… о русском языке для мигрантов и иных проблемах миграционной политики
Глава Федеральной Миграционной службы Константин Ромодановский: "Как думаете, много времени нужно, чтобы убедиться, что я знаю русский?"
Среди последних законопроектов, вызвавших широкий резонанс, оказался закон об обязательном экзамене на знание русского языка для мигрантов, работающих в сфере ЖКХ и торговли. Общественность не поняла, ни зачем это нужно, ни как предполагается это делать. Глава Федеральной миграционной службы Константин РОМОДАНОВСКИЙ рассказал "КП" о сути и деталях проекта.
ЧТОБЫ ВАМ ВМЕСТО БАТАРЕИ ДУШ НЕ ПОСТАВИЛИ
- В первом чтении закон Госдуму уже прошел, надеюсь, что в ближайшее время будет второе и третье чтение. Мне бы хотелось, чтобы к Новому году эта программа уже заработала. Самая большая проблема - создать адекватную систему тестирования. В Питере на базе местного университета мы недавно провели пробную акцию - компьютеризированный тест с ответами на вопросы. Я сам постоял, посмотрел: три - пять минут - и становится ясно, знает человек русский язык или нет. Квадратики на экране активировал - и результат понятен.
- Вы тоже нажимали?
- Нет, я стоял рядом и смотрел. Мне неудобно было участвовать: вдруг ошибусь!
- Так ли вообще нам нужно это тестирование, чтобы уделять ему столько внимания?
- Нужно реально понимать положение дел, это не какая-то надуманная ситуация. Никому из нас не нравится, когда, общаясь с приезжими, которые работают здесь, мы не можем получить ответы на простейшие вопросы. Вот стоит, например, гражданин Узбекистана в магазине, товар расставляет, ты его спрашиваешь, какой срок годности, а он тебя просто не понимает. Ну это же бред! Поэтому мы приоритет в законе поставили: ЖКХ, чтобы они вам вместо батареи душ не поставили, и сфера обслуживания. Это первый шаг, после чего мы пойдем в сторону большей адаптации приезжих.
- Был проект проводить тестирование на базе структур, которые сейчас проводят экзамены среди желающих получить гражданство. Он еще актуален?
- Они будут задействованы, но этого не хватит. Российское гражданство у нас сейчас в год хотят получить порядка 100 тысяч человек. Кстати, упал показатель с 200 тысяч, которые были недавно. Здесь же потребуются гораздо большие возможности. У нас в торговле, сфере обслуживания и ЖКХ работают треть приезжих, треть от общих 6 миллионов - это 2 миллиона. Даже за счет автоматизации и имеющихся возможностей для тестирования тут уже не решишь проблему.
- Кто этим всем будет заниматься? Будет ли создана при ФМС какая-то специальная структура или эту задачу отдадут сторонним организациям?
- Вообще это вопрос уже не ФМС, мы даже не имеем права в эту тему погружаться. Я думаю, это будут сторонние фирмы, ведь техническая составляющая при тестировании - небольшая. Компьютер со специальной программой, и все. Люди получают право проводить тестирование, получают какое-то количество бланков - защищенных, отвечающих всем требованиям. По итогам экзамена они эти бланки выдают, а граждане несут их в УФМС при получении разрешения на работу.
- Схема очень похожа на ту, что выстроили сейчас при получении техосмотра.
- Попроще! Ну как вы думаете: много времени нужно, чтобы убедиться, что я знаю русский язык? Три вопроса! В Питере при пробном тестировании задавали пятнадцать, и это, очевидно, много.
- Но не будет такого, что сейчас Госдума примет закон, его подпишут - и 1 января все таджики в России выстроятся в очереди сдавать русский язык?
- Все нужно делать постепенно. Самое главное, не пугать попусту народ. Потому что когда мы шашкой машем, непонятно, у кого отлетает голова. Я думаю, что России по силам быстро создать эти курсы. База для них есть, ее нужно просто расширить.
БЕЗ МИГРАНТОВ НАМ УЖЕ НЕ ОБОЙТИСЬ
- Сейчас вы проехали в составе российской делегации по странам Средней Азии. О чем там говорили с коллегами?
- Если мы ведем с ними речь про создание каких-то преференций для рабочей силы, то это должна быть именно рабочая сила. Это должны быть специалисты с определенной квалификацией, а не люди, шатающиеся просто так по мегаполису и нарушающие порядок. Мы уже кое-что придумали, чтобы в минимальное время ситуацию изменить.
- Разве есть способ отсеивать приезжих?
- Есть! Соответствующий законопроект мы сейчас направили на согласование. Смысл такой: есть 90 суток законного пребывания на территории России, плюс еще 30 суток - международного возвращения. 120 суток прошло, и никаких дополнительных, скажем, оправдательных документов не поступило в ФМС - система автоматически определяет: нарушитель! И с момента выезда закрываем ему въезд на три года!
- Но ведь механизма депортации пока нет. Как не пустить его в Россию - понятно, как его из России вывезти?
- Они все равно выезжают! Пусть он просидит у нас не 120 дней, а 180 или даже 300, но за это будет наказание - три года без въезда. И в следующий раз он будет уже крепко думать.
- О визовом въезде для стран Средней Азии речь сейчас не идет? Сейчас активно муссируется тема: "Пока у нас не будет визового режима со странами Средней Азии, в России с гастарбайтерами будет твориться бардак".
- У нас идет сокращение трудоактивного населения - это факт. Европа нас в этом опережает, но мы тоже движемся в том же направлении. Значит, с каждым годом у нас все меньше и меньше рабочих рук. Где их взять? Только тут! Ну можно, конечно, еще в Африке...
- То есть без трудовой миграции в том или ином виде нам сейчас никак не обойтись?
- К сожалению, нет. И разговоры о том, что мигранты занимают рабочие места наших граждан и прочее... Рабочих мест должно быть больше! Время, когда все будут делать роботы, в России еще не наступило, да, наверное, и не все они смогут. Любой экономический прорыв требует концентрации рабочих рук.
НАКАЗЫВАТЬ ЗА "ТАДЖИКСКИЕ ГОРОДКИ" НАДО ДЕЗ
- Сейчас в Москве остались еще такие "таджикские городки", которые раньше выявляли регулярно?
- Где-то наверняка есть. Но как выявляли... На каждой территории есть хозяин. Ну что мы, к каждому столбу должны поставить полицейского или сотрудника УФМС? Должна быть адекватная реакция муниципальных властей, они же ближе, они все знают. Мигранты, например, живут в подвале ДЕЗ. И что - ДЕЗ об этом не знает? Знает, конечно!
- Собственно, ДЕЗ это все и организовывает.
- Значит, организовывать должно быть неповадно! Должна быть повышена ответственность на конкретном участке земли. Именно от территорий надо плясать. На предприятиях, где основная работа, где гастарбайтеры не закопаны в блиндажи и землянки, мы их находим, наказываем - процесс идет. Есть нарушения, но в целом есть понимание, как надо поступать, нас слушают. Трудности там, где они живут, где они прячутся. Не достучались еще до тех, кто это организовывает, не объяснили, что проблемы можно получить на всю оставшуюся жизнь.
- И что делать? Ужесточать санкции?
- Безусловно! Предложения соответствующие нами в правительство внесены, я думаю, что они будут приняты.
- Есть у УФМС рычаги, чтобы повлиять на муниципальные органы, на ДЕЗ, муниципалитеты?
- Рычаги есть. Ответственность несут должностные лица, юридические лица. Пока еще остаются какие-то правовые пробелы, но в целом механизм правоохранительного давления существует. Штраф сейчас для юридических лиц - 800 тысяч рублей за каждого незаконно работающего.
- Но это наказание для тех, кто берет на работу. А вот когда у тебя на территории сгорело в подвале пятьдесят таджиков? Я не слышал, что за подобное где-то наказали, например, главу управы.
- Есть статья за организацию незаконной миграции, но она, к сожалению, не работает, потому что там санкции очень маленькие. Посмотрите два последних пожара в Москве, на которых погибли мигранты. Там же дела возбуждались по "пожарной" статье, по 219-й. Не могли возбудить по 322-й - "организация незаконной миграции". Потому что при таких маленьких санкциях того, что нужно для возбуждения дела и доведения его до суда, не хватает. Будут более строгие санкции, будет возможность более эффективно работать, будут и результаты. Это все созвучно тому, что говорил Владимир Путин, еще будучи премьер-министром, у нас на коллегии: нужно для отдельных категорий усиливать уголовную ответственность. Ну выдворили тебя, ты снова при ехал - поймали тебя, значит, это будут уже не разговоры-уговоры, а серьезная кара. Ты злостно нарушил закон, значит, должен отвечать. Не обязательно держать за это в тюрьме и тратить на него народные деньги, кормить его. Вариантов много, принудительные работы, еще что-то.
- Кто-то инициирует сейчас подобные поправки?
- Конечно! И депутаты Госдумы оперативно сработали, и наши работают. Другого варианта нет. Миграцию не остановить. Но она должна превратиться из проблемного фактора в экономически выгодный.
Дмитрий СМИРНОВ. «Комсомольская правда», 17 октября 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)