Несмотря на многочисленные обсуждения проблемы алкоголизма в России и признание ситуации критической, социологические исследования показывают, что в целом обстановка не меняется на протяжении нескольких лет. Это подтверждают опубликованные в четверг результаты последнего опроса фонда "Общественное мнение" (ФОМ).
По данным ФОМ, 17% россиян употребляют спиртное один раз в неделю, при этом 2% делают это практически каждый день. Каждый пятый выпивает два три раза в месяц, а 35% граждан — несколько раз в год. Четверть населения вообще предпочитает воздерживаться от спиртного.
Сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем Дарья Халтурина считает данные ФОМ вполне правдоподобными. "Цифры выглядят достаточно невинно, — сказала она корреспонденту "Газеты". — 2% алкоголиков вполне совпадает с официальной статистикой. Сейчас 2,3 млн. россиян состоят на учете с диагнозом "алкоголизм" в наркологических диспансерах".
По данным аналогичного опроса ФОМ, в 2006 году непьющих россиян было несколько больше — 27%. Раз в неделю употребляли алкоголь 14%, несколько раз в год выпивали 32%, 3% употребляли спиртное практически ежедневно. "Если оценивать сегодняшнюю ситуацию как критическую, то она была таковой и семь лет назад, — сказал "Газете" ведущий аналитик ФОМ Петр Бавин. — То, что сегодня кажется страшным, было страшным уже давно".
Среди россиян более всего встречаются любители пива — 38%, примерно одинаковое количество людей предпочитают водку и вино — 32 и 31% соответственно. Коньяк, виски и ром употребляют 10% населения, наливки и домашнее вино 5%, самогон 4%.
Данные 2006 года также не показывают особых изменений в предпочтениях россиян: пиво употребляли 37% опрошенных, водку 36% и вино 29%. "В принципе в России высоко потребление крепких напитков и крайне распространена практика напиться до интоксикации, до потери сознания, — отметила Халтурина. — Дело не в том, как часто россияне употребляют, а в том, как, сколько и какие последствия".
Социологи выяснили, что мужчины предпочитают употреблять водку и пиво — 48—55%, а женщины вино — 40%. Любительниц водки в России насчитывается 24%. При этом 2% опрошенных призналось, что употребляют до 3 литров водки в неделю, 10% выпивают 0,5 литра, а 8% — 100 граммов. Каждый второй в России водку не пьет либо очень редко.
Менее литра в неделю употребляют 16%, 1—3 литра 13%, 3—5 литра 3%, и лишь один человек из ста признался, что выпивает более 5 литров пива.
Халтурина заметила, что смертельной дозой считается 400 мл этанола (в пересчете это 1 литр водки, или 5 литров вина, или 10 литров пива). "Всемирная организация здравоохранения считает опасной дозу выше 70 мл этанола для мужчин и 60 мл для женщин, — пояснила она. — Для мужчин это 175 мл водки, или 1 литр вина, или 2 литра пива. Для женщин — минус 20%".
Примечательно, что, по данным ФОМ от 2007 года, две пятых респондентов заявили, что среди их знакомых, родственников есть алкоголики, причем чаще всего об этом говорят жители мегаполисов — 46%. Более половины россиян (55%) ответили, что среди их окружения таковых нет.
Александра КОШКИНА. «Газета», 4 сентября 2009 года
Россиян отучат пить
Дмитрий Медведев дал старт новой антиалкогольной кампании в России. Не исключено даже введение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции. Как стало известно в минувшую пятницу, президент направил в правительство перечень предложений, которые по замыслу должны снизить уровень потребления алкоголя гражданами и сделать алкогольный рынок более контролируемым.
Среди предложенных мер — установление минимальной цены на водочную продукцию; перевод в разряд крепкого алкоголя напитков, содержащих более 7% этилового спирта; предоставление местным властям права вводить полный запрет на продажу алкогольной продукции и пива на определенных территориях и усиление ответственности за продажу пива и алкоголя несовершеннолетним. Президент дал правительству задание подготовить большую часть документов, устанавливающих новые правила на алкогольном рынке, уже к 1 декабря 2009 года.
По данным Минздравсоцразвития, каждый россиянин выпивает около 18 литров чистого алкоголя в год. Для сравнения: в Германии и Франции этот показатель составляет около 10 литров. Однако даже не высокий показатель сам по себе, а его постоянный рост заставляет правительство бить тревогу: в 1917 году Россия потребляла 3,4 литра алкоголя в год, к середине 1980-х годов — уже 14, к середине 1990-х годов потребление выросло до вышеупомянутых 18 литров.
И снижаться не собирается.
Поэтому среди поручений президента — разработка концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди россиян. В концепции должны быть определены ориентиры для снижения объема выпиваемого алкоголя.
"Подобные программы уже написаны Роспотребнадзором, Общественной палатой, даже Русской православной церковью. Очень важен пункт про этапность. Но для этого нужно брать не мифические завышенные показатели в 18 литров, чтобы облегчить себе работу, а реальные. По нашим данным, среднедушевое потребление алкоголя и его суррогатов в 2008 году составило не более 14 литров на душу населения. Следующим этапом, например в 2010—2012 годах, должно стать снижение этого показателя до 12 литров ", — считает директор российского Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя ( ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
Не продавать и не покупать
Государство рассчитывает снизить потребление не только убеждением, но и административными мерами. Среди предложений президента содержится пункт о предоставлении местным властям "права устанавливать ограничения, вплоть до полного запрета, на продажу пивной и алкогольной продукции по времени, условиям и месту на территории субъекта Российской Федерации". Почва для этого подготовлена.
"Субъекты давно добивались такого расширения полномочий. Однако важно, чтобы предоставленные им права не привели к злоупотреблениям", — говорит Вадим Дробиз.
Кроме того, до 1 ноября должны быть подготовлены и внесены в Госдуму проекты федеральных законов, которые усилят административную ответственность за продажу крепких спиртных напитков и пива несовершеннолетним и введут уголовную ответственность за неоднократное нарушение запрета на продажу алкоголя детям и подросткам.
Водка дешевой не будет
К экономическим мерам, которые помогут отрезвить население и оградить его от суррогатов и нелегальной продукции, относится возможное установление минимальной розничной и оптовой цены на водочную продукцию. Такая мера должна сделать невыгодными производство и торговлю нелегальным алкоголем.
"Бутылка водки в розницу не может стоить меньше 90 рублей, исходя из объективных затрат на ее производство. Однако в магазинах можно найти продукцию по 40—50 рублей, которая пользуется спросом, несмотря на сомнительный адрес ее производителя. Если цены уравняют, то потребители будут выбирать продукцию признанной марки, что ударит по сбыту нелегальной продукции, а затем и снизит ее производство", — считает представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.
Есть и другое мнение. "Потребитель не сможет покупать в необходимом ему объеме водку, подорожавшую в магазинах в два раза. А его интересует и объем потребления, противостоять чему российская антиалкогольная пропаганда не сможет. Малоимущий потребитель выберет тот бренд, который для него будет выгоден по цене. И в магазинах не захотят терять клиентов: не исключаю, что повсеместно начнут работать акции "Две бутылки водки по цене одной" для продажи нелегальной водки", — полагает Вадим Дробиз.
Вертикаль власти над бутылками
Президент также предложил правительству проработать вопрос о возможном введении госмонополии на производство и продажу спирта и алкогольной продукции. Эксперты говорят, что обсуждать эту идею имеет смысл, однако реализовать ее в любом случае будет практически невозможно. "Сейчас действуют частные заводы, и переводить их в госсобственность или строить новые очень и очень затратно. Поэтому, прежде чем обсуждать, поможет ли госмонополия избавиться от нелегального сектора на алкогольном рынке, нужно подсчитать, сколько это будет стоить " , — говорит Дмитрий Добров.
Вадим Дробиз в свою очередь обращает внимание на то, что государство вряд ли сможет управлять алкогольным рынком так же эффективно, как это делают частные собственники.
Лучше меньше, да лучше
Отучать население пить большими дозами слабоалкогольные напитки государство планирует за счет производителей. Предложения президента содержат пункт о запрете разливать подобные коктейли в тару объемом более 330 мл. По расчетам ЦИФРРА, переход на меньшую тару приведет к снижению потребления слабоалкогольных коктейлей в 2010 году примерно на 15—20%.
Еще одно ужесточение для производителей: к слабоалкогольным предполагается отнести только напитки крепостью до 7%, а не 9%, как сейчас. Для того чтобы население осознавало, что именно оно пьет, президент предложил обязать компании наносить на упаковку алкогольной продукции, слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, контрастную предупредительную надпись о вреде алкоголя для здоровья, занимающую не менее 20% ее площади.
Вопрос о том, на какое количество россиян подобная надпись произведет неизгладимое впечатление и заставит задуматься, остается, впрочем, открытым.
Особенности национальной трезвости
Считается, что первым на государственном уровне бороться с зеленым змием начал Петр I: в 1714 году он учредил чугунную медаль "За пьянство", вес которой составлял 6,8 кг. Этот знак в участке вешали на шею пьяницам, которые вынуждены были носить его неделю.
По отзывам современников, дважды этой медалью награждать уже не приходилось. Первый всероссийский запрет на производство и продажу всех видов алкогольной продукции был введен в 1914 году "до конца войны". Конечно, в храмах продавали церковное вино, а легальное спиртное можно было купить в ресторанах I категории и буфетах при клубах. Потребление алкоголя в стране тогда снизилось более чем в 10 раз. Уже в 1915 году производительность труда повысилась на 9-13%, а прогулы сократились на 27-43%. Резко снизилась преступность и уменьшилось количество самоубийств.
Большевики продлили запрет на торговлю водкой до окончания Гражданской войны: пьянство и самогоноварение считались контрреволюционной деятельностью. Водка стала легальной только в 1925 году. Последнюю российскую антиалкогольную кампанию называют "горбачевской", хотя борьба с пьянством велась и предшественниками генсека. Запомнившаяся комическими безалкогольными свадьбами и вырубкой виноградников, она тем не менее показала поразительные результаты. За время ее действия в год рождались 5,5 млн человек — на 500 тыс. больше, чем в предыдущие 20-30 лет. Продолжительность жизни мужчин увеличилась на два с половиной года и достигла максимального значения за всю историю России (максимальная продолжительность жизни мужчин в России - 65,12 года - была зафиксирована в 1964 г . – Демоскоп).
Антиалкогольные кампании в мире
Одна из наиболее известных иностранных антиалкогольных кампаний — это так называемый сухой закон в США, совпавший со временем Великой депрессии. Жесткие ограничения на продажу любых алкогольных напитков регулировались 18-й поправкой к конституции Соединенных Штатов и были одобрены при президенте Вудро Вильсоне в 1919 году.
18-я поправка не вводила запрет на собственно алкогольную продукцию, но делала незаконным ее приобретение. Впрочем, американское законодательство не создало достаточных мер пресечения бутлегерства — незаконного оборота алкогольной продукции.
За годы действия сухого закона бутлегерство настолько широко распространилось, что полиция просто не могла контролировать все пути черной торговли: границы штатов, дороги, озера и реки. На закате эры алкогольного запрета в Нью-Йорке насчитывалось от 30 тыс. до 100 тыс. ночных клубов, где тайно продавали алкогольные напитки. В 1933 году конгресс США заменил 18-ю поправку 21-й, которая разрешала продажу алкогольсодержащей продукции.
В Скандинавии и других северных странах традиция ограничивать оборот алкогольных напитков старше. Так, в Норвегии, Швеции, Исландии и Финляндии до сих пор существует государственная монополия на их продажу. Финляндское законодательство запрещало продажу алкоголя с 1919 по 1932 год, в Швеции с 1917 по 1955 год действовала карточная система на горячительные напитки, в Норвегии с 1916 по 1927 год была запрещена алкогольная продукция, полученная путем перегонки.
В исламских странах традиция алкогольного запрета имеет тысячелетнюю историю — по религиозным причинам. Сегодня арабские страны смотрят на употребление горячительных напитков по-прежнему строго. Так, в Саудовской Аравии и Кувейте действует полный запрет на их производство, распространение и употребление. ОАЭ разрешают продажу алкоголя иностранцам-немусульманам, однако обязывают их получить специальную лицензию от министерства внутренних дел. Схожей политики придерживается и Иран, разрешая немусульманским общинам производить алкогольные напитки для собственного употребления.
Что можно предложить населению вместо алкоголя?
Александр Гуров, член комитета Госдумы по безопасности, генерал-лейтенант милиции, профессор, доктор юридических наук Работу. Я часто езжу по самой глубинке России и что-то не вижу, чтобы вся страна так уж повально пила.
Знаете, информацию о том, что наша страна спивается, вбрасывают те, кто не знает и не любит Россию. Где есть работа, там люди работают, а уж где работы нет, то там пьют. А ведь деревня начала спиваться еще при Хрущеве, когда стали обрезать огороды и запретили иметь определенное количество коров и свиней. Тогда на селе и началась деморализация, потому что сельский труженик остался не у дел.
Сергей Зивенко, президент торгово-промышленной группы "Кристалл"
У нас при Горбачеве уже была антиалкогольная кампания. И тогда не мы предложили населению, а население предложило себе самогон, клей и прочие радости. Если государство хочет что-то предложить людям для того, чтобы оттащить от потребления алкоголя, то нужно их в спорт вовлекать и вообще воспитывать. Особенно молодых людей, иначе их от этого дурмана вообще не оторвать. Но если человек хочет чем-то угоститься — водкой, клеем или тому подобным, то он все равно это будет делать. Так что необходимо культурное воспитание всего нашего населения. А если у государства нет никакой четкой программы, то все это чистой воды профанация и популистские меры.
Татьяна Дмитриева, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, бывший министр здравоохранения, академик РАМН
Нужно запустить такой алгоритм поведения, когда проявлялась бы, например, забота о ближних или о животных. В разных странах существуют определенные программы, которые можно применить и у нас. Скажем, у молодежи существует психологическая потребность подражать какому-нибудь кумиру и быть на него похожим. Но ведь нередко кумиром может быть тот, кто потребляет алкоголь. Вот и нужно, чтобы это было направлено не на то, кто больше выпьет, а на что-то созидательное. Так что помимо всяких официальных мер нужно, чтобы у населения появился хорошо организованный, интересный и познавательный досуг.
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России
Конечно, можно отвлечь людей на спорт, в том числе автомобильный, но этим весь народ все равно не охватишь. У кого-то из сатириков было написано так: хорошо бы придумать напиток, от которого хотелось бы и петь, и плясать, но чтобы и голова под утро не болела.
Со всем алкоголем в стране все равно не покончить, но можно вытеснять те его виды, которые приводят к наиболее опасным последствиям для здоровья. Какие-то самопальные алкогольные напитки и самогон должны вытесняться хорошей водкой, достойными винами и качественным пивом. По-моему, наиболее перспективным будет переориентирование людей на употребление более качественного и менее крепкого алкоголя.
И пить надо все-таки более умеренно. Именно такая линия в итоге могла бы дать вполне определенный эффект. Должна быть не только некая государственная пропаганда, но и разумная налоговая политика. У нас не так давно был период, когда люди стали пить меньше водки и больше пива. Но по всем налоговым показателям пиво вдруг снова приравняли к водке. Ясно, что это было сделано в угоду водочной мафии, и потребление крепких алкогольных напитков снова пошло в рост. У нас почему-то придумали термин "пивной алкоголизм". Но ведь Европа пьет пива и вина больше, чем водки и коньяка, а последствия пьянства и алкоголизма там на порядок меньше.
Анатолий Трушкин, писатель-сатирик
Резко от алкоголя уходить нельзя — ни медицина, ни эволюция этого не любят. Уходить надо через спорт. Для начала, скажем, возьмем шашки, где вместо фишек будут рюмки с красным и белым вином, — и спорт, и немного алкоголя. А за пьяными шашками можно ввести шахматы, хоккей, пьяные автогонки и так далее. Так мы оторвемся от алкоголя, а по пьяному футболу можем стать даже чемпионами мира. Самое главное — переходить не резко, без корчевки виноградников и без перевыполнения плана по денатурату. Победа будет за нами!
Владислав Галкин, актер
Понятия не имею. Я не являюсь экспертом по культмассовым мероприятиям, поэтому вы обратились не по адресу.
Ксения БАТАНОВА, Александр САРГИН. «Газета», 14 сентября 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)