|
|
Москва
и миграция |
Над темой номера работали:
|
|
|
Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ
|
Никита МКРТЧЯН
|
На пути к бóльшему этническому разнообразию
В противоположность многим столицам, население Москвы
по этническому составу более однородно, чем население страны в целом.
Подавляющая часть москвичей – русские. Их в Москве 84% против 80%
в населении России и существенно больше, чем было в СССР (рис. 15).
Например, среди жителей Лондона и Парижа в начале 1990-х годов доля
национальных меньшинств была заметно выше – 20 и 28,5% соответственно23,
в настоящее время она стала еще больше.
Рисунок 15. Доля русских в населении СССР, России и
Москвы, %
И все же после распада Советского Союза в составе населения
Москвы произошел серьезный сдвиг. Процент русских в Москве, в течение
всего советского периода державшийся почти на одном уровне, за 14
лет (1989–2002 годы) упал на 5 пунктов, в то время как в целом по
стране – всего на 2. Такая динамичная тенденция позволяет говорить
о переломе, о начавшемся движении к большему этническому разнообразию.
По выражению Ю.В. Арутюняна, «наперекор элементарной
логике Москва теперь, когда перестала быть столицей многонационального
Союза, заметно "полиэтнизировалась"»24.
Однако быстрый рост численности народов Южного и Северного Кавказа,
Центральной Азии в российской столице (армян и грузин в 1989–2002
годах – почти в 3 раза, азербайджанцев – в 4,5 раза) пока не привел
к серьезной трансформации национального состава населения Москвы
(рис. 16), так как большая часть мигрантов в столицу и в последние
годы – русские.
Рисунок 16. Этнический состав населения Москвы в 1989
и 2002 годах, %
Как показали исследования, проведенные под руководством
Л.М. Дробижевой, среди русских в Москве 40% приезжих, в том числе
15% приехали после 1986 года25.
Но ситуация быстро меняется. Дефицит на рынке труда
нарастает, причем не только в Москве, но почти повсеместно в России,
демографический потенциал русских сокращается, и на рынке труда
появляются новые этнические группы мигрантов. Параллельно увеличивается
этнокультурная дистанция между ними и местным населением. В 2002
году, когда проводилась перепись, иностранные трудовые мигранты,
работающие в Москве, в основном были представлены украинцами, закавказцами,
молдаванами и китайцами. В течение пяти лет, прошедших после переписи,
преобладающими группами стали таджики и узбеки, киргизы, потеснившие
украинцев, кавказцев и китайцев.
Этнокультурная дистанция с мигрантами из Средней Азии
дополняется огромными социальными различиями, так как эти мигранты
– в основном сельские жители, не имеющие специальности и едва говорящие
по-русски. Им трудно в огромном чужом городе, они часто подвергаются
эксплуатации, легко соглашаясь на принудительный труд, становятся
«добычей» криминальных миграционных сетей, испытывают унижения и
нападки со стороны скинхедов.
Между тем это реальный и долговременный источник пополнения
рабочей силы Москвы. Российской столице предстоит выработать политику
их интеграции, главное место в которой должна занять компонента
социализации – приобщения среднеазиатских мигрантов к городскому
образу жизни, обучения их городским профессиям, культуре труда.
Это необходимо, чтобы избежать новой этнофобии, которая может прийти
на смену уже несколько приглушенной кавказской.
СМИ, распространяя зачастую непроверенную информацию,
способствуют представлениям о Москве как о городе, быстро утрачивающем
свой этнокультурный облик. Так, несколько лет назад «Движение против
нелегальной иммиграции» распространило информацию, которая впоследствии
была воспроизведена на многих националистических интернет-ресурсах.
Согласно этой информации число русских в Москве составляет… 3,3
млн. человек, или 31% от общего числа жителей столицы26.
Оставив на совести авторов этих расчетов методологию оценок, не
выдерживающих никакой критики, скажем лишь, что данные расчеты были
выполнены на основе материалов вполне респектабельных российских
СМИ, среди которых: «АиФ Москва» (27.09.2000); «Информационный бюллетень
по правам человека в РФ» (№ 17, 16–30.09.2002); Радио «Свобода»
(21.06.2001, 16.10.2002); «Московская правда» (16.03.2002); «Вести.ру»
(02.02.2002); «Навигатор» (12.07.2001); журнал «Континент» (№ 17,
12–25.09.2001); «Сельская жизнь» (№ 51, 11.07.2002) и др.
Другой пример. Часто без всякой аргументации называется
предельная социально безопасная норма присутствия мигрантов в городе
(например, 5%), в случае превышения которой «город станет терять
свой облик и деградировать, в нем просто станет страшно жить…»27.
Но пятипроцентная норма уже превышена примерно вдвое, по крайней
мере, в летний сезон, город, тем не менее, не деградирует, а быстро
развивается, и не миграция, а, напротив, вышеприведенные высказывания
детонируют конфликт.
По данным социологических опросов, 67% москвичей считают,
что в сфере межэтнических отношений существует напряженность. В
то же время на вопрос «Сталкивались ли вы лично с проявлениями ксенофобии?»
положительно ответили только 12–14%28.
По мнению В.Х. Бакова, начальника управления Комитета межрегиональных
связей и национальной политики Москвы, количество москвичей, разделяющих
ксенофобские взгляды, падает, но характер преступлений, совершаемых
на национальной почве, ужесточается.
Этническая миграция деформирует пропорции населения
Москвы по полу. Это видно на примере отдельных народов, зафиксированных
переписью. У народов, значительная часть которых в Москве представлена
трудовыми мигрантами, существенно выше доля мужчин: у армян и грузин
– в 1,5 и 1,7 раза, у азербайджанцев – в 3,2 раза, в то время как
для русских характерно сильное преобладание женщин (рис. 17). Женский
перевес еще больше среди чувашей и мордвы, вероятно, из-за того,
что выходцы из этих народов – мужчины чаще, чем женщины, меняют
свою этническую идентификацию, идентифицируя себя как русских. Среди
молодого населения, в котором доля недавних и временных мигрантов
повышена, половые пропорции нарушены еще сильнее, зато у молодых
россиян они сбалансированы, свидетельствуя о замедлении процесса
ассимиляции (рис. 18). Помимо того, что эти данные характеризуют
особенности этнического состава временных мигрантов, прибывающих
в Москву, они говорят о том, что в ходе переписи удалось учесть
хотя бы часть мигрантов, не попадающих в текущий учет, что повышает
ее достоверность.
Рисунок 17. Число мужчин на 1000 женщин среди москвичей
разных национальностей по данным переписи 2002 года
Рисунок 18. Число мужчин на 1000 женщин в возрасте 20–34
года среди москвичей разных национальностей по данным переписи 2002
года
Опять же, в отличие от многих мировых столиц и крупных
городов, притягивающих мигрантов со всего света, миграция в Москву
этнически и культурно более комплементарна старожильческому населению.
Мигранты из постсоветских стран в подавляющем большинстве если не
в совершенстве, то на бытовом уровне знают русский язык, а их дети
достаточно хорошо осваиваются в столичных школах. Даже не владея
навыками деловой коммуникации, большинство временных трудовых мигрантов
могут без особой переподготовки выполнять работы по многим специальностям,
требующимся городскому хозяйству. Многие дети иноэтничных мигрантов,
рожденные в Москве, утрачивают язык родителей. Среди детей-армян
таких 61%, азербайджанцев – 24%29.
Дети от смешанных браков чаще всего принимают русскую этническую
идентичность.
Конечно, не будь активной ассимиляции, население российской
столицы было бы более этнически пестрым. В крупнейших городах этот
процесс идет наиболее успешно, если не создавать искусственных препятствий
для представителей отдельных этносов, не проводить сегрегацию жителей
по этническому признаку. До последнего времени Москве удавалось
этого избегать.
23 Вендина О.
Мигранты в Москве – рост этнокультурного разнообразия или социальной
напряженности? // Миграция и урбанизация. Под ред. Ж.А. Зайончковской.
М., 1999. С. 302.
24 Арутюнян Ю.В.
О потенциале межэтнической интеграции в московском мегаполисе //
Социологические исследования. 2005. № 1.
25 Демина Н.
Москва слезам не верит: межэтнические проблемы мегаполиса // Полит.ру.
2006. 10 ноября.
26Сколько русских
осталось в Москве? // Сайт «Русская цивилизация» [http://www.rustrana.ru/article.php?nid=3209].
27 Михаил Москвин-Тарханов,
депутат Мосгордумы. Нельзя допустить появления гетто // Москва.
Тематическое приложение к газете «Известия». 2006. 15 июня. № 104.
28 Москва и регионы.
2008. Март. С. 56.
29Арутюнян Ю.В.
О потенциале межэтнической интеграции в московском мегаполисе //
Социологические исследования. 2005. № 1.
|