«Средний класс» разнороден и в гендерном, и в профессиональном плане, а его отношение к власти разнится по регионам. Москва продемонстрировала свое отличие от всей России особой прослойкой «среднего класса»: социально активными и успешными в деловом плане мужчинами. Именно этот сегмент, численность которого составляет около 500 тыс. человек, может стать социальной опорой модернизации российской экономики, полагает директор по социальным и экономическим исследованиям фонда «Центр Стратегических Разработок» Сергей Белановский, выступивший с докладом в ходе Гайдаровских чтений, организованных Институтом экономической политики.
«Средний класс» разнороден и в гендерном, и в профессиональном плане, а его отношение к власти разнится по регионам. В России не так много людей, живущих относительно благополучно в материальном плане. Таких, по данным опросов ВЦИОМ, в России 16%, а в Москве — 32%.
При этом, с 2005 г. по 2008 г. численность «среднего класса», то есть благополучных в материальном отношении людей, возросла с 11% до 19% среднем по России, в Москве — с 30% до 35% (данные опросов ВЦИОМ, проведенных в апреле 2010 г.). Кризис прервал этот впечатляющий рост (см. Рис. 1) Тем не менее, полагает С. Белановский, в недалеком будущем кривые снова могут пойти вверх.
Рисунок 1. Динамика численности «среднего класса» (% к численности опрошенных)
Таблица 1. Считают, что недовольство усиливается (% к численности социальной группы)
Весь массив
Низкий статус
Высокий статус
Сальдо
Россия без Москвы
37
38
33
- 5
Москва
46
45
49
+ 4
Включение в анализ гендерных и возрастных показателей в среднем по России не меняет картины. Но совсем другая ситуация в Москве. В столице с ростом потребительского статуса усиливается недовольство мужчин (см. Таб.2), в то время как у женщин с ростом доходов увеличивается лояльность, отметил социолог.
По мнению докладчика, это объясняется существованием социального протеста «низов» и «верхов». Протест «низов» носит социальный характер, а протест «верхов» — характер недовольства политической системой и деловым климатом. Основными носителями недовольства второго типа являются мужчины с высоким уровнем доходов, живущие в Москве.
Таблица 2. Считают, что недовольство усиливается (% к численности социальной группы), Москва
Всего
Низкий статус
Высокий статус
Сальдо
Мужчины — всего
46
40
55
+15
18–34 лет
45
34
58
+24
35–55 лет
44
39
50
+11
55+
50
47
56
+9
Справочно: студенты-мужчины
45
58
41
-17
Женщины — всего
47
49
42
-7
18–34 лет
49
54
41
-13
35–55 лет
55
56
52
-4
55+
38
40
12
-28
Эти данные дают возможность предположить, что власти страны могут найти союзников в деле модернизации страны среди успешных в деловом отношении мужчин, проживающих в столице, полагает Сергей Белановский.
В других городах, даже в Санкт-Петербурге, такой картины как в столице не наблюдается. Лишь у молодых мужчин, отметил эксперт, опросы фиксируют наличие настроений, похожих на те, что характерны для мужчин с высокими доходами в Москве. В то же время московские студенты мужского пола демонстрируют то же отношение к власти, что и вся Россия, то есть по мере роста доходов уровень недовольства не растет (очевидно, в силу иждивенчества этой социальной группы) (см. табл. 3).
Таблица 3. Считают, что недовольство усиливается (Москва, мужчины)
Низкий статус
Высокий статус
Сальдо
Предприниматели
33
76
+43
Руководители предприятий, подразделений
41
55
+14
Специалисты
45
78
+33
Рабочие
19
43
+24
Безработные
31
76
+45
Обслуживающий персонал
46
27
- 19
Пенсионеры
49
19
- 30
Студенты
58
41
- 17
Результаты опросов показывают также, что наличие высшего образования мало влияет на уровень социального недовольства делового мужчины, однако его обладатели несколько более активны.
Опросы фиксируют интересные результаты в отношении различий позиций в связи с особенностями профессиональной деятельности. Обслуживающий персонал, пенсионеры и студенты (см. табл. 3), т.е. люди на иждивении или низший класс, ведут себя в Москве так же, как по всей стране. А весь слой собственно деловых людей — предприниматели, руководители, специалисты, и даже рабочие и безработные, являются носителями описанной выше активной идеологии, подчеркнул Сергей Белановский. Женщины ведут себя иначе: чем выше их уровень образования, тем меньше их волнует политическая обстановка в стране, констатировал докладчик.
Феномен столицы
Того среднего класса и с такой идеологией, как в Москве, нет в России более нигде, отметил С. Белановский. Незначительное сходство со столичным «недовольством верхов» можно обнаружить лишь среди руководителей предприятий. Но не среди предпринимателей. Этот результат опросов можно объяснить тем, полагает социолог, что предприниматели в регионах так крепко связаны с властью, что сохраняют ей лояльность не только внешне, но и внутренне.
Среди женщин в регионах в рамках исследования, проведенного Центром стратегических разработок, не удалось обнаружить тех умонастроений, которые характерны для деловой части мужчин в Москве. А собственно последнюю, как полагает Белановский, имеет смысл изучать специально и пристально. Представляется, что этот слой московского делового мира — опросы позволяют определить его численность в 500 тыс. человек — живет своей жизнью, решает свои проблемы, недоволен окружающим, готов уехать куда-то, но не может сказать свое слово в политике. Этим людям стоит уделить особое внимание, полагает социолог. Возможно, отметил в заключение социолог, стоит поискать носителей тех же настроений и в регионах, и в других слоях российского населения.
Анна ВЛАДИМИРОВА-КРЮКОВА. «Opec.ru», 14 декабря 2010 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)