Ценностные установки влияют на отношение к мигрантам
На отношение к иммигрантам в той или иной стране влияют не только социально-демографические факторы, но и господствующие в обществе ценности. Исследование Питера Шмидта
На семинаре Лаборатории социокультурных исследований ВШЭ руководитель лаборатории Питер Шмидт (Peter Schmidt) представил свой доклад «Ценности и отношение к иммиграции: многоуровневый анализ».
В последние годы иммиграция становится все более распространенным явлением в европейских странах. Как отметил Питер Шмидт, согласно данным Евростата, в 2004 году в страны Евросоюза мигрировало 3,4 миллиона человек, в 2008 году эта цифра увеличилась до 3,8 миллионов. «Потоки мигрантов в европейских странах будут расти и дальше, вопрос в том, как государства будут справляться с растущим негативом местного населения в отношении мигрантов», – говорит Шмидт. Поэтому важно понимать, каким образом те или иные факторы и обстоятельства сказываются на отношении к иммиграции.
В своей работе Шмидт исследовал значение ценностей, задавшись целью объяснить, как они влияют на отношение к мигрантам в зависимости от стран и типа культуры. Для анализа были использованы данные Евростата за 2008-2009 годы по 24 странам и результаты опросов около 42000 человек. В качестве основы Шмидт использовал шкалу ценностей Ш. Шварца (Schwartz, 1994: 21).
Рисунок 1. Структурное соотношение 10 типов ценностей в двух измерениях
Источник: исследование П. Шмидта
Проведенный анализ позволил выделить значимое влияние на отношение к мигрантам двух ценностных установок: а) универсализма, б) традиционно-конформистских (консервативных). И их эффект оказался весомее, чем влияние таких факторов, как пол, возраст и уровень дохода.
Как истолковал это автор исследования, ценность универсализма, предполагающая равное отношение ко всем людям и заботу о благополучии каждого вне зависимости от национальности, положительно сказывается на восприятии выходцев из других стран. «Приезд иммигрантов в страну позволяет людям проявить эту ценность», – говорит Шмидт. Напротив, традиционно и конформистски настроенные граждане проявляют негатив по отношению к мигрантам. «Они воспринимают приезд иммигрантов, как угрозу, поскольку приезжие несут в страну новые нормы и обычаи», – поясняет автор исследования.
Впрочем, влияние одних и тех же ценностей оказалось разным в зависимости от регионов и стран, принимающих иммигрантов. Там, где количество приезжих больше, эффект традиций и конформизма проявляется сильнее, чем в странах с наименьшим количеством мигрантов.
Серьезное значение в проявлении эффекта ценностей на отношение к миграции имеет уровень традиционности общества и развитости в нем коллективизма. Чем больше в стране следование традиционалистским правилам и общественным установкам, тем в меньшей степени заметно влияние ценностей на отношение к мигрантам. И обратная ситуация в обществах, где поощряется индивидуализм и выражение собственного мнения.
Два полюса: Греция и Швеция
Рисунок 2. Отношение к мигрантам
Источник: исследование П. Шмидта
Согласно данным исследования, позитивнее всего настроены в отношении мигрантов в таких странах, как Швеция, Польша, Германия, Норвегия, Болгария и Швейцария. Наибольший негатив в отношении мигрантов в Греции, Турции, Венгрии и Португалии. В данной выборке представлена и Россия, которая находится среди стран с отношением к мигрантам, близким к нейтральному. Но у России в этом плане еще все впереди, считает Шмидт, отмечая, что пока страна не столкнулась с теми проблемами, которые стоят перед европейскими государствами.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)