Прогрессивные технологии лечения рака обходят стороной тысячи больных россиян
Департамент здравоохранения ООН обнародовал результаты масштабного исследования, которое было посвящено причинам возникновения онкологических заболеваний в 184 странах земного шара. Международные эксперты отмечают, что рак распространяется гораздо стремительнее, чем предполагалось ранее. По прогнозам в результате этого смертельного «шествия», к 2030 году число раковых заболеваний может вырасти в мировом масштабе в среднем на 75%. Ученые даже ведут речь о грядущем «раковом апокалипсисе». Крайне тяжелой ситуация остается и в России. Специалисты, опрошенные «НИ», делят проблему на три части: плохая диагностика онкологических заболеваний, отсутствие качественного лечения и крайне низкий уровень паллиативной помощи пациентам. В итоге множество больных людей, которые могли бы жить, скоропалительно умирают.
Специалисты Департамента здравоохранения ООН установили разницу в темпах распространения рака в разных частях земного шара. К примеру, в таких развивающихся странах, как Китай и Индия, распространенность рака в ближайшие 20 лет, как ожидается, увеличится на 78%. В странах с более медленным развитием экономики число случаев заболевания раком в тот же период времени предположительно возрастет на 93%.
Ученые выяснили, что в самых бедных государствах мира инфекции служат главной причиной возникновения рака желудка. В странах же, где остро стоят проблемы курения и алкоголизма, с каждым годом возрастает численность заболеваний раком легких. В целом же, как отмечают эксперты ООН, очередность наиболее смертоносных видов рака такова: первое место принадлежит раку легких, затем следует рак груди у женщин, далее – рак толстой кишки, а потом идут рак желудка, простаты и печени.
«Страны мира обязаны ускорить темпы развития медицины», – заявил руководитель Департамента здравоохранения ООН Кристофер Вайлд. По его словам, приоритетом развития современной медицины должны стать «превентивные методы борьбы с раком и методы его ранней диагностики».
В России, согласно экспертным данным, на онкологические заболевания приходится около 25% всех смертей. При этом специалисты указывают на тот факт, что большинство пациентов обращаются к врачам уже в крайне запущенном состоянии, когда болезнь находится на третьей-четвертой стадии. Но, пожалуй, самое страшное заключается в том, что многие люди просто не имеют возможности получать адекватное лечение и вынуждены умирать в мучениях.
Не любим ходить по врачам
Некоторое время назад Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал результаты исследования, согласно которым каждый третий россиянин занимается самолечением. Поначалу эта цифра вызвала у многих шок, поскольку выходило, что официальная медицина у наших людей явно не в почете.
Вместе с тем именно врачи-онкологи не понаслышке знают, что промедление – смерти подобно. К ним на прием попадает огромное число пациентов, которых уже сложно вылечить из-за запущенности заболевания. Одни просто затянули время, другие потратили его, а также деньги, посещая всяческих колдунов и шарлатанов, обещающих исцеление.
«Для того чтобы переломить ситуацию с раком в нашей стране, в первую очередь следует обращаться к активности самих граждан», – заявил «НИ» профессор Московского научно-исследовательского онкологического института имени Герцена Георгий Новиков. По его словам, во многих регионах в последнее время действуют программы диспансеризации, когда сотрудникам предприятий предлагается пройти бесплатное медицинское обследование. «Однако наши люди по разным причинам крайне неохотно откликаются на подобные призывы. Россияне не любят ходить по врачам», – пояснил г-н Новиков. Также он сообщил «НИ», что в стране на учете у медиков состоит около двух млн. онкологических больных. При этом ежегодно более 300 тыс. граждан, заболевших раком, умирают.
Почетный президент Общества специалистов доказательной медицины, доктор медицинских наук Кирилл Данишевский подтвердил «НИ», что «рак становится все более распространенным заболеванием», однако многие его виды уже считаются излечимыми. «Так, научились предотвращать развитие рака шейки матки, – разъясняет эксперт. – Снижается распространенность рака желудка, поскольку сегодня медики достаточно неплохо лечат гастриты и другие заболевания желудочно-кишечного тракта. К сожалению, продолжает нарастать заболеваемость раком легких и молочной железы».
В числе главных причин, которые вызывают онкологию, специалисты указывают неудовлетворительную экологическую ситуацию, массовое распространение курения и инсоляцию – облучение солнечным светом.
В большинстве стран мира на борьбу со страшной напастью брошены огромные силы. В Германии, к примеру, на лечение рака легких ежегодно тратится около восьми млрд. долларов. Немецкие специалисты считают курение одной из важнейших причин заболеваний раком легких. По этой причине Германия присоединилась к призыву ООН начать агрессивную борьбу с пагубной привычкой.
Опубликованный в прошлом месяце в китайской прессе документ местного министерства здравоохранения впервые в истории этой страны уведомил жителей о драматических последствиях заболеваний раком легких. Согласно озвученным данным, за последние 30 лет число случаев рака легких возросло в Поднебесной на 96%. А количество смертельных исходов от этого заболевания увеличилось за то же самое время на 465%! Минздрав Китая винит во всем загрязненность окружающей среды, несбалансированность питания жителей страны и, конечно же, курение подавляющего большинства мужчин. В том же документе говорится, что правительство страны в самое ближайшее время примет необходимые меры для борьбы со всеми тремя причинами, провоцирующими рак легких.
Вынуждены умирать
Советник президиума РАМН, доктор медицинских наук, профессор Сергей Колесников подтвердил «НИ», что в России «идет нарастание среди первичной заболеваемости раком». Он полагает, что в борьбе с так называемым «раковым апокалипсисом» следует обратить внимание на ключевой аспект – недостаток диагностики. «У нас больные зачастую обращаются к докторам уже на третьей или четвертой стадии заболевания, а в мире, как правило, – на первой или второй стадии, – констатирует ученый. – Если болезнь обнаружена рано, то, естественно, эффективность лечения будет гораздо выше. Что касается запущенных больных, то в этих случаях речь идет об очень дорогом лечении».
В то же время профессор Первого Московского государственного медицинского университета Василий Власов в беседе с «НИ» назвал абсолютно бессмысленным и нецелесообразным разговор о «недостаточности диагностики». «На самом деле выявляемость онкозаболеваний в нашей стране не такая уж и низкая, – отмечает профессор Власов. – Проблема в другом: люди не могут получить нормального лечения. Вот здесь у нас очень плохая статистика. Но, по приблизительной оценке, из 100 человек, которым поставлен диагноз «рак», правильное современное лечение получают не более 30. Это страшная трагедия».
Именно поэтому, подчеркивает собеседник «НИ», весьма странными представляются призывы обследоваться, проходить диспансеризацию. «В 2006 году была проведена диспансеризация – тогда стали предлагать мужчинам обследоваться на рак предстательной железы. В итоге количество больных раком простаты увеличилось в 2,5 раза, – продолжает Василий Власов. – Получилось так, что у нас и до этого было нечем и негде лечить людей, а дополнительная диспансеризация лишь усугубила и без того тяжелую ситуацию. Новые выявленные больные лишь увеличили очередь. Однако на сегодняшний день всех их вылечить мы просто не в состоянии». В результате, разводит руками профессор Власов, в нашей стране онкологические больные «вместо того, чтобы жить годами, мучаются несколько месяцев».
Страшным, по словам собеседника «НИ», является тот факт, что в России больные раком в тяжелой стадии не получают полноценного обезболивания. «Это трагическая ситуация: у нас почти все онкобольные умирают в страшных мучениях, – добавляет г-н Власов. – Это произошло из-за того, что у нас борьба с наркотиками сделала совершенно недоступным препарат «морфин».
Кирилл Данишевский соглашается с коллегой, что полноценное лечение на сегодняшний день многим больным недоступно. «Причем подчас дело даже не в дефиците денег, а в плохо выстроенном менеджменте в системе отечественного здравоохранения, – поясняет «НИ» эксперт. – Таким образом, часто государственный механизм оплаты оказывается не очень эффективным, поэтому дорогостоящее лечение ложится на плечи самих пациентов, если у последних, конечно, вообще имеется такая возможность». Что касается выделяемых квот на операции, то, по словам г-на Данишевского, «надо быть очень здоровым человеком, чтобы ее добиться». «Не секрет, что человеку удается выбить квоты при наличии активных родственников. Тогда он имеет шанс прооперироваться и жить дальше. Если близких, готовых помочь, рядом не оказывается, то человеку, скорее всего, не останется ничего другого, как тихонько умереть», – заключает собеседник «НИ».
По словам заместителя председателя совета ульяновского регионального отделения общественного движения против рака Ларисы Зверевой, большинство онкобольных сегодня сталкиваются не только с нехваткой лекарственных препаратов и недоступностью квалифицированного лечения. «После того как онкологический больной прошел тяжелейшее лечение, например несколько курсов химиотерапии, медико-социальная экспертиза спешит снять с него группу инвалидности, – рассказала «НИ» г-жа Зверева. – При этом, как правило, совершенно не учитываются многие факторы – с кем-то живет человек или один, есть ли у него средства к существованию. То есть человек формально становится «здоровым», хотя после такого серьезнейшего лечения ему требуется длительный реабилитационный период». По словам активистки, «загнать человека на работу в таком состоянии – смерти подобно». К тому же, отмечает г-жа Зверева, большинство пациентов, перенесших химиотерапию, просто не в силах работать.
«Ядерное» отставание
Отдельная проблема в лечении рака – нехватка специализированного оборудования. Аналитик инвестиционной компании «ФИНАМ» Анна Мишутина указывает на то, что по количеству процедур ядерной медицины на душу населения и по уровню обеспеченности профильной инфраструктурой Россия сегодня заметно отстает от крупнейших развитых стран.
«По данным ФГУП «Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины», сейчас отмечается принципиальное отставание в обеспечении населения ядерной медициной, – сообщила «НИ» г-жа Мишутина. – По состоянию на 2010 год, в России удовлетворялось только около 7% спроса на лучевые способы обследования и лечения. Производство отечественных радиофармпрепаратов (радиоактивных изотопов или их соединений, предназначенных для медико-биологических исследований и лечения. – «НИ») удовлетворяет не более 3% потенциального спроса. Парк диагностической техники имеет высокую степень изношенности. До 80% существующего оборудования требует замены».
Также наша собеседница отметила, что в российской практической медицине в общей сложности используются лишь немногим более 20 радиофармпрепаратов и еще порядка 20 импортных наборов для радиоиммунного анализа. «Для сравнения: в мировой практике используется более 100 диагностических радиофармпрепаратов. Всего применяют около 90 радионуклидов, – уточняет аналитик Анна Мишутина. – Число обследованных с помощью методов радионуклидной диагностики в расчете на тысячу человек населения в России сегодня – не более четырех. В США эта цифра составляет около 40, в Японии – 20».
Впрочем, подчеркивает эксперт, некоторые позитивные шаги со стороны государства в этом направлении все же прослеживаются. По мнению г-жи Мишутиной, из наиболее интересных событий можно отметить, например, начало реализации проекта центра ядерной медицины в Димитровграде (Ульяновская область), который станет базой для реализации федеральной программы развития радиологических технологий. «Согласно прогнозам профильных специалистов, уже в среднесрочной перспективе работа центра позволит существенно повысить эффективность диагностики и лечения онкологических заболеваний, а также целого ряда других патологий», – подчеркнула специалист.
Все эксперты утверждают, что сегодня рак не стоит расценивать как неизлечимое заболевание. По заявлению врачей, в диагностике и лечении многих видов онкологии есть ощутимые успехи. Это означает, что человека, которому поставлен диагноз «рак», не надо считать обреченным. Он вполне может рассчитывать на выздоровление и продолжительную жизнь.
Однако от этих, казалось бы, жизнеутверждающих тезисов становится лишь тяжелее. Что получается? Столь далеко шагнувшие медицинские технологии остаются по-прежнему недоступными для тысяч остро нуждающихся в них россиян. У людей, которые могли жить, эту возможность фактически отбирают – из-за слабого финансирования, чиновничьей волокиты или по каким-то иным причинам. И вот тогда-то поставленный им диагноз действительно становится окончательным.
Михаил БЕЛЫЙ, Борис ВИНОКУР, Чикаго. «Новые известия», 19 июня 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)