущества найма мигрантов то, что «их труд дешевле, чем труд москвичей». В то же время, этот же фактор называется в числе отрицательных последствий миграции - 33% респондентов поддержали утверждение, что мигранты «понижают уровень зарплаты, соглашаясь на самую низкую». Налицо явное противоречие между личными интересами каждого москвича и взглядами москвичей как социальной общности.

Чаще всего москвичи используют труд мигрантов при строительстве и ремонте дач и квартир, работе на дачных участках (табл. 7). При ремонте и строительстве москвичи предпочитают нанимать мигрантов из Украины, Белоруссии, Молдавии – 51% имели такой опыт, в меньшей степени – мигрантов из Средней Азии – 40%, остальные используются единично. К работе на дачных участках, наоборот, в основном привлекают мигрантов из Средней Азии (видимо, это дешевле, к тому же не нужна особая квалификация) – 87% москвичей нанимали мигрантов из этого региона, гораздо реже - из Украины, Белоруссии, Молдавии. Совершенно другой подход к найму нянь для детей – здесь две трети нанимаемых – мигранты из Украины, Белоруссии, Молдавии. Вероятно, играет роль знание русского языка и близость культур.

Таблица 7. Доля москвичей, нанимавших мигрантов за последние 3 года для различных работ, %*

Виды работ

%

Ремонт квартиры, строительство и ремонт дома, дачи

28

Домашняя работа (уборка, приготовление еды и т.д.)

2

Работа нянями, сиделками

1

Работа на дачных участках (сторожа, садовники и т.п.)

6

В моей собственной фирме работают мигранты

2

Нет, не приходилось нанимать мигрантов

66

N=602

* Сумма ответов превышает 100%, так как можно было выбирать одновременно несколько вариантов использования труда мигрантов.

Расширяющееся использование мигрантов в домохозяйствах москвичей, наблюдающееся в последние годы (в ходе экспертных интервью об этом феномене говорили и представители кадровых агентств по найму домашнего персонала), имеет еще одну позитивную сторону – квалифицированные москвичи не уходят с рынка труда, так как свою заботу о престарелых, больных, маленьких детях могут частично переложить на «плечи» домашних работников, оплата труда которых, благодаря мигрантам, не так высока.

В то же время, активный и расширяющийся наем мигрантов физическими лицами чаще всего не сопровождается официальным оформлением: 83% опрошенных москвичей имели лишь устную договоренность о работе с нанятым в домохозяйство мигрантом. Немногим лучше и ситуация с наймом мигрантов юридическими лицами – две трети опрошенных мигрантов, занятых в организациях, не имели официального договора со своим работодателем. Такая ситуация оборачивается проблемами для каждой из сторон. Страдают и москвичи, которые не имеют юридических гарантий соблюдения договоренности со стороны работника-мигранта, и кроме того, могут быть подвергнуты крупным штрафам за незаконный наем. Страдают и мигранты, т.к. они не застрахованы от недоплат и обмана со стороны работодателя, а неофициальное оформление не позволяет международным мигрантам продлить свое легальное пребывание в Москве. К тому же и в том, и в другом случае не платятся налоги. Именно в силу изложенного борьба с нелегальной миграцией должна вестись не только на уровне мигрантов, но и на уровне работодателей-россиян, как юридических, так и физических лиц. Возможно, могла бы помочь реклама необходимости оформления официальных отношений, издание специальных памяток, регламентирующих порядок действий (особенно для работодателей – физических лиц, которые часто вообще не знают, как заключать договор с домашним работником), создание консультационных пунктов помощи именно москвичам в официальном оформлении мигрантов.

Среди проблем, с которыми сталкиваются москвичи при найме международных мигрантов, существенную долю занимают проблемы с русским языком – почти 40% нанимавших мигрантов москвичей испытывали сложности в связи с плохим знанием русского языка их работниками. Внимание, которое уделяется русскому языку в последнее время, введение тестирования для отдельных категорий работников, не принесли пока заметных положительных результатов. Видимо, требуются усилия по широкому внедрению изучения русского языка на родине международных мигрантов, до их выезда. Москва, например, могла бы специально осуществлять программы помощи учебниками, подготовкой и повышением квалификации учителей русского языка в странах Средней Азии – тем более что понимание проблемы явно растет и в самих посылающих странах СНГ[11].


[9] Высказывания кандидатов в мэры Москвы о миграции и мигрантах собраны в статье Романа Доброхотова. «Slon.ru», 6 сентября 2013 года.
[10] Среди москвичей с высшим и незаконченным высшим образованием – 32% за последние три года нанимали мигрантов, а среди имеющих общее среднее образование – 19%. Среди тех, кто живет хорошо, без материальных проблем, и тех, кто живет средне, доля использовавших мигрантский труд одинакова – 30%, а среди тех москвичей, кто заявил о трудном материальном положении, - таких всего 7%.
[11] «Депутат парламента Киргизии Дамира Ниязалиева выразила недовольство низким качеством преподавания русского языка в школах республики. Об этом она заявила на заседании парламентского Комитета по социальной политике. "В нашей стране население уже 70 лет учит русский язык. Почему в последние годы школьники все хуже говорят на русском языке? В школах русский язык преподается очень плохо, и наши граждане вынуждены посещать языковые курсы. Минобразования должно уделить больше внимания этой проблеме", - подчеркнула она». ИА Regnum, 26 ноября 2013 г.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.