Проблемы социального отторжения особую актуальность приобретают в странах с переходной и развивающейся экономикой, и имеют множество форм и проявлений. Так, бездомность в России существовала всегда: в советскую эпоху — в закамуфлированном виде, в переходный период — как явление обыденное. Исследования о проблемах социального вовлечения уязвимых групп населения, были представлены 3 июня в Институте экономики города
Исследования проводились Институтом экономики города, Программой развития ООН (ПРООН) и Лондонской школой экономики (ЛШЭ).
Воронка бездомности
Елена Коваленко, автор книги «Бездомность: есть ли выход?» рассказала о возможностях и препятствиях для выхода из ситуации бездомности для людей, которые в ней оказались. Зачастую фокус внимания государства и общества переводится с институциональной проблемы на конкретного индивида, оказавшегося в сложной ситуации. Это «упрощает» жизнь государственного аппарата и социума. В массовом сознании, кроме того, отсутствует понимание феномена скрытой бездомности — у человека есть крыша над головой, а вот права на жилплощадь, регистрация отсутствуют. Такое положение вещей — верный путь на дно так называемой «воронки бездомности». И хотя по закону отсутствие штампа о регистрации не должно влиять на возможность реализации прав человека, на практике человек оказывается отрезанным от многих социальных благ: доступа к медицинскому обслуживанию, возможности официального трудоустройства и т.д.
Следующая ступенька вниз — потеря работы из-за сложной жизненной ситуации, например, проблем со здоровьем. Еще один «шаг на дно» — потеря паспорта. Вкупе эти условия загоняют человека в некий социально-экономический вакуум, отмечает Елена Коваленко. Нельзя не упомянуть проблему алкогольной зависимости — и для бездомных, и тех, кто рискует оказаться в этой категории. Впрочем, эта проблема зачастую лишь производная от всех вышеперечисленных.
Большое значение имеют не только институциональные погрешности, психологическим барьером становится отчуждение общества, часто даже ближнего круга. И это — несмотря на то, что шанс оказаться в категории бездомных почти у каждого довольно велик, подчеркивает Елена Коваленко, к тому же путей выхода из этого капкана не так уж много, особенно в отсутствии государственной поддержки.
Без бумажки ты букашка
Любой гражданин РФ, находясь в другом регионе без регистрации по месту пребывания, рискует превратиться в бездомного, заметил Максим Егоров, председатель РБОО «Ночлежка», г. Санкт-Петербург. Он выделил как минимум две группы бездомных: уже оказавшихся на дне, живущих на улице, а также «юридических» бездомных. Проблема бездомности, исключение из социума начинается гораздо раньше стадии маргинального существования. Пока система доступа к социальным льготам будет привязана к штампу в паспорте, попадание на дно воронки для российского гражданина — вполне реальный риск, считает Максим Егоров.
Строительство ночлежек, домов ночного пребывания и т.д. — всего лишь латание дыр. Необходимо сделать процедуру регистрации максимально доступной, скажем, чтобы человек, живущий в приюте, мог бы получать регистрацию. За образец Максим Егоров предложил взять Францию: там пункты учета и регистрации отданы социальным службам и крупным сетевым общественным организациям.
Чтобы хоть как-то снять проблему отсутствия документов у бездомных, в некоторых регионах вводится документ об альтернативной регистрации. Это, конечно, всего лишь частичная замена полноценного документа, действие подобной бумаги ограничено рамками региона, но все же — это шанс на выживание для многих бездомных.
Институт альтернативной регистрации действует в С.-Петербурге, он подтверждает, что его обладатель до утраты жилья был прописан на территории Ленинграда — Санкт-Петербурга, что, по закону, является основанием для оказания предъявителю медицинской и социальной помощи. Он дает право на работу, получение налогового индекса, медицинское обслуживание. Свободе регистрации, о которой грезят общественники, может способствовать создание механизма перераспределения пособий. В противном случае может возникнуть перекос в расходах региональных бюджетов.
Впрочем, бездомные — не единственная группа в категории социально уязвимых граждан, а сложности социального отторжения характерны для многих стран.
Вовлечение и отчуждение
Проблемы социального характера весьма широкомасштабны: это и «кипрская проблема», и положение цыган, доступ к воде, пенсионная реформа.
Как отмечают авторы бюллетеня «Переходный период: вопросы развития» ПРООН и ЛШЭ, в странах Европы и Центральной Азии «дефицит социального бюджета вследствие изменения демографической ситуации и других факторов нередко приводит к тому, что пожилые граждане, инвалиды и семьи с большим числом иждивенцев оказываются в бедности». В 2000 г. ЕС поставил перед собой задачу искоренить бедность и социальное отчуждение в странах-членах к 2010 году. Полностью решить задачу не удалось. В целом по Союзу уровень риска бедности в 2008 г. составил 17%, и за последние годы эта цифра не изменилась. Новая стратегия на период до 2020 г. строится на взаимосвязи и взаимодополнении политики в области экономики, занятости, социальной защиты и экологии.
Показатели социальной отчужденности в монетарных показателях не могут отобразить специфику и сложность угроз для сплоченности общества. Основной принцип концепции развития ООН, как отметил заместитель Постоянного представителя Программы развития ООН Саша Грауманн, состоит в том, что государство должно создавать условия, которые позволяют людям прожить долгую, здоровую и продуктивную жизнь. Стремление к этому идеалу и проблема социальной отчужденности идут рука об руку друг с другом. Высокий уровень развития человеческого потенциала просто недостижим в странах, где значительная часть населения подвергается социальному отчуждению и не имеет доступа к культурной, экономической, политической жизни, отметил г-н Грауманн.
На пересечении концепции человеческого развития и концепции социального вовлечения находится несколько принципов. Первый — во главе угла находится человек; второй — материальный аспект — важный, но не единственный; третий — реализация программ не для человека, а через человека.
Сложность и даже тонкость решения проблем социальной отчужденности не позволяет многим странам реализовать их в одиночку. Нужна консолидация усилий государства и общественной воли. Тем более, что сам феномен социального отчуждения неоднозначен, сложен. Как отметил региональный советник Отдела развития человеческого потенциала ПРООН Андрей Иванов, человек может быть беден, но не чувствовать себя изгоем — первично его самоощущение. Таким образом, обнаруживается необходимость увязки самоощущения индивида и стороннего восприятия его статуса и состояния. Исследователи ООН проводили исследование именно в таком ключе. В частности, в статье Сюзанн Милхер (бюллетень «Переходный период: вопросы развития», № 15) отмечается, что 72% респондентов из БЮР Македония «чувствуют себя выброшенными из общества», в Сербии такие же ощущения — у 42% опрошенных , в Украине и Молдове согласились с этим утверждением соответственно 22% и 21% респондентов, в Казахстане и Таджикистане таковых — по 7%. 49% участников опроса в Сербии согласились с утверждением — «сегодня жизнь усложнилась настолько, что я фактически потерялся и не могу найти в ней своего места». В Македонии, Украине, Молдове, Казахстане, Таджикистане процент респондентов, сказавших «да» этому тезису составил соответственно: 42%, 35%, 37%, 26%, 23%. Все это свидетельствует о разочаровании и неверии в свои силы респондентов. Отсюда — необходимость широкомасштабной работы для того, чтобы ликвидировать такие серьезные социальные проблемы переходного периода.
Измерение качества жизни и уровня социального отчуждения в странах Западных Балкан, как отмечает один из авторов бюллетеня Лидия Япец, в свою очередь выявило тот факт, что жители региона видят угрозы социальной сплоченности лежащими в социально-экономической сфере. Вероятно, экономический кризис будет лишь способствовать их распространению.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)