Rambler's Top100

№ 389 - 390
14 - 27 сентября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Москва и миграция

Москва - динамично растущий мегаполис

Низкая рождаемость и миграционный противовес

Москва в условиях новой миграционной волны

На пути к бóльшему этническому разнообразию

Миграционная политика Москвы: спиной к мигрантам

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Казимир Малевич. Англичанин в Москве. Kazimir Malevich: An Englishman in Moscow  (1914) Москва и миграция

Над темой номера работали:

Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ Никита МКРТЧЯН

Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ

Никита МКРТЧЯН

Москва в условиях новой миграционной волны

Если принять во внимание данные переписи 2002 года, масштабы ежегодного миграционного прироста столицы впечатляют, а начиная с 1999 года они сопоставимы с миграционным приростом всей страны (рис. 7). Москва быстро воспрянула после шока, вызванного распадом Советского Союза. В преддверии коллапса прежней страны и в первые два года после этого статистика фиксировала даже убыль населения города. Чрезвычайное для Москвы событие, однако приходится сомневаться в его реальности. В Москву, как и в другие регионы России, в это время хлынул поток репатриантов, беженцев, а также мелких торговцев из бывших союзных республик, подавляющее большинство которых не могли получить в Москве прописку и, следовательно, попасть в учет.

Рисунок 7. Нетто-миграция населения России и Москвы, тыс. человек

Источники: 1990-2002 гг. – оценка Росстата на основе переписи 2002 года; 2003-2007 годы – данные текущей статистики.

Безусловно, Москва, подобно всей России, в период растерянности и неуверенности в будущем в начале 90-х пережила миграционный спад, но едва ли он опускался до отрицательных значений. Начиная с середины 90-х миграционный прирост столицы вновь стал очень существенным, его уровень даже превысил прирост в предыдущие десятилетия. С начала нового века Москва по сути дублирует нисходящий общероссийский тренд, при этом впитывая бóльшую часть российских мигрантов. При этом, чем меньше мигрантов приезжает в Россию, тем бóльшая их часть концентрируется в Москве.

Сокращение регистрируемого миграционного прироста и по стране, и в Москве сопряжено с резким ужесточением миграционной политики с начала 2000-х годов. Легитимное пространство для мигрантов вследствие ужесточения соответствующего законодательства стало столь узким, что войти в правовое поле в качестве постоянных жителей имели возможность лишь те, кто оформил российское гражданство еще до приезда в Россию. Например, в 2006 году 91,4% зарегистрированных мигрантов, прибывших в Россию, уже имели российское гражданство. Естественно, граждане других стран тоже приезжали в Россию, но они пополняли ряды незаконных мигрантов.

В 2007 году Москва получила 48,6 человека миграционного прироста на 10 тысяч своих жителей против 18,2 человека в среднем по стране. Еще больше мигрантов (111 человек на 10 тысяч) осело в Московской области, где легче зарегистрироваться, дешевле жилье и не столь силен милицейский рэкет. За мигрантов с Москвой способны конкурировать лишь единичные регионы страны – Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, Белгородская область и нефтегазовый Тюменский север.

В 2006 году миграционный прирост имели 22 из 80 регионов России в статусе субъектов Федерации. Если сложить миграционный прирост, полученный всеми этими регионами, на Московский столичный регион придется 46,5%. Еще 6% забрали области, непосредственно граничащие с Московской, на которые распространяется сильное влияние столицы. Притяжение северной столицы гораздо слабее – Санкт-Петербург и Ленинградская область впитали лишь 12% миграционного прироста. Это типичные пропорции для последнего десятилетия.

По данным ВЦИОМ, каждый пятый россиянин (19%) хотел бы, чтобы его дети проживали в Москве, 11% – в Санкт-Петербурге15. Еще сильнее ориентация на Москву распространена среди населения крупных городов. Согласно опросам, проведенным Центром миграционных исследований в 10 региональных центрах России, расположенных в разных ее частях, в Москву устремлен каждый второй их житель в возрасте 18–49 лет из тех, кто хотел бы переехать или задумывается об этом.

Причины столь высокой притягивающей роли Москвы многообразны: это иное качество городской среды, большие возможности заработать деньги, очень диверсифицированный рынок труда, возможности получить хорошее образование и т.п. Миграция в столицу для многих россиян и жителей стран СНГ являлась альтернативой выезду за рубежи бывшего СССР  на постоянное место жительства, т.е. Москва выполняла роль своего рода «внутренней заграницы».

Согласно данным переписи 2002 года, 47% жителей Москвы не были ее уроженцами. Среди приехавших в Москву мигранты первого постсоветского десятилетия (1992–2002 годы) составляли 27,7% и еще 5,1% – те, кто прибыл в 1989–1991 годах, когда вопрос о распаде СССР уже витал в воздухе (табл. 1).

Таблица 1. Население России и Москвы по времени непрерывного проживания в месте жительства, % (по данным переписи 2002 года)

 

Россия

Москва

Все население

100,0

100,0

проживали непрерывно с рождения

55,0

53,4

проживали не с рождения

43,6

40,6

     Из них (в % к проживающим не с рождения):

   С 1992–2002 годов

29,6

27,7

   С 1989–1991 годов

6,6

5,1

   ранее 1989 года

62,7

64,2

   не указали, с какого срока

1,1

3,0

Не указали, где родились

1,4

6,0

Учитывая центростремительность миграции в России, меньшая доля постсоветских мигрантов в Москве по сравнению со страной выглядит странной. Это можно объяснить неполным учетом прибывших в Москву между двумя переписями.

В действительности роль мигрантов последних лет (1989–2002 годов) в населении Москвы очень значима. По нашим расчетам, они составляют 30–40% населения в возрастах 20–39 лет, т.е. в молодых трудоспособных возрастах (рис. 8). Обращает на себя внимание и расширение возрастного спектра миграции – миграционный приток отмечен для всех возрастных групп трудоспособного населения, вплоть до 50-летних. На протяжении ряда десятилетий в составе мигрантов в Москву преобладали женщины16, однако теперь это не так. Сопоставление данных переписи населения 2002 года с данными текущего учета показывает, что они существенно расходятся именно по мужчинам в трудоспособных возрастах. В отличие от миграции на постоянное место жительства временная трудовая миграция имеет преимущественно «мужское» лицо.

Рисунок 8. Мигранты 1989–2002 годов в населении Москвы, тыс. человек (по данным переписи 2002 года)

В более поздних, предпенсионных и пенсионных, возрастах баланс миграции Москвы почти нулевой. Для пожилого человека не столь значимы выгоды, которые предоставляет столичный рынок труда, стоимость же жизни в Москве – одна из наиболее высоких по сравнению с другими регионами страны. Возможно, выезд лиц старших поколений из столицы недоучитывается, т.к. многие пожилые люди, выезжая из города, стараются не утратить московской прописки (ныне – регистрации), чтобы не потерять доплаты к пенсионным выплатам, возможности получения относительно более качественных медицинских услуг в Москве17 в случае серьезных проблем со здоровьем. Как москвичи они учитываются и при переписи оставшимися родственниками.

Остается недоучтенным и выезд в страны «традиционного» зарубежья. Многие люди, постоянно проживающие за границей, сохраняют российское гражданство (либо как второе, либо довольствуясь видом на жительство), оставляют в Москве квартиры, из которых, соответственно, не выписываются. Сейчас квартира в Москве – это еще и возможность получать неплохие доходы от сдачи ее в аренду.

Население Москвы в основном пополнялось за счет регионов России, откуда приехал каждый третий житель Москвы. Каждый десятый прибыл из стран СНГ и лишь 1% из других стран (рис. 9).

Рисунок 9. Распределение населения Москвы по месту рождения по данным переписи 2002 года, %

Примечание: лица, не указавшие место рождения, исключены.

В зеркале переписи Москва выглядит городом с довольно ограниченным миграционным ареалом. Если даже считать иностранцами приехавших из стран СНГ (а ведь многие из них прибыли в Москву еще в бытность СССР), то и тогда жителей иностранного происхождения окажется в Москве мало. Например, в населении Нью-Йорка родившихся за границей – 28,4%, Торонто – 38%, Франкфурта-на-Майне – 30%18.

На составе населения Москвы отразилось долгое существование в условиях закрытой страны. Более того, традиции «закрытости» оказали влияние и на перепись, поскольку отсутствовал опыт учета разных по происхождению категорий населения. Реально доля мигрантов из-за пределов России в населении Москвы, несомненно, выше, так как именно они испытывают наибольшие сложности с регистрацией и «невидимы» для статистики. Кроме того, персонал иностранных фирм или совместных предприятий и организаций, даже длительно проживающий в городе, часто является командированным и тоже не попадает в учет. По экспертным оценкам, в Москве и Московской области фактически проживает не менее 50 тысяч афганцев, более 100 тысяч китайцев, несколько десятков тысяч турок, вьетнамцев, сербов и др. С учетом банковских и офисных служащих западных компаний, числящихся в длительной командировке, общее количество мигрантов из «других» стран, вероятно, составляет не менее 200–300 тысяч человек, то есть 2–3% населения города.

И все же население российской столицы на 3/4 «прирастает» за счет внутренних мигрантов, и только на 1/4 – за счет международных (рис. 10).

Рисунок 10. Международная и внутренняя нетто-миграция в Москве, 1989–2006 годы, тыс. человек

Устойчивый миграционный ареал Москвы исторически включал в основном губернии Центральной России. Так, совокупный удельный вес уроженцев губерний, прилегавших к Москве (Московской, Рязанской, Тульской, Владимирской, Ярославской, Смоленской, Тверской и Калужской), в общей численности мигрантов составил в 1882 году 48,6%, в 1926 году – 47,7%19. Со временем география миграции в Москву расширилась, но ближнее окружение столицы по-прежнему формирует наиболее значительный контингент мигрантов. В 2002 году доля уроженцев этих областей составила 33,1% всех «неместных» уроженцев, проживающих в Москве; еще 6% дали другие области Центрального федерального округа, не являющиеся соседями столичного региона.

В современной внутрироссийской миграции в Москву доля Центрального округа держится на уровне 40% (рис. 11). Чем ближе к Москве, тем сильнее ее притягательная сила. Именно по этой причине вблизи столицы не сформировалось за много веков ни одного крупногородского центра. Ближайший город с миллионным населением – Нижний Новгород – располагается на расстоянии более 400 км.

Рисунок 11. Участие федеральных округов России в миграционном приросте населения Москвы, %

Вместе с тем для современной миграции в Москву характерна географическая селективность. Так, в миграционном обмене Москвы с Северо-Западом доминирует Санкт-Петербург, с Поволжьем – Самарская область, с Сибирью – нефтегазодобывающие Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Таким образом, речь идет о высоко урбанизированных территориях, население которых обладает сравнительно высоким уровнем благосостояния. Последнее обстоятельство важно, так как переезд на постоянное место жительства сопровождается приобретением жилья, а его цена в Москве уже вышла на уровень многих мировых столиц.

В не меньшей степени, чем во внутрироссийском движении, селективность московской миграции проявляется в обмене столицы со странами СНГ. Наиболее конкурентоспособными за право проживания в столице оказались мигранты из закавказских стран: их доля среди осевших в Москве в полтора раза превосходит уровень страны и более чем в два раза – уровень Московской области (рис. 12). Относительно больше шансов переселиться в Москву у мигрантов из западных стран СНГ, особенно из Украины, тогда как приехавшие из Молдавии представлены в равной пропорции – в Москве и области их по 12%. Мигрантов из Белоруссии в московском регионе очень мало (около 4%), а Россия в целом вообще теряет население в пользу Белоруссии.

Рисунок 12. Нетто-миграция из стран СНГ, 2002–2006, %

Приехавшим из Средней Азии Москва, напротив, не слишком охотно открывает свои двери: их доля здесь вдвое меньше по сравнению со страной. Казалось бы, это можно объяснить большой удаленностью Средней Азии от столицы, но вот на представительность приехавших из среднеазиатских стран в Московской области эта удаленность почти не повлияла. Похожая ситуация с Казахстаном.

Жесткость столичного отбора находит выражение и в количественной пропорции расселения: у мигрантов из стран СНГ шансов поселиться в Москве вполовину меньше по сравнению с Московской областью. Удел многих из них – работа в Москве, жизнь в пригороде. Согласно оценкам Г.А. Гольца, в 1985 году среднесуточный пассажиропоток в будний день в Москву из Московской области на работу и учебу составлял 720 тысяч человек, а поток в Москву с хозяйственно-бытовыми и рекреационными целями – 700 тысяч человек20. Оценки численности маятниковых мигрантов в последние годы достигают 3 млн. человек21, однако эта цифра представляется сильно завышенной.

Большого масштаба достигают и рекреационные поездки москвичей на отдых, «на дачу». Летом, в выходной день число таких поездок уже в 1985 году достигало 2,1 млн. человек – и это только в Московскую область22. В настоящее время дачи москвичей есть во всех без исключения прилегающих к МСР областях, с ростом автомобилизации и развитием общественного транспорта зона рекреационного тяготения столицы продолжает активно расширяться.

Регистрируемая миграция не дает адекватного представления ни о размерах, ни о структуре миграционного потока из стран СНГ. Более или менее адекватную картину можно воссоздать на примере 2007 года, когда благодаря решительному упрощению правового оформления мигрантов значительно полнее, чем раньше, была учтена временная трудовая миграция.

Во-первых, несмотря на то, что формальная трудовая миграция, по экспертным оценкам, составляла не более половины общего трудового потока, она превзошла по численности прибывших на постоянное жительство (рис. 13).

Рисунок 13. Миграция из стран СНГ в Москву и Московскую область в 2007 году, тысяч человек

Во-вторых, между Москвой и областью два сравниваемых потока мигрантов распределяются противоположным образом, подтверждая, что работают чаще в Москве, а проживают в области.

Различен и состав рассматриваемых потоков по странам исхода. Во временной трудовой миграции решительно преобладают прибывшие из Средней Азии, формирующие половину этого потока, тогда как в постоянной миграции лидирует Украина (рис. 14). Мигранты из Закавказья стремятся поселиться в Москве постоянно, временная трудовая миграция их не привлекает. Дело здесь не столько в предпочтениях, сколько в способности кавказцев преодолевать барьеры на пути в Москву.

Рисунок 14. Сравнительная структура постоянной и временной трудовой миграции в Москву из стран СНГ в 2007 году

* Белоруссия и Казахстан

В отличие от постоянной миграции, отражающей избирательность Москвы, состав временных трудовых мигрантов по странам исхода в столице и области почти совпадает.

Очень высокие требования предъявляет столица и к образованию мигрантов. Например, 32% прибывших в Москву в 2007 году имели высшее образование, против 21,5% в среднем по стране. Еще выше доля лиц с высшим образованием среди прибывших в Московскую область – 35,9%. Таким образом, статистика опровергает уже укоренившиеся представления, будто город пополняется главным образом неквалифицированными мигрантами.


15 Метро. 2006. 23 сентября.
16 Моисеенко В.М., Переведенцев В.И., Воронина Н.А. Московский регион: миграция и миграционная политика. Московский центр Карнеги. Рабочие материалы. 1999. № 3. С. 16–18.
17 Возможно, качество медицинской помощи является одним из московских мифов, но для пожилых людей это является практически неоспоримым.
18 Назарова Е. Миграция в столицах и крупных городах мира (со ссылкой на: Friedmann J., Lehrer I.A. Urban Policy Responses to Foreign In-migration // Journal of the American Planning Association. 1997. Vol. 63. No. 1. P. 61–68) // Этнодиалоги. 2008. № 2 (28). С. 74.  
19Моисеенко В.М., Переведенцев В.И., Воронина Н.А. Московский регион: миграция и миграционная политика. Московский центр Карнеги. Рабочие материалы. 1999. № 3. С. 7.
20 Пространственно-временной анализ системы расселения Московского столичного региона. Препринт / Под ред. Н.В. Петрова. М.: ИГАН, 1988. С. 85.
21 Смидович С.Г. Проблемы регулирования миграции в Москве / Миграционные процессы. Прошлое. Настоящее. Будущее. Сборник материалов X и XI Московско-берлинских международных семинаров. М.: 2005. С. 37.
22 Пространственно-временной анализ системы расселения Московского столичного региона. Препринт / Под ред. Н.В. Петрова. М.: ИГАН, 1988. С. 85.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.