|
Самый молодой
вид смертности |
Над темой номера работал
|
|
Тимур ФАТТАХОВ
|
|
Сценарии будущего
Если предположить, что смертность от ДТП в России в
ближайшие десятилетия будет снижаться в соответствии с темпами снижения
смертности от ДТП в странах с высоким уровнем автомобилизации в
период с 1970 по 2010 год, то уровень смертности, который наблюдается
сегодня в этих странах, будет достигнут Россией через 35-55 лет.
Ввиду того, что сегодняшний уровень транспортного развития России
соответствует среднеевропейскому уровню начала 1970-х годов, попробуем
спрогнозировать возможные сценарии развития смертности от ДТП в
России на ближайшие 40-50 лет.
Для прогноза смертности от ДТП в России можно воспользоваться
темпами снижения числа погибших в расчете на годовой автопробег
в развитых странах и построить возможные сценарии развития событий
для России (рис. 18). Так, к 2050 году число погибших в России может
составить 5808 человек (максимальный вариант), в соответствии с
тенденциями в США и 1634 человека (минимальный), если будет реализован
австрийский сценарий. По среднему сценарию в России число погибших
к 2050 году должно будет составить 2506 человек.
Рисунок 18. Прогнозные сценарии снижения числа
погибших от ДТП в России до 2050 года при условии следования изменениям
«безопасного автопробега» в 1965-2010 годах в 17 странах
Источник: расчет на основе данных IRTAD.
Если воспользоваться темпами снижения транспортных
рисков в развитых странах (рис. 19), то к 2050 году число погибших
от ДТП в России по сценарию США составит 6747, а минимальный вариант
будет достигнут по сценарию Нидерландов и количество погибших составит
1210 человек. Если будет реализован средний вариант, то к 2050 году
число смертей от ДТП в России составит 2364 человека.
Рисунок 19. Прогнозные сценарии снижения
числа погибших от ДТП в России до 2050 года при условии следования
изменениям транспортных рисков в 1965-2010 годах в 17 странах
Источник: расчет на основе данных IRTAD
Для прогноза смертности от ДТП можно также воспользоваться
темпами снижения социальных рисков в развитых странах в
период с 1970 по 2010 год (рис. 20). В данном случае наибольшее
число смертей к 2050 году достигается снова по американскому сценарию
и составляет 10435 погибших. Минимальный уровень достигается при
развитии Нидерландской модели, в которой число погибших составит
3193. В случае реализации среднего варианта число погибших составит
5671 человек.
Рисунок 20. Прогнозные сценарии снижения
числа погибших от ДТП в России до 2050 года при условии следования
изменениям социальных рисков в 1965-2010 годах в 17 странах
Источник: расчет на основе данных IRTAD
Конечно, маловероятно, что один из семнадцати вышеприведенных
сценариев по любому из критериев будет реализован в России. Скорее
всего, в будущем смертность от ДТП в России будет снижаться, но
снижение будет происходить волнообразно, с уменьшением амплитуды
каждой последующей волны. На рис. 21 представлен дополнительный
вариант прогноза (наиболее вероятный, по мнению автора) снижения
смертности от ДТП в России до 2050 года с учетом волнообразной специфики
смертности в прошлом.
Рисунок 21. 18 сценариев прогноза числа погибших
от ДТП в России до 2050 года, в соответствии с изменениями социальных
рисков в 1965-2010 годах в 17 странах и один сценарий с учетом волнообразных
колебаний смертности от ДТП в России.
Источник: расчет на основе данных IRTAD
|