… о грядущих новациях в российском миграционном законодательстве
Мигрантов ждет прием с пристрастием
Думские единороссы начали правку миграционного законодательства
Думские единороссы разработали законопроект, в котором предложили запретить въезжать в Россию иностранцам, которые до этого здесь уже проштрафились хотя бы раз, а для въехавших иностранцев ужесточить правила регистрации по месту жительства. "Противодействовать нелегальной миграции" можно, если усилить наказание для недобросовестных работодателей из числа россиян. Правозащитники уверены, что так можно "противодействовать только добросовестным мигрантам и снова подставлять Россию в Страсбургском суде".
Вступить в законодательную борьбу с "незаконной миграцией, которая питает рабочей силой теневой сектор экономики", решили два депутата-единоросса из думского комитета по безопасности — глава комитета Ирина Яровая и зампред Александр Хинштейн (см. "Ъ" от 11 октября). В пояснительной записке к своему проекту они написали, что он связан с "концепцией государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года". Прежде всего авторы решили пересмотреть некоторые положения закона "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", в частности статью 26. В ней перечислены случаи, при которых въезд иностранца "может быть не разрешен": если человек въезжает по подложным документам, если он уже бывал в России, но уклонился от уплаты налогов и если он имеет неснятую или непогашенную судимость за преступления, совершенные на российской территории. Авторы документа считают, что таким случаям место не в ограничительной статье 26, а в статье 27, перечисляющей случаи, при которых въезд жестко "не разрешен".
"Как же быть человеку, если он, к примеру, украл кошелек, отбыл сполна за это полагающееся по суду наказание и теперь хочет вернуться в Россию, потому что у него здесь жена и дети",— заявила "Ъ" глава комитета помощи беженцам "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. Статья 26, по ее словам, позволяет миграционной службе "решать вопрос о въезде индивидуально — в зависимости от того, что за человек въезжает". А жесткий запрет, по ее мнению, должен применяться "против конкретного человека, а не в отношении целой категории граждан". Авторы закона "не учли, что существуют право на воссоединение с семьей, а также запреты на дискриминацию", считает госпожа Ганнушкина. Предложенные запреты не дадут эффекта еще и потому, что основной поток мигрантов прибывает из стран СНГ, с которыми у России установлен безвизовый режим.
Но авторов проекта, судя по их предложениям, волнует нелегальный приезд трудовых мигрантов. Противодействовать этому предлагается по нескольким направлениям. Для мигрантов — изменить правила регистрации по месту жительства, чтобы не было случаев "регистрации по 150-200 проживающих в одном жилом помещении". Если человек живет три года в России, но не имеет жилья, "соответствующего учетной норме площади жилого помещения на одного человека" (в Москве 13-18 кв. м), то он может лишиться разрешения на временное проживание и даже вида на жительство. Если иностранец был депортирован из России за нелегальную трудовую деятельность, то он должен получить десятилетний запрет на работу в России (сейчас на пять лет). По мнению госпожи Ганнушкиной, бессмысленно "ставить регистрацию в зависимость от размеров жилплощади, потому что регистрация — это процедура, не имеющая отношения к физическому проживанию в жилом помещении". Это "адрес, через который с человеком всегда можно связаться".
Работодателям, использующим труд "нелегалов", грозит административная приостановка деятельности фирмы. Это мера содержится и сейчас в Кодексе об административных правонарушениях, но устанавливает наказание в виде приостановки "на срок до 90 дней". Авторы проекта предлагают сроки "от 14 до 90 дней". "Никто ничего приостанавливать не будет, просто возрастут размеры взяток",— не сомневается Светлана Ганнушкина. Жесткие запреты на привлечение иностранной рабочей силы "действовали с 2002-го по 2007 год, тогда и сложилась фактически индустрия нелегального найма".
А чтобы реально противодействовать нелегальной миграции, нужно, по мнению правозащитницы, "в корне менять смысл миграционной политики, например хотя бы раз в пять-шесть лет объявлять миграционную амнистию". По прогнозу Светланы Ганнушкиной, такой закон, "если он будет принят, подставит Россию под очередной удар в Европейском суде по правам человека". Федеральная миграционная служба пока не отреагировала на инициативу единороссов.
Виктор ХАМРАЕВ. «Коммесантъ», 12 октября 2012 года
ФМС получит больше полномочий в борьбе с нелегалами
ФМС получит больше свободы в борьбе с незаконной миграцией и ее организаторами. Правительство одобрило проект постановления о госконтроле за миграцией, согласно которому инспекторы ФМС получат право без особых формальностей и беспрепятственно проверять предприятия. В то же время ФМС запретили "кошмарить" бизнес, изымая документы, не относящиеся к миграционной теме. Также фактически решен вопрос и об ужесточении наказания за организацию нелегальной миграции, которая теперь станет тяжким преступлением.
Проект постановления "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля в сфере миграции" уже готов и прошел в различных ведомствах и инстанциях экспертизы, в том числе и антикоррупционные. Положительные резолюции под документом поставили Минюст, МВД, Минэкономразвития, Генпрокуратура, ФСБ, Минздрав и МИД.
Среди целей постановления прописаны не только борьба с нелегальной миграцией, но и защита национальной безопасности России, а также прав и законных интересов самих гастарбайтеров и их работодателей.
Если этот документ будет одобрен президентом России, ФМС получит больше свободы по контролю за миграционной сферой. Например, для проверки на предприятии инспектору будет достаточно предъявить служебное удостоверение, а также копию распоряжения начальства о ее проведении.
Инспектору дадут право на беспрепятственный осмотр территории, проверку документов у мигрантов и их работодателей, чтобы выяснить законность нахождения людей на предприятии, а также соблюдение правил привлечения иностранных рабочих.
Первоначально планировалось дать инспекторам ФМС возможность "получать на основании мотивированного письменного запроса документы, необходимые для проверки", однако Минэкономразвития заметило в этом пункте угрозу бизнесу. По мнению чиновников, под этим предлогом инспекторы могли потребовать у компании любую документацию, в том числе и хозяйственно-финансовую.
Правительству напомнили, что согласно закону о защите юридических лиц и частных предпринимателей ревизоры не могут требовать от них документы, не относящиеся к теме проверки. Правительство подкорректировало этот пункт. Последняя версия постановления дает инспекторам ФМС право лишь на "истребование объяснений, изучение документов, истребованных и полученных в ходе осмотра на проверяемом объекте".
По результатам проверки инспектор ФМС должен будет составить акт. Ревизоры, проводящие проверку, будут отвечать за ее законность, полноту и достоверность данных. Если работодатели не согласятся с процедурой и ее итогами, они смогут это обжаловать.
ФМС также направила в правительство законопроект об усилении ответственности за организацию нелегальной миграции. В пояснительной записке к нему говорится, что ситуация с нелегалами в России остается сложной: в 2011 году по статье 322. 1 УК ("Организация нелегальной миграции") к уголовной ответственности было привлечено 593 человека. В этой связи ФМС предлагает перевести эту статью в разряд тяжких, объяснив это тем, что после этого появится возможность проводить полноценные оперативно-розыскные мероприятия, прослушивать телефоны подозреваемых, а также устраивать оперативные эксперименты. В последнем случае речь идет о случаях легальной провокации: оперативники внедряются или выходят на контакт с криминальными группировками под видом потенциальных партнеров или клиентов.
ФМС предлагает новые наказания для организаторов нелегальной миграции: штраф увеличится с нынешних 200 тыс. до 300 тыс. рублей, обязательные работы с 360 до 420 часов, исправительные работы с одного года до двух лет, принудительные работы с двух до трех лет, лишение свободы с нынешних двух лет увеличивается до пяти, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового. Вторая часть статьи 322. 1, в которой речь идет об организованной группе или организации незаконной миграции для совершения преступления, предполагает увеличение срока лишения свободы с нынешних пяти лет до семи.
Кроме того, ФМС предлагает передать расследование дел по статье 322. 1 в МВД. Сейчас ими занимаются следователи ФСБ. Полицейским следователям эта идея не понравилась. Замглавы МВД Аркадий Гостев в своем отзыве на законопроект написал, что получить возможность проводить полноценные оперативные мероприятия по статье 322. 1 УК можно и без этого.
ФМС также просит о внесении изменений в УК, дабы установить уголовную ответственность за незаконное пересечение госграницы иностранцами, которые раньше уже были выдворены, депортированы или выданы Россией другому государству.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)