Изображение мальчишки, который нарисовал образ своей мамы на полу иракского детдома и уснул у нее на руках, стало фотографией дня. В Кыргызстане же 62 процента опрошенных в детских резиденциальных учреждениях (ДРУ) воспитанников предпочитают жить в интернатах. Почему? Как оказалось, детям там более комфортно физически: тепло, их кормят, обувают, не обижают. Такие данные получены в ходе последнего исследования, проведенного недавно в ДРУ Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ).
Избавиться от обузы
По словам директора Общественного фонда "Моя семья" Нуржан Мусаевой, некоторые дети считают себя обузой для родителей, а еще часть просто не помнит свою семью. Лишь 22 процента ребят считают, что лучше жить в семье, еще 16 процентов - и в детдоме, и в семье.
В республике с каждым годом растет число таких учреждений и их воспитанников. Увеличивается и количество частных организаций для детей. При этом прием в них идет по собственным критериям, часто необоснованным. "Ребята искусственно лишаются семейного окружения, нет отчетности, не контролируется судьба ребенка со стороны государства, нет единых нормативов и стандартов (по питанию, содержанию, образованию, здоровью и развитию). Регистрируются учреждения как общественные объединения, ОсОО, общественные фонды особенно, где спонсоры - религиозные концессии, считающие, что "дают деньги - и государство не имеет права вмешиваться", порой прикрываются заботой о детях", - говорится в документе.
"Иногда родители приезжают сами и просят пристроить их детей на время, обещая через полгода забрать. Проходит год-другой, а их все нет и нет, - отмечает Нуржан Мусаева. - В Баткене, например, ребенок остался на воспитании дедушки и бабушки. Родители уехали на заработки в Россию, где обстоятельства сложились печально: отец погиб, а мать и вовсе не вернулась. Малыш заболел менингитом, а старики не обратили на это особого внимания. Сейчас мальчишка глухонемой".
По словам замминистра социального развития Гульнары Дербишевой, иногда родители, не имеющие возможности самостоятельно воспитать здорового ребенка, отдают его даже в интернаты для умственно отсталых детей. "Таким образом здоровые дети обучаются по ослабленной программе. Мы же калечим собственных ребят!", - сетовала она на круглом столе.
Родители на заказ
Всего, по данным исследования, в Кыргызстане в 84 государственных и 33 частных детских интернатных учреждениях проживает около 11 тысяч детей. А по неофициальным данным, около 20 тысяч. При этом 9 (!) из 10 воспитанников детских домов имеют одного или обоих родителей. Каждый третий ребенок уходит домой на выходные и каникулы. А значит, потенциально может быть реинтегрирован в свою биологическую семью.
"Если начать действовать уже сейчас, то в родное окружение сразу могут вернуться 30 процентов детей. Необходимо перейти к адресной помощи", - уверена Нуржан Мусаева.
Разговоры чиновников и правозащитников о переходе от содержания интернатов к адресной помощи уже давно набили оскомину. Сухая статистика буквально отскакивает от зубов: из 7 до 11 тысяч сомов, выделяемых ежемесячно государством на содержание одного воспитанника интерната, до ребенка доходят копейки. Почти все средства идут на содержание огромных зданий, выплату зарплаты, оплату коммунальных услуг. Выход чиновники после знакомства с опытом своих зарубежных коллег увидели в деинституализации учреждений сиротского типа и внедрении института фостерных семей. Впрочем, идея эта не нова и поднимается с начала 2000-х.
Как сообщала ИА "24.kg" Гульнара Дербишева, в рамках программы сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья будут передаваться только фостерным семьям, то есть заключать контракты на воспитание ребенка в профессиональных семьях. "В таких случаях предусмотрена отдельная выплата средств как детям, так и семьям, которым из госбюджета будет выплачиваться в месяц около 18 тысяч сомов", - сказала заместитель министра социального развития.
От слов к делу
Откуда появятся такие деньги, если в бюджете страны нет средств даже на то, чтобы повысить гарантированный минимальный доход с 370 сомов до 500? Наши люди, конечно, верят чиновникам. А что еще остается делать от безысходности? Родители, ухаживающие за детьми-инвалидами, например, уже второй десяток лет добиваются того, чтобы государство выплачивало им зарплату, поскольку многие не имеют возможности работать. В середине мая в ходе акции "Дети должны учиться вместе" Гульнара Дербишева пообещала им, что уже с сентября 2012 года они будут получать зарплату. Только не все. В интервью ИА "24.kg" она пояснила, что это только пилотный проект: "К сожалению, охватить всех сразу мы не сможем. Для начала это коснется только около 300 родителей, имеющих особо тяжелых детей". Да и сумма выплат составит 50 процентов от прожиточного минимума, или чуть более 2 тысяч сомов. На такую сумму особо не разгуляешься. Будет ли выполнено обещание, станет известно уже осенью.
Министр соцразвития Равшан Сабиров видит в развитии "фостерных семей" только плюсы: решится вопрос занятости на местах, дети будут расти в семейном окружении, плюс вопрос социального жилья решится, здания интернатов можно будет перепрофилировать. Идея, конечно, хорошая, тем более что форма воспитания в детских домах порождает у ребят низкую самооценку, агрессивность, неумение создавать собственную гармоничную семью, чувство страха перед будущим, иждивенческие настроения, сетуют специалисты. Вопрос только в том, перейдут ли чиновники, наконец, от слов к делу.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)