Дети являются наиболее важным ресурсом каждой страны. И это верно не только с моральной точки зрения, но и с экономической. Инвестиции в здравоохранение, образование и навыки детей имеют самую высокую экономическую отдачу для страны. Новое исследование, проведенное Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), показывает, какие из стран хорошо справляются, когда дело доходит до этих инвестиций, а какие имеют плохие показатели.
В докладе «Благополучие детей в богатых странах» приводится целостный взгляд на состояние детей в Соединенных Штатах, Канаде и Европе – в общей сумме, в 29 странах. Ведущими странами, где дети находятся в наилучших условиях, являются социал-демократические страны Западной Европы. Нидерланды возглавляют этот список, затем идут Норвегия, Исландия, Финляндия, Швеция и Германия.
Внизу списка ожидает большой сюрприз: США, будучи самой богатой страной в мире с крупной экономикой, находятся на 26 месте, за ними идут три гораздо более бедные страны: Литва, Латвия и Румыния. Франция и Великобритания занимают места посередине.
В рамках исследования оценивается благополучие детей с точки зрения материальных условий (связанных с уровнем семейного дохода); здоровья и безопасности; образования; рискованного поведения (такого как чрезмерное потребление алкоголя) и физической среды, включая жилищные условия. И хотя исследование ограничивается странами с высоким уровнем дохода, национальным правительствам – и даже городам – в других частях света следует также провести его, чтобы проанализировать благополучие детей у себя.
Разрыв между странами Северной Европы и США наиболее впечатляющий. Североевропейские страны, как правило, предоставляют денежную помощь семьям, чтобы создать достойные условия воспитания для всех детей, также они проводят масштабные социальные программы для обеспечения высокого качества детских садов, дошкольного, начального и среднего образования. Кроме того, все дети охвачены услугами эффективной системы здравоохранения.
США с их индивидуалистической рыночной идеологией очень отличаются. Денежная поддержка семьям небольшая. Предполагается, что государственные программы должны предоставлять систему социальных гарантий, но на деле политики крайне безразличны к благосостоянию бедных слоев населения, потому что бедные избиратели оказываются в меньшинстве и не финансируют дорогие американские избирательные кампании. Действительно, факты убедительно доказывают, что политики США склонны прислушиваться и реагировать только на своих более богатых избирателей. Так называемая система социальной безопасности, соответственно, страдает, так же как и бедное население Америки.
Разница между социал-демократическими странами и США проявляется все сильнее в категории за категорией. В социал-демократических странах менее 10% детей растут в условиях относительной бедности (имеются в виду семьи с уровнем дохода в два и более раз меньше среднего дохода по стране). В США уровень относительной бедности превышает 20%.
Американские дети страдают гораздо больше от низкого веса при рождении (основной показатель возможных проблем во взрослом возрасте); от избыточного веса в возрасте 11, 13 и 15 лет; и очень высоких уровней подростковой фертильности. На каждую 1000 девочек в возрасте 15-19 лет приходится 35 деторождений, по сравнению менее чем с десятью случаями на тысячу девочек в странах Северной Европы.
Кроме того, дети в США гораздо больше сталкиваются с проявлениями насилия в обществе, нежели дети в других странах с высоким уровнем дохода. Возможно, это не удивительно, но крайне тревожно, поскольку подверженность детей насилию – это серьезная угроза их психологическому, эмоциональному и когнитивному развитию. Количество убийств в США примерно в пять раз выше, чем в Северной Европе.
Одним из интересных аспектов исследования ЮНИСЕФ является использование в нем того, что теперь называется «субъективное благополучие». Это означает прямые опросы людей об их удовлетворенности жизнью. В последнее время было проведено немало исследований субъективного благополучия среди взрослого населения по всему миру. Но я не знаю ни одного подобного исследования, где бы у детей непосредственно спрашивалось об их ощущении благополучия – действительно, очень разумный вопрос.
Здесь факты говорят о том, что дети в Северной Европе в целом оценили свои замечательные преимущества. Детей попросили оценить свою «удовлетворенность жизнью» по 11-балльной шкале. В Нидерландах целых 95% детей дали оценку шесть и выше. В США их доля значительно ниже – около 84%. Эти субъективные рейтинги высоко соотносятся с указанным детьми качеством их общения со сверстниками и родителями. Около 80% голландских детей заявили, что их одноклассники «добрые и услужливые», по сравнению с 56% американских детей.
Потери США из-за того, что они позволяют таком большому числу своих детей расти в бедности, со слабым здоровьем, плохими школами и жилищными условиями, ошеломляют. Шокирующая доля детей заканчивает отбыванием срока в тюрьме – особенно это касается небелых детей из бедных семей. Даже те, кому посчастливилось не попасть в ловушку обширной американской пенитенциарной системы, часто остаются безработными и даже не имеют возможности трудоустроиться, поскольку не обладают навыками, необходимыми для получения и сохранения достойной работы.
Американцы издавна закрывали глаза на эти гибельные ошибки отчасти из-за долгой истории расизма, а также ненормальной веры в «твердый индивидуализм». Например, некоторые белые семьи выступают против государственного финансирования образования, потому что уверены, что их налоговые деньги пойдут в непропорционально больших количествах на помощь бедным небелым студентам.
В результате, однако, проигрывают все. Школы не функционируют надлежащим образом; уровень бедности остается высоким; а связанные с этим высокие уровни безработицы и преступности подвергают общество США высоким финансовым и социальным затратам.
Выводы ЮНИСЕФ убедительны. Высокого уровня национального дохода недостаточно для обеспечения благополучия детей. Нации, которые серьезно настроены обеспечить равные возможности для всех своих детей – и которые готовы инвестировать государственные средства от своего имени – придут, в конечном итоге, к гораздо лучшим результатам.
Каждая страна должна сравнить условия жизни своей молодежи с заявленными ЮНИСЕФ и использовать полученные результаты, чтобы помочь расширить инвестирование в благополучие своих детей. Ничто не может быть более важным для будущего здоровья и процветания любой нации.
Джеффри Сакс – директор Проекта Тысячелетия ООН с 2002 по 2006 гг., профессор Колумбийского университета и директор его Института Земли, специальный советник Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Автор книг, в том числе «Конец бедности: экономические возможности нашего времени» и «Содружество: Экономика для перенаселенной планеты»."
Project Syndicate", 22 апреля 2013 года Опубликовано ИноСМИ.Ru
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)