Rambler's Top100

№ 553 - 554
1 - 19 мая 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Независимая газета» о здоровье и продолжительности жизни в России
«Медицинская газета» об «умирать некому»
«Медицинская газета» о задачах Минздрава
«The Wall Street Journal» об алкогольной проблеме России
«Коммерсантъ» об обналичивании маткапитала
«Новые известия» о теории демографической своевременности реформ
«Коммерсантъ» о медицинском страховании заключенных
«Медицинская газета» о социальной демографии и геронтологии
«Беларусь сегодня» о последствиях аварии на ЧАЭС
«Reuters» о вредности экономии для здоровья
«Новые известия» о «бюджетном маневре» в пользу социалки
«Известия» о привязке мигрантов к работодателю
«Полит.ру» и «Вечерний Бишкек» о въезде в Россию по внутренним паспортам
«Коммерсантъ» о спасении жизней россиян путем создания рабочих мест в Центральной Азии
«Новые известия» о квотах для мигрантов из стран ЕС в Швейцарии
«Le Temps» о бостонском взрыве и миграционной реформе в США

«The Wall Street Journal» о бостонских взрывах и «плавильном котле»
«Ведомости» о переводе компаний в регионы и возможной миграции менеджеров
«The Financial Times» об экспатах в России
«Медицинская газета» о детских редких болезнях
«Власть» о проблемах усыновления
«Коммерсантъ» о снятии ограничений на усыновление для больных ВИЧ и гепатитами
«Project Syndicate» о благополучии детей в богатых странах
«The Atlantic» о злоключениях «поколения миллениум»
«Известия» о рейтинге эффективности губернаторов
«Slon.ru» о будущем мегаполисов
«Огонек» об «умном городе»
«Литовский курьер» о жертвах среди военнопленных и узников концлагерей в Литве
«La Vanguardia» о всеобщем заговоре против роста населения
«Медицинская газета» о многоженстве
«Новые известия» об антиинцесте в Исландии
«Коммерсантъ» о гомосексуальной озабоченности Госдумы

о жертвах среди военнопленных и узников концлагерей в Литве

Военнопленные Второй мировой войны

Во времена Советского Союза тема советских военнопленных была под негласным запретом. Сегодня о трагедии военнопленных Великой Отечественной войны, о ее масштабах идет откровенный разговор. В течение 1941-1945 годов Красная армия потеряла пленными более 5 миллионов военнослужащих.
Большинство этих людей погибло в немецких застенках, и в СССР вернулось всего чуть более 1,8 миллиона человек. Это те, кто пережил ужасы насилия, издевательства и унижения. Это те, кто прошел через круги фашистского ада. Это те, кто, несмотря на все испытания, остались живы и возвратились на родину. Это те, кого родина встретила без ласки и уважения. Они были в плену…
Сколько военнопленных было в немецких лагерях, находившихся на территории Литвы в период 1941-1944 годов? Сколько из них осталось навечно в литовской земле? Однозначного ответа на эти вопросы, к сожалению, нет. Например, согласно сообщению международной комиссии по расследованию советских и нацистских преступлений в Литве, опубликованному в марте 2001 года, в концентрационных лагерях на территории республики были убиты 172 тысячи советских военнопленных.
Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в своих документах отмечает: «По далеко не полным данным, они истребили в концентрационных лагерях на территории Литвы 165 тысяч военнопленных …».
В июне 1973 года Военный комиссариат Литовской ССР подготовил «Справку о наличии на территории Литовской ССР военных кладбищ и отдельных могил воинов Советской Армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В ней упомянуты 16 мест, где захоронены воины Советской Армии, погибшие в немецком плену на территории Литвы. Согласно этому документу, у станции Паняряй похоронены 10000 военнопленных, на церковном кладбище на улице Лепкальне в Вильнюсе – 1800, в Ново-Вильне – около 4500, 6 форт – 35000, 9 форт – 10000, В. Шанцы -15000, на улице Сувалькечю в Каунасе – 10000, улица Канапю в Шяуляй – данных нет, Алитус – 35000, Огородники – 300, Неменчине – 300, Бездонис – 25000, Кальвеляй – 80, Руджю Герайте – 400, Кудиркос – 10000, Пагегяй – данных нет. Итого – 157 380 человек. Эта «Справка» была утверждена военным комиссаром Литовской ССР, генерал-майором артиллерии П. Петронисом.
Согласно другим данным советской историографии, на территории Литвы погибло более 229 тысяч узников немецких концлагерей.
В «Справке» показано, что в Ново-Вильне захоронено около 4500 пленных. Эта же цифра выбита на памятном камне мемориала, созданного на месте лагеря. Однако эта информация далека от истинной. На протяжении нескольких лет я занимаюсь историей Ново-вильняского лагеря. Сегодня предлагаем вниманию читателей рассказ об этом захоронении.
«Кошары»
В Вильнюсе, в архиве КГБ Литовской ССР, ныне это Особый архив Литовской Республики, в Вильнюсе хранятся документы, рассказывающие о злодеяниях немецко-фашистской армии на территории Литвы. Среди большого количества папок мне посчастливилось обнаружить одну, в которой были собраны документы, рассказывающие о концентрационных лагерях для советских военнопленных на территории Литвы. Мое внимание привлекла «Справка по материалам расследования о зверствах немецко-фашистских оккупационных властей и массовом истреблении военнопленных Красной армии в лагере военнопленных в городе Новая Вилейка». В ней говорится:
«Материалами произведенного расследования установлено, что немецко-фашистскими оккупационными властями в г. Новая Вилейка, Литовской ССР в конце 1941 года был организован лагерь военнопленных, под названием «Кошары», который немцами использовался для массового истребления военнопленных Красной армии.
В лагере «Кошары» с начала существования его по день освобождения г. Новая Вилейка частями Красной армии от немецких оккупантов, немцы уничтожили свыше 100.000 человек военнопленных.
Истребление военнопленных проходило путем мучительных издевательств и доведения их до голодной смерти».
Этот документ, который подписал Народный комиссар государственной безопасности Литовской ССР Гузявичюс, под грифом «Совершенно секретно», был направлен 5 сентября 1944 года на имя уполномоченного Государственной чрезвычайной комиссии Союза ССР товарища Зурабова.
По всей вероятности, цифра «100000» оказала неотразимое впечатление на членов Чрезвычайной государственной комиссии под председательством Н. Шверника. В итоговом документе этой комиссии было записано: «Осенью 1941 г. немецко-фашистские захватчики организовали лагерь для советских военнопленных на территории военного городка местечка Науйойи-Вильня. Одновременная загрузка этого лагеря составляла не менее 20 тыс. человек.
Смертность военнопленных здесь никогда не была ниже 150 человек в сутки. Умерших закапывали на кладбище в 200 м от лагеря.
На основании многочисленных показаний свидетелей, жителей местечка Науйойи Вильня Л.И. Галевского, Р.Н. Галевской, К.А. Козловского, А.И. Туманович, С.Н. Бублевича, А.А. Гульбинского, К.О. Кондратович, комиссия установила преднамеренное систематическое массовое истребление в этом лагере советских военнопленных путем голодного режима, изнурительного и непосильного труда, истязаний и расстрелов. Общее число жертв, истребленных гитлеровцами в этом лагере, составляет свыше 60 тыс. человек».
И хотя в показаниях свидетелей упоминалась цифра 100000, однако в окончательной редакции было записано « …более 60000 человек».
Когда я впервые предал гласности информацию, что в Ново-вилейском концлагере было замучено более 100000 военнопленных, литовские историки отнеслись к ней скептически. «Откуда взял? Это выдумки КГБ!» Да и русскоязычные «специалисты» по военной истории встретили эту информацию настороженно, заявив, что эта цифра «высосана из пальца».
***
Чтобы подтвердить информацию, найденную в литовских архивах, мне пришлось прибегнуть к помощи российских архивов.
В Государственном архиве Российской Федерации хранятся документы, в которых представлены данные о количестве советских военнопленных, погибших в лагере «Кошары». Это «Акт об истреблении немецко-фашистскими захватчиками советских военнопленных в лагере на территории военного городка в г. Новая Вилейка, Литовской ССР» (далее «Акт об истреблении …»), составленный комиссией под председательством депутата Верховного Совета СССР Ю.И. Стимбуриса, а также «Акт 1945 года, мая 25 дня», комиссии Исполнительного комитета Вильнюсского уездного Совета депутатов трудящихся, из фонда «Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков …» (ЧГК).
С 1 по 8 сентября 1944 года комиссия под председательством депутата Верховного Совета СССР Ю. И. Стимбуриса, в составе: профессора Вильнюсского Университета П.В. Славенаса, профессора Вильнюсского университета И.И. Кайрукштиса, профессора С.Б. Марбурга, заместителя председателя Верховного Суда Литовской ССР Мяждиса, писателя Э.И. Межелайтиса, главного судебно-медицинского эксперта 3-го Белорусского фронта подполковника медицинской службы В.П. Никольского и главного патолого-анатома 3-го Белорусского фронта, доктора медицинских наук, подполковника медицинской службы В.Г. Молоткова – «провела выяснение обстоятельства массового истребления советских военнопленных в лагере, расположенном на территории военного городка г. Новая Вилейка».
«Комиссия осмотрела территорию и помещения бывшего лагеря, лично опросила живущее около лагеря гражданское население, сделала раскопки нескольких могил на кладбище этого лагеря, и установила:
Осенью 1941 года немецко-фашистские захватчики организовали на территории военного городка г. Новая Вилейка лагерь для советских военнопленных, который просуществовал до конца 1943 года.
В настоящее время от лагеря осталось несколько дощатых бараков, остальные же помещения – конюшни, сараи и проч., в которых размещались военнопленные, сожжены немцами при их отступлении. Учитывая занимаемую постройками площадь, при той скученности содержания людей, которая имела место по свидетельским показаниям, необходимо признать, что общая емкость лагеря, при одновременной его загрузке, составляла не менее 20 000 человек.
Как показал боец пожарной охраны г. Новая Вилейка Гульбинский А. А., «лагерь систематически пополнялся новыми партиями военнопленных, которых привозили в эшелонах по железной дороге по 30-40 вагонов».
На стенах бараков сохранились многочисленные надписи, например:
«Зотов Павел Филиппович, 1914 г. р., Куйбышевская область, село Потьма, попал в плен в 1941 году, побывал в нескольких лагерях».
«Акмолинская область. Кактурский Иван Евлампьевич попал в плен 18/XII -1942 года».
«Семенов Петр Иванович, 1906 г. р., Воронежская область, станция Давыдовка, село Митяевка. Писал 26 августа 1943 года».
Примечание: В архивных документах современное название района Ново-Вильня, где находился Нововильняский концлагерь, обозначалось разными названиями: Новая Вилейка, Науйойи-Вильня, Ново-Вильня. В данном случае речь идет об одном и том же месте.

Николай ЖУКОВ. «Литовский курьер», 2 мая 2013 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.