По данным Всемирного Банка, Россия занимает третье место в мире после США и Саудовской Аравии по объему денежных переводов, направляемых из страны на родину рабочими-мигрантами. Как огромный магнит, Россия притягивает людей в поиске заработка. Слово "гастарбайтер" (рабочий-гость), которое у советского человека ассоциировалась только с турецкими рабочими в ФРГ, плотно вошло в повседневный лексикон россиян и даже стало частью современного городского фольклора.
Но проблема с наводнившими страну приезжими далеко не шуточная. На днях президент РФ Владимир Путин утвердил концепцию миграционной политики России, которая призвана стать одной из стратегических задач государства вплоть до 2025 года.
Удастся ли нашей стране найти разумный баланс между необходимостью в дополнительных рабочих руках и массовым неприятием "чужаков"?
Как изменить миграционную картину?
Даже Кремль вынужден признать, что "незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации".
Вывод достаточно откровенный и очевидный. При этом проблема мигрантов становится благодатной темой для различных политических спекуляций.
Все громче звучат призывы решить ее радикально – "выселить всех незаконных (а часто и законных) мигрантов из России". По мнению авторов таких лозунгов, массовая депортация мигрантов защитит право граждан России на достойно оплачиваемый труд, резко улучшит криминогенную ситуацию в стране.
Звучит, безусловно, привлекательно. Если не учитывать один очень существенный факт. Россия в среднесрочной перспективе объективно не сможет отказаться от импорта рабочей силы.
Концепция миграционной политики признает сложившиеся реалии - согласно документу, переселение мигрантов в Россию призвано компенсировать естественную убыль населения страны.
Даже Евросоюз, структура экономики которого далека от российской специфики, не обходится без массовой трудовой миграции. Правда, в ЕС трудовые мигранты занимают те ниши рынка рабочей силы, на которые совсем не претендуют собственные граждане.
У нас гастарбайтерам тоже предлагаются непрестижные, связанные с физическим трудом профессии. Но местных жителей раздражает то, что гастарбайтеры соглашаются работать за меньшие деньги. Отсюда – социальная напряженность.
Москве, откровенно перегруженной мигрантами, крайне нужны перемены в миграционной политике, они назрели. Не случайно в концепции указано на необходимость перенаправлять миграционные потоки в регионы, в развитии которых заинтересована российская столица.
В первую очередь это касается Сибири и Дальнего Востока, где все острее ощущаются миграция китайского населения и происходит создание выходцами из Поднебесной неких постоянных поселений.
ФМС России предложила, к примеру, киргизским властям организовать работу по информированию своих граждан, въезжающих в РФ с целью трудоустройства, о необходимости переориентироваться на субъекты РФ, входящие в Дальневосточный, Приволжский и Сибирский федеральные округа.
Поедут ли туда киргизы? Москва ассоциируется с большими деньгами, с большими возможностями – не только у мигрантов, но и у коренных россиян. Отказаться от Москвы и поехать, скажем, в Саратов или Новосибирск? Нужна какая-то дополнительная мотивация.
Так сколько в России мигрантов?
На сегодняшний момент, по оценкам Федеральной миграционной службы, в России проживают порядка пяти миллионов мигрантов, при этом независимые эксперты, ориентирующиеся на объем денежных переводов, утверждают, что эта цифра как минимум в два раза выше.
По данным ФМС, ежегодно в Россию прибывают около 13-14 миллионов иностранцев, 70% из них - граждане стран СНГ. Постоянно находятся в стране 9,5 миллионов иностранцев, из них только 1,3 миллиона работают и проходят обучение на законной основе. Независимые эксперты склонны оценивать количество незаконных мигрантов в 10-12 млн человек.
По словам московского мэра, количество незаконных мигрантов в Москве составляет 80% от общего числа приезжих. В прошлом году Сергей Собянин заявил, что в столице нелегально работают два миллиона человек.
Представители ФМС тогда возразили столичной власти - по подсчетам службы, в Москве не больше 200 тысяч нелегалов.
Определенные представления о количестве трудовых мигрантов и основных экспортерах рабочей силы могут дать данные ЦБ РФ о переводе денег из России рабочими-гостями. Объем личных переводов из России в страны СНГ в 2011 году достиг 16,7 миллиарда долларов, что почти на 24% больше показателя предыдущего года.
Лидером переведенных из России средств в 2011 году стал Узбекистан - 4,9 миллиарда долларов, следом идут Украина - 3,1 миллиарда и Таджикистан - 2,7 миллиарда. В Киргизию в прошлом году было переведено 1,4 миллиарда, Молдавию - 1,6, Армению - 1,2 миллиарда долларов, Азербайджан - 955 миллионов долларов.
Для сравнения: объем экспорта Узбекистана в РФ составил всего $4,405 млрд.
России сейчас придется думать, как совместить принципы трудовой миграции (наличие квот и разрешений) в рамках СНГ, где действует безвизовый режим, и будущего Евразийского союза, который предусматривает еще более свободные правила передвижения людей.
Принцип свободного перемещения рабочей силы внутри Единого экономического пространства и Союзного государства России и Белоруссии уже сыграл злую шутку с белорусской экономикой: после девальвации белорусского рубля в разы увеличился поток трудовых мигрантов, в том числе высококвалифицированных, в Россию - здесь белорусские граждане уже имеют равные трудовые права с россиянами.
Выйти из тени
Не секрет, что вокруг иностранных мигрантов в России сложилась целая коррупционная махина, которая цинично кормится на существующих схемах квот, регистраций и тому подобного. Разрешительная система должна быть радикально упрощена, что неизбежно приведет к уменьшению коррупционности.
Особо пристального контроля требуют налоговые и социальные выплаты за работу трудовых мигрантов. Таким образом, ответственность будет перенесена на работодателя.
Сегодня Кодекс об административных правонарушениях налагает на компанию-работодателя штраф за каждого незаконно принятого на работу трудового мигранта до 800 тыс. рублей, но эти санкции принимаются весьма редко из-за высокой коррупции в этой сфере.
Яркий пример - московские ДЕЗы, где на обслуживание одного участка выделена ставка в 22 тысячи рублей, гастарбайтеру платят максимум 10 тысяч, а разница идет начальству домоуправления.
Чтобы пресечь порочную практику, правительство Москвы предлагает свои меры: приоритетное трудоустройство российских граждан при соблюдении прав трудовых мигрантов из стран СНГ - переход к "белым" зарплатам, введение социальной страховки.
Месяц назад правительство РФ поручило ряду министерств и ведомств разработать и представить на рассмотрение проект закона об амнистии для гастарбайтеров. Подразумевается, что давно находящиеся на территории РФ переселенцы смогут получить российское гражданство. Амнистия для части трудовых мигрантов находит поддержку в профильных комитетах Государственной Думы и может быть вынесена в ближайшее время на рассмотрение главы правительства Дмитрия Медведева.
Но идея амнистии может сработать при условии, что соискатель российского гражданства в обязательном порядке должен сдать экзамен на знание русского языка, показать легальные источники доходов и, конечно, не иметь проблем с законом. В противном случае российское общество не примет такую амнистию.
Разработчики как федеральной, так и столичной концепции трудовой миграции исходят из того, что переход на легальные схемы найма рабочей силы приведет к ее удорожанию для потенциальных работодателей, которые сейчас являются основными получателями выгоды от нелегального статуса мигрантов.
Легализация, по мысли авторов концепции, позволит, с одной стороны, получить столь необходимые средства в социальные фонды России, с другой - во многом решить вопрос демпинга на рынке рабочей силы. Изменит ли это восприятие россиянами приезжих как чужих в своей среде? Поживем – увидим.
Иннокентий АДЯСОВ, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы – специально для РИА Новости. РИА «Новости» 20 июня 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)