… о запрете паранджи во Франции и исламской проблеме Европы
Мусульманкам откроют глаза
Французские депутаты поддержали законопроект о запрете паранджи
Во вторник в Национальном собрании, нижней палате французского парламента, получил путевку в жизнь законопроект о запрете ношения "полной вуали", как здесь называют одежду, которая скрывает лицо женщин.
В документе не уточняется, о каких именно "покровах" идет речь, и это сделано намеренно: чтобы не задеть чувства мусульман. Хотя всем ясно, что в первую очередь запрет направлен против паранджи и никабов, оставляющих женщинам лишь узкую прорезь для глаз.
За законопроект, как и предполагалось, монолитно выступило парламентское большинство - депутаты от правых и в первую очередь от партии власти - Союза в поддержку народного движения (СПНД).
Напомним, что в соответствии с законопроектом во Франции будет повсеместно запрещено показываться под покровом "тотальной вуали" во всех общественных местах, а также просто на улице. Те, кто осмелится нарушить это положение, будут подвергаться штрафу в 150 евро или же добровольно отправляться на курсы гражданской этики, где им предстоит прослушать курс правил поведения и общежития в республиканской Франции. Предполагается, что как минимум в течение полугода после окончательного принятия закона санкции к нарушительницам не станут применять. С ними в этот "педагогический период" будут проводить лишь исключительно разъяснительную работу.
Гораздо суровее в соответствии с законопроектом судебные власти станут обходиться с теми гражданами, которые заставляют женщин закрывать лицо на людях. Их ждет тюремный срок до одного года плюс штраф в 30 тысяч евро. Эта мера не предполагает периода на некую адаптацию, а вступает в силу сразу после принятия закона.
В нем также записано, что тем лицам, которые принуждают несовершеннолетних носить "полную вуаль", грозит двойное наказание. Это положение было включено в законопроект по инициативе Социалистической партии.
Тем временем противники запрета на ношение паранджи и никабов, предвосхищая вступление в силу закона, готовят контрмеры. Так, владелец агентства по торговле недвижимостью Рашид Некказ, который выступает против тотального запрета "полной вуали" и считает, что он должен ограничиться только общественными учреждениями и торговыми точками, создал специальный фонд. Из него он намеревается оплачивать штрафы всем любительницам паранджи или никаба, которых в будущем "прихватит" полиция.
Вячеслав ПРОКОФЬЕВ. "Российская газета", 14 июля 2010 года
Переодевание мусульманок
Нижняя палата французского парламента, Национальное собрание, 335 голосами против одного одобрила 13 июля законопроект, который запрещает носить полностью закрывающую лицо одежду в общественных местах и на улице. Всем властным и иммиграционным структурам страны документом предписывается не выдавать женщинам с закрытым лицом рабочие визы, разрешения на проживание во Франции и французское гражданство.
Кажется, что Франция всё же станет первой европейской страной, которая официально запретит носить в общественных местах мусульманскую женскую одежду. Мусульманок заставят снимать никабы и бурки (платки с вуалями и вырезом для глаз и покрывала, полностью скрывающие голову и тело), как только они выходят на улицу. И Парижу, и Европе всё это грозит большими неприятностями и повсеместным недовольством европейских мусульман, не говоря уже о мусульманах в исламских странах.
В сентябре законопроект будет рассматриваться сенатом. Поскольку такая «гардеробная чистка» задумана лично президентом Николя Саркози, а в Национальном собрании его консервативный «Союз за народное движение» имеет абсолютное большинство, то исход в принципе можно предугадать (сенат – это вообще самый консервативный во властной иерархии орган, и тут даже сомнений в одобрении быть не может).
Когда Франция, ещё при президенте Жаке Шираке в 2004 году, впервые произвела подобное упражнение, на улицы вышли тысячи мусульманок и мусульман. А ведь тогда страна сыров, духов и вина дошла всего лишь до запрета чрезмерно выделяющейся религиозной атрибутики в школах. Вне закона поставили тогда хиджабы (мусульманские головные платки), еврейские кипы, сикхские тюрбаны и большие христианские кресты.
Вообще надо сказать, что во Франции, как, впрочем, и почти во всей Европе, отношение к мусульманам за последние годы сильно изменилось. Её почти 64 млн. человек можно почти наполовину поделить на тех, кто уверен, что их мусульманские соотечественники (по оценкам, около 5 млн. граждан мусульман – самая многочисленная исламская колония в Западной Европе) вправе пользоваться благами «Свободы, равенства и братства», и на тех, кто полагает, что братья и сестры – мусульмане этим сильно злоупотребляют. И что получаемые ими блага никоим образом не соответствуют их вкладу во французское благополучие. А посему им надо бы вести себя приличнее, выказывать больше уважения ко всему французскому и не рядиться в чуждые национальной культуре страны пребывания наряды. Эта часть вполне будет довольна тем, что мусульман «поставят на место», и число думающих именно так постоянно увеличивается.
Противники Саркози самых разных политических красок, в основном социалисты, утверждают, что он затеял возню с нынешним законопроектом совсем не случайно. Рейтинг его во Франции плавает на позорно низком уровне. Бывает ниже 20%. Никогда за всю историю основанной в 1958 году генералом де Голлем Пятой республики французские президенты не опускались в такой негатив. Уже в следующем году во Франции должна начаться президентская избирательная кампания (выборы пройдут в 2012-м), а предложить французам просто нечего: в экономике кризис, пенсионный возраст надо повышать, зарплаты сокращать, налоги увеличивать, социальные выплаты резать. «Потоптать» иммигрантов – единственное, что остаётся. Французы вовсе не прочь побрюзжать на тему невероятно расплодившихся марокканцев, тунисцев, конголезцев, алжирцев и пр.
Если закон пройдёт, то с мусульманок будут брать штрафы до 150 евро, а если их будут принуждать к никабам и буркам мужья, то они могут заплатить и 15 тыс. евро плюс сесть на год.
Проблема с выполнением закона всё же может возникнуть. Ни в одной стране полицейские не отличаются особой галантностью. Но во Франции, государстве генетического политеса, у них всё-таки есть свои особенности, и представители профсоюза полиции уже заявили, что их отнюдь не согревает мысль о том, что в один прекрасный день где-нибудь на Елисейских Полях им придётся заставлять женщину снимать никаб или бурку и требовать «открыть личико».
До сих пор все верили, что первой в Европе примет аналогичный закон Бельгия. Он, собственно, уже и был одобрен нижней палатой, но не успел пройти верхнюю, как в стране рухнуло правительство и были объявлены внеочередные выборы. Бельгии теперь не до закона, поскольку она сейчас должна сформировать новый кабинет из валлонов и фламандцев, которые и без мусульман готовы растащить свою страну на «отдельные квартиры».
Но некоторые регионы Бельгии не стали дожидаться полного принятия закона и уже начали вводить его априори. Например, административный совет второго по величине франкоязычного города страны Шарлеруа объявил с нового учебного года запрет на ношение в коммунальных школах мусульманских платков и христианских крестов. Запрет распространяется на ношение любых политических, философских и религиозных атрибутов учениками как начальных, так и средних школ.
Теперь в очереди за Францией и Бельгией уже пристроились с аналогичными законами Италия и Швейцария. Никабы и бурки уже запрещены для ношения в общественных местах в испанской Каталонии, но это запрет на уровне местного правительства. Пока.
Но и это ещё не всё. В самом конце прошлого года жители Швейцарии на общенациональном референдуме поддержали запрет на строительство новых минаретов. И это – в Швейцарии. Самой космополитической из всех стран Европы, которая больше века принимала у себя политических и религиозных изгоев и беженцев из всех стран мира! Нейтральный рай с политкорректностью, доведённой до предела. Швейцарское «минаретное восстание» ладно укладывается в общеевропейскую схему популистских протестов против «мусульманского наступления» на Европу.
Как всегда бывает с религией и межконфессиональными отношениями, здесь важен символизм. Достаточно одного необдуманного слова, намёка, даже жеста, чтобы хрупкая стабильность превратилась в черепки. Особенно в Европе сегодняшних дней, где «поверхностное натяжение» над межконфессиональным пространством уже достигло предела. Здесь символизм обретает уже вполне видимую материальную силу. Жестокий, не приведи, конечно, господь, может получиться ответ на неё. И он последует. Сомнений в этом быть не может. Вопрос только в форме.
Между прочим, швейцарское правительство и бизнес уже сейчас опасаются, что волеизъявление соотечественников обернётся такими последствиями для клейма «Сделано в Швейцарии», что хорошо было бы заснуть, проснуться и обнаружить, что всё произошедшее – кошмарный сон. Но уже не получится. Дания, после того как газета Jyllands-Posten в 2005 году опубликовала 12 карикатур на пророка Мохаммеда, лишилась бизнеса с мусульманскими странами примерно на 1,2 млрд. долларов.
Но сравнивать «датский случай» со швейцарским нельзя, сколь аналогичными ни казались бы они на первый взгляд. Датчане (в том числе и правительство) тогда отстаивали право печати на свободу выражения взглядов (в какую бы не особо удачную форму это ни выливалось). У швейцарцев же это похоже на удар по религиозным свободам и свободе совести.
Швейцарцы ежегодно получают от бизнеса с мусульманскими странами более 10 млрд. долларов прибыли. Из одних только стран Персидского залива сюда каждый год приезжают 170 тысяч человек. Было бы наивно думать, что «приезжие» просто так спустят «швейцарским гномам» выпад против единоверцев. Датчанам ведь не спустили.
Мы привыкли ругать за всё расово нехорошее в Европе правых, ультраправых, национальный радикализм, религиозное нетерпение, социальное неравенство, ксенофобию, экономическую несбалансированность. Всё так.
Но не надо забывать, что и с «другой стороны» конфессионального водораздела не всё в порядке. Мусульмане очень часто испытывают ксенофобию в отношении чуждой им европейской культуры. А иногда с мусульманской стороны звучат такие заявления, от которых просто берёт оторопь.
Согласно данным Европейского союза, в 27 государствах ЕС проживают около 20 млн. мусульман. Это при общем населении союза в 500 млн. человек.
Европейские эксперты, впрочем, признают, что определить точное число мусульман в Евросоюзе просто невозможно. Это обычно делается путём опроса при заполнении различных анкет и на добровольной основе. Так что многие вольны признать или не признать свою принадлежность к исламу.
В Европе последние лет пять поговаривают о том, что в 2025 году мусульманское население Старого Света возрастёт до 40, а то и до 50%. Но уже сейчас очень многие эксперты подвергают такие прогнозы большим сомнениям. Секретариат по межрелигиозным делам такой очень серьёзной католической организации, как орден иезуитов, всей этой устрашающей статистике о мусульманском населении вообще призывает не особо верить.
И в этом есть большая доля правды. Во-первых, трудно представить, откуда, собственно, берутся все цифры, если в большинстве европейских стран при демографических опросах вообще запрещено интересоваться религиозной принадлежностью анкетируемых. Исследования же ордена показывают, что, когда мусульмане вливаются в глубоко секуляризованные европейские общества, их молодое поколение европеизируется и начинает практиковать ислам не чаще, чем католики.
Хорошей иллюстрацией того, как размыта «мусульманская статистика», может служить хотя бы Россия, которую с натяжкой можно считать самой крупной мусульманской страной Европы, хотя она и «закрывает» одновременно очень большую часть Азии. По разным данным, у нас то 14, а то 20 миллионов мусульман. ЦРУ и вовсе утверждает, что в России их 26 миллионов.
Неприязнь и вражда в отношениях между христианами и мусульманами – очень старые знакомые, но в XX веке этот давно родившийся феномен получил новые «анаболики роста» – сентябрь 2001-го в США, публикации карикатур на пророка в Скандинавии…Теперь вот упражнения с хиджабами, никабами и минаретами. Где всё это остановится…
Андрей ФЕДЯШИН. «Литературная газета», 28 июля 2010 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)