|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Сокращение численности населения Украины: причины и
возможности преодоления
Л.Г. Ткаченко1
- специально для Демоскопа
Классический подход к оценке динамики численности населения
предполагает, что возрастание численности служит самым бесспорным
свидетельством процветания страны, отсутствие роста является признаком
застоя, а сокращение населения свидетельствует о нужде, голоде,
усиленной смертности и общем упадке2.
Хотя в эпоху демографического перехода такой принцип далеко не всегда
справедлив, сокращение населения традиционно воспринимается как
симптом неблагополучия. В частности, в Украине и других европейских
странах СНГ сокращение населения обычно относится к основным признакам
демографического кризиса и считается важнейшей государственной проблемой.
Сокращение численности населения, прежде всего вследствие
превышения смертности над рождаемостью, т.е. собственно депопуляции,
стало одной из характерных черт демографической динамики Украины
в период независимости (рис. 1).
Рисунок 1. Изменение численности населения Украины за
счет естественного и миграционного движения, тыс. человек
Источник: Государственная служба статистики Украины http://ukrstat.gov.ua/
В первой половине 1990-х годов масштабы депопуляции
стремительно росли как за счет сокращения рождаемости, так и за
счет увеличения смертности (рис. 2). В 1996–2001 гг. ведущую
роль играло дальнейшее сокращение рождаемости, тогда как численность
умерших стабилизировалась. Ощутимое снижение показателей смертности
началось с 2009 г., и именно оно имело решающее влияние на
уменьшение масштабов депопуляции. По итогам 2012 г. численность
умерших превысила число родившихся на 142,4 тыс. человек, тогда
как на пике депопуляции (2000 г.) естественная убыль достигала
373 тысяч (коэффициент естественной убыли сократился с -7,6‰ до
-3,1‰).
Рисунок 2. Естественное движение населения Украины,
тыс. человек
Источник: Государственная служба статистики Украины http://ukrstat.gov.ua/
Долгое время численность населения Украины уменьшалась
также вследствие превышения эмиграции над иммиграцией. С 2005 г.
сальдо миграций стало положительным, но его величина оставалась
слишком незначительной для того, чтобы перекрыть потери от депопуляции.
В 2012 г. число прибывших возросло в 2,4 раза, благодаря чему
результат межгосударственного миграционного обмена увеличился до
61,8 тыс. чел. в пользу Украины.
Последние позитивные тенденции в динамике показателей
естественного и миграционного движения дают основания для оптимизма
по поводу возможности стабилизации и даже некоторого восстановления
численности населения Украины. Особенно радужные надежды питают
наши политики, причем «ставку» они делают в основном на повышение
рождаемости, что находит отражение в регулярном увеличении помощи
при рождении ребенка.
В связи с этим следует заметить, что дальнейшая динамика
результатов естественного движения населения Украины, как и других
европейских стран СНГ, будет определяться преимущественно уровнем
смертности, а не рождаемости. Сравнение показателей воспроизводства
населения по странам ЕС показывает, что отставание постсоциалистических
стран в продолжительности жизни обрекает их на депопуляцию даже
при средних уровнях рождаемости и постарения (табл. 1). Среди стран
«старой» Европы отрицательное сальдо естественного движения имеют
Германия, Италия, Греция, Португалия, что является следствием сочетания
сверхнизкой рождаемости с высокой продолжительностью жизни и чрезвычайно
высоким уровнем старения населения (соотношение численности лиц
в возрасте 65 лет и старше с численностью лиц в возрасте 15–64 лет
составляет около 30%). Наиболее устойчивые позиции в плане природного
прироста имеют страны, где и продолжительность жизни выше средней,
и суммарный коэффициент рождаемости приближается к 2.
Таблица 1. Воспроизводство населения в странах ЕС, 2011 г.
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет
|
Суммарный коэффициент рождаемости, детей на женщину
|
Население в возрасте 65 лет и старше, в % к населению
15–64 лет
|
Сальдо естественного движения, в расчете на 1000 населения
|
мужчины
|
женщины
|
ЕС-27
|
77,4
|
83,2
|
1,57
|
26,2
|
0,8
|
Бельгия
|
77,8
|
83,2
|
1,81
|
26,0
|
2,1
|
Болгария
|
70,7
|
77,8
|
1,51
|
27,0
|
-5,1
|
Чешская Республика
|
74,8
|
81,1
|
1,43
|
22,3
|
0,2
|
Дания
|
77,8
|
81,9
|
1,75
|
25,7
|
1,2
|
Германия
|
78,4
|
83,2
|
1,36
|
31,2
|
-2,3
|
Эстония
|
71,2
|
81,3
|
1,52
|
25,2
|
-0,4
|
Ирландия
|
78,3
|
82,8
|
2,05
|
17,2
|
10,0
|
Греция
|
78,5
|
83,1
|
1,42
|
29,0
|
-0,4
|
Испания
|
79,4
|
85,4
|
1,36
|
25,2
|
1,8
|
Франция
|
78,7
|
85,7
|
2,01
|
25,8
|
4,3
|
Италия
|
80,1
|
85,3
|
1,40
|
30,9
|
-0,8
|
Кипр
|
79,3
|
83,1
|
1,35
|
18,0
|
4,8
|
Латвия
|
68,6
|
78,8
|
1,34
|
27,2
|
-4,7
|
Литва
|
68,1
|
79,3
|
1,76
|
26,6
|
-2,2
|
Люксембург
|
78,5
|
83,6
|
1,52
|
20,3
|
3,5
|
Венгрия
|
71,2
|
78,7
|
1,23
|
24,4
|
-4,1
|
Мальта
|
78,6
|
82,9
|
1,49
|
22,6
|
2,4
|
Нидерланды
|
79,4
|
83,1
|
1,76
|
23,3
|
2,7
|
Австрия
|
78,3
|
83,9
|
1,42
|
26,0
|
0,2
|
Польша
|
72,6
|
81,1
|
1,30
|
18,9
|
0,3
|
Португалия
|
77,6
|
84,0
|
1,35
|
28,9
|
-0,6
|
Румыния
|
71,0
|
78,2
|
1,25
|
21,3
|
-2,6
|
Словения
|
76,8
|
83,3
|
1,56
|
23,9
|
1,6
|
Словакия
|
72,3
|
79,8
|
1,45
|
17,5
|
1,7
|
Финляндия
|
77,3
|
83,8
|
1,83
|
26,5
|
1,7
|
Швеция
|
79,9
|
83,8
|
1,90
|
28,4
|
2,3
|
Великобритания
|
79,1
|
83,1
|
1,96
|
25,3
|
4,1
|
Источник: Евростат
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/population/data/main_tables/
Но в Украине достижение двухдетного суммарного коэффициента
в ближайшей перспективе практически невозможно. Даже если уровень
рождаемости продолжит расти, то очень незначительными темпами, а
увеличению числа родившихся будет противодействовать сокращение
численности населения активного детородного возраста (т.е. потенциальных
матерей и отцов), обусловленное предыдущим длительным спадом рождаемости.
Например, в 2012 г. рекордно высокий за последние 20 лет суммарный
коэффициент рождаемости – 1,531 детей на женщину – не смог обеспечить
числа родившихся, которое было в 1994 г. при суммарном коэффициенте
1,470. Потенциал демографического роста в Украине давно исчерпан,
и возрастная структура сейчас «работает» в сторону депопуляции.
Конечно, выйти на показатели продолжительности жизни,
соответствующие странам ЕС, быстро тоже не удастся. Существенный
прогресс по снижению смертности в Украине стал наблюдаться лишь
в последние пять лет. По итогам 2012 г. ожидаемая продолжительность
жизни при рождении составила 66,11 года для мужчин и 76,02 года
для женщин, – почти на 2 года больше уровня 1991 г. Однако
отставание от стран ЕС остается огромным (более 11 лет по мужчинам
и более 7 лет по женщинам). Снижение смертности требует широкого
комплекса мер – от медицинской реформы и реструктуризации занятости
до привития здорового способа жизни. Это гораздо сложнее, чем денежное
стимулирование рождаемости, но именно это направление демографической
политики является наиболее правильным и необходимым для нашей страны.
Снижение смертности имеет принципиальное значение для
преодоления депопуляции еще и потому, что более высокий уровень
смертности подразумевает более высокий уровень рождаемости. По оценкам
World Population Prospects: The 2012 Revision, при существующем
режиме смертности для простого замещения поколений Украине (а также
России и Молдавии) нужно иметь суммарный коэффициент рождаемости
2,11 ребенка на женщину, тогда как в странах Западной и Северной
Европы эта величина составляет 2,07 ребенка.3
Что касается миграционного прироста, вряд ли стоит рассчитывать,
что он может стать весомым фактором увеличения численности населения
Украины, и тем более – фактором экономического роста. В отличие
от стран ЕС, где иммиграция способствует омоложению возрастной структуры
населения (медианный возраст иммигрантов составляет 28,4 года, тогда
как в среднем по населению ЕС – 40,6 года4),
в Украине почти половина миграционного прироста формируется за счет
лиц в возрасте 45 лет и старше.5
В процессе международного перераспределения рабочей силы Украина
не выдерживает конкуренции с более развитыми странами, а целенаправленная
политика привлечения «перспективных» мигрантов вряд ли возможна,
поскольку требует значительного финансирования (полная или частичная
оплата расходов на переезд, обеспечение жильем, «подъемные» и т.д.).
Необходимо также учитывать, что снижение рождаемости в развивающихся
странах в перспективе только обострит конкуренцию со стороны спроса
на глобальном рынке труда.
Таким образом, решающее значение для перспективной динамики
численности населения Украины будут иметь параметры естественного
движения.
Средний (т.е. наиболее вероятный) вариант прогноза Института
демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины
на период до 2060 г.6
предусматривает постепенное повышение суммарного коэффициента рождаемости
до 1,7 ребенка на женщину, ожидаемой продолжительности жизни при
рождении у мужчин до 74 лет, у женщин – до 81 года. При таких параметрах
масштабы депопуляции будут неизменно (хотя и медленно) нарастать,
и незначительный миграционный приток не сможет их компенсировать.
Как следствие, до конца прогнозируемого периода численность населения
уменьшится на 8 млн человек, или на 18%.
Даже высокий вариант прогноза, предусматривающий увеличение
суммарного коэффициента рождаемости до 2 детей с 2051 г., ожидаемой
продолжительности жизни при рождении у мужчин до 80 лет, у женщин
– до 85 лет к 2060 г., не предвещает выхода из депопуляции
(сохранится на уровне 60–90 тыс. человек ежегодно). Но лишь при
таких параметрах скромные масштабы миграционного прироста смогут
обеспечить стабилизацию и даже некоторый рост численности населения
Украины (до конца прогнозируемого периода – на 2,1 млн. человек
или на 5%).
Следует отметить, что комбинированный вариант прогноза
«высокая рождаемость – низкая продолжительность жизни – высокий
миграционный прирост» дает гораздо большие масштабы депопуляции,
чем высокий вариант («высокая рождаемость – высокая продолжительность
жизни – высокий миграционный прирост»), еще раз подтверждая, что
без кардинального снижения уровня смертности Украине не удастся
обеспечить положительной динамики в численности населения.
Анализ фактической и перспективной динамики населения
Украины показывает, что сальдо естественного движения либо изменение
общей численности населения сами по себе не могут являться адекватными
индикаторами демографического благополучия. В современном мире главным
свидетельством развития страны является непрерывное снижение смертности
и увеличение продолжительности жизни.
Однако нужно четко осознавать, к каким изменениям в
структуре населения приводит рост продолжительности жизни. Уровень
смертности снижается во всех возрастных группах, но особенно ощутимо
– среди взрослого населения, в том числе у пожилых людей. При неизменной
верхней границе трудоспособного возраста, все большая часть людей
доживают до пенсионного возраста, и продолжительность пенсионного
периода тоже увеличивается. Как следствие, поток пенсионных расходов
возрастает ускоренными темпами. Звучит кощунственно, но стагнация
показателей дожития очень долгое время (еще с середины 1960-х годов)
была одним из факторов финансовой состоятельности пенсионной системы
Украины.
Высокий вариант демографического прогноза является самым
желательным для Украины, но и он имеет свою «цену» – именно при
таком сценарии демографическая нагрузка лицами пенсионного возраста
на население реально трудоактивного возраста (20–59 лет) будет расти
наиболее быстрыми темпами (рис. 3).
Рисунок 3. Прогноз числа лиц в возрасте 60 лет и старше,
в расчете на 1000 человек в возрасте 20-59 лет
Источник: рассчитано по данным прогноза Института демографии
и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины
Постепенное повышение пенсионного возраста для женщин
до 60 лет, начатое в Украине в октябре 2011 г., дает возможность
сдерживать рост нагрузки на пенсионную систему в период до 2021 г.,
когда в трудоспособный возраст вступают малочисленные поколения
рожденных в кризисные 1990-е годы. Однако уже сейчас нужно принимать
меры по дальнейшему реформированию пенсионной системы (включая повышение
пенсионного возраста до 65 лет для теперешних молодых поколений),
развитию инфраструктуры по обслуживанию пожилых людей (в частности
системы долгосрочного ухода), адаптации рынка труда и др. меры социально-экономической
политики по обеспечению благополучия и развития «стареющего» украинского
общества.
1 Канд. экон. наук,
Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи
НАН Украины, г. Киев.
2А. Смит. Исследование
о природе и причинах богатства народов // Антология экономической
классики. Предисловие И.А. Столярова. — М.: МП «ЭКОНОВ», «КЛЮЧ»,
1993. — С. 138–141.
4 Demography report
2010 — Older, more numerous and diverse Europeans / European Commission.
— Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2011. —
Р. 46.
5 Демографічний щорічник
«Населення України за 2011 рік» / Державна служба статистики
України. ― К., 2011. ― С. 423.
|