Укрупнение муниципальных клиник может вызвать недовольство врачей и пациентов
С нового года в России формально перестанут существовать городские и сельские больницы и поликлиники. Принятый недавно закон «Об основах охраны здоровья граждан» переподчиняет все лечебные заведения, находящиеся в собственности муниципалитетов, региональным властям. По мнению экспертов, это повлечет за собой укрупнение основных узлов оказания медпомощи, а также ликвидацию клиник и подстанций скорой помощи, которые будут сочтены неэффективными. Такая перспектива вызывает беспокойство как у медиков, которые боятся лишиться работы, так и у пациентов в малонаселенных районах.
Решение о передаче полномочий управления здравоохранением на региональный уровень соответствует логике проводимой в отрасли модернизации. По сути, крест на муниципальном здравоохранении поставил принятый в прошлом году закон «Об обязательном медицинском страховании», предусматривающий переход на одноканальное финансирование медучреждений с 2015-го. Для этого уже с 1 января 2012 года страховые сборы на обязательное медстрахование будут в полном объеме поступать в Федеральный фонд ОМС и лишь затем распределяться по территориальным фондам — по душевому нормативу.
Но лишь за счет страховых сборов отрасль пока явно не выживет. «До 2014 года перейти на один источник здравоохранения — фонд ОМС — не получится, — сказал «МН» зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников. — Ведь запланированный объем средств, который поступит к этому времени в ФФОМС, на 800 млрд меньше расчетной суммы, в которую обойдется содержание отечественного страхового здравоохранения». Поэтому, говорит Колесников, частично финансирование из других источников будет сохраняться, причем не только из бюджетов субъектов РФ. Например, закон «Об основах охраны здоровья граждан» предусматривает право муниципалитетов, имеющих собственные программы развития здравоохранения, самостоятельно принимать управленческие решения. «Речь идет о городах, в первую очередь областных и районных центрах, которые достаточно богаты, чтобы финансировать свое здравоохранение, и в последние годы больше тратили на него собственных средств, чем получали в виде субвенций из регионального бюджета», — поясняет Колесников, инициировавший внесение этой нормы в закон.
Но зажиточных городов в России немного. «Бюджеты 90% российских муниципалитетов настолько малы, что не позволяют ремонтировать лечебные учреждения, оплачивать коммунальные платежи, заниматься переоборудованием и оплачивать скорую помощь. Большинство муниципалитетов и так получают дотации из региональных бюджетов», — пояснила «МН» председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству Гузель Улумбекова. Она отметила, что была против принятия нового базового закона о здравоохранении в его нынешнем виде, но норму, предполагающую передачу полномочий на региональный уровень, полностью поддерживает.
Однако эта «укрупняющая» норма закона недоработана, считает Улумбекова. По ее мнению, в документе нет четкого указания на то, что вместе с правом принятия решений на региональный уровень должна переходить и ответственность перед гражданами за доступность медицинской помощи по установленным на федеральном уровне показателям. С этой трактовкой абсолютно не согласен один из идеологов нового закона вице-президент Российской академии медицинских наук Владимир Стародубов. «С принятием нового закона вся полнота ответственности за охрану здоровья граждан ложится на субъекты Российской Федерации. Это значит, что за медицинскую помощь в них будет отвечать губернатор», — сказал он в своем недавнем интервью «МН».
Переход на «внешнее управление» в такой болезненной социальной сфере, как медицина, несомненно, на руку абсолютному большинству местных управленцев, уверен директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. Однако жители успешных райцентров могут от этого проиграть. «Понятно, что передача всех финансовых полномочий в регионы будет сопровождаться попытками региональных администраций поднять уровень медицины в бедных селах за счет более богатых индустриальных населенных пунктов», — пояснил «МН» Крестинский. Сергей Колесников полагает, что в ходе «оптимизации» власти регионов могут сокращать и отдельные сельские подстанции скорой помощи, укрупнять больницы и поликлиники.
Как сообщили «МН» в Минздравсоцразвития, работа по передаче собственности на медицинские объекты активно идет во всех регионах страны. «Некоторые региональные администрации уже полностью подготовили все документы и взяли все муниципальные объекты на свой баланс, но большинство субъектов будет заниматься передачей в течение 2012 года», — поясняют в пресс-службе ведомства. При этом региональные чиновники утверждают, что ассигнования для поддержания «вновь приобретенных» клиник имеются. «Областной бюджет на будущий год сформирован уже с учетом финансирования принимаемых муниципальных учреждений здравоохранения», — заверил «МН» Сергей Степанов, министр здравоохранения Калужской области, которая одной из первых завершит переподчинение клиник. Однако в большинстве регионов этот процесс скорее всего затянется. «Далеко не везде понимают, как оформлять все необходимые документы, поэтому реально говорить о переходе на новую систему в масштабе страны можно будет не раньше чем через год», — считает Юрий Крестинский.
Галина ПАПЕРНАЯ. «Московские новости», 5 декабря 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)