Rambler's Top100

№ 389 - 390
14 - 27 сентября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Газета.ru» о том, какой будет Россия
«Forbes» о мировых и бурно растущих городах городах
«Комсомольская правда» о населении Москвы
«Московский комсомолец» о проблемах миграции в Москве
«Время новостей» и «Известия» о занятости и миграции в Москве
«Новая газета» о миграции в мире и России
«Русская Германия» о проблемах иммиграции в Германии
«Время новостей» о новой миграционной инфраструктуре
«Зеркало недели» о создании миграционной службы на Украине
«Вечерний Бишкек» о миграционном законодательстве Киргизии
«Русский репортер» о мигрантских трансфертах
«Коммерсантъ-Plus» о сокращении мигрантских трансфертов в Молдавии
«Телеграф» об эмиграции из Латвии
«Новая газета» о проблемах адаптации мигрантов
«Radio Free Europe / Radio Liberty» о расизме в России
«Ведомости» о перспективах русскоязычия в дальнем зарубежье
«Газета» о рождаемости в Москве
«Власть» о детских пособиях в Москве
«Сеульский вестник» о рождаемости в Южной Корее
«Курьер» о всплеске рождаемости в Израиле
«Казахстанская правда» о демографической политике в Казахстане

«Газета» о московском законе в области здравоохранения
«Медицинская газета» о медицинской статистике
«The Times» о новой вакцине против СПИДа
«Белорусские новости» о туберкулезе в белорусских тюрьмах
«ИТАР-ТАСС» о мужском репродуктивном здоровье
«Независимая газета» о борьбе с наркотиками в России
«Газета» об алкогольной проблеме России
«Известия» и «Газета» о проблеме курения в России
«Новые известия» о цене курения
«Профиль» и «Новые известия» о финансовых проблемах российской пенсионной системы
«Телеграф» о половом ракурсе страхования жизни в Латвии
«Вечерний Бишкек» о безработице в Киргизии
«Русский репортер» о российской науке
«Ведомости» о последствиях ЕГЭ для высшего образования России
«Независимое военное обозрение» о переизбытке призывников в Белоруссии
«Огонек» о полигамии
«Белорусская нива» о завершении подготовки к переписи в Белоруссии
«The Washington Post» о демографической нагрузке на природу
«IFX.ru» о сокращении населения и росте благосостояния
«Новые известия» о потерях от глобального потепления

… о проблемах адаптации мигрантов

"Мы можем получить группу социально неадаптированных агрессивных молодых людей"

Маджумдер Мухаммад Амин, президент Федерации мигрантов России

- Скажите, насколько часто дети мигрантов сталкиваются с тем, что их не хотят брать в московские школы?
- Два года назад проблема имела массовый характер: в школу не брали двух из трех обратившихся. Обосновывали это по-разному, но чаще всего ссылались на то, что нет мест. К счастью, департамент образования Москвы, в том числе и после наших многочисленных обращений, обозначил свою позицию - всем детям мигрантов, которые хотят учиться в столичных школах, нужно предоставить такую возможность.
Проблема возникает не из-за брешей в законодательстве, а из-за банальной межнациональной неприязни. И носителями ее иногда оказываются директора школ, учителя.
- С какими трудностями во время школьного обучения дети мигрантов сталкиваются чаще всего?
- Возникают взаимные проблемы: виноваты в них и принимающие, и приезжающие.
Самая большая трудность заключается в том, что дети мигрантов не знают русского языка и в итоге не могут нормально учиться. Из-за низкой успеваемости портятся отношения с учителями, и последних можно понять: с такими детьми действительно очень сложно работать.
Другая проблема - адаптация. Человек приезжает в Москву, привыкнув к совершенно иным условиям жизни. И это значительнее, чем просто бытовые проблемы. Таким детям гораздо сложнее найти общий язык со сверстниками, что часто приводит к конфликтам.
И в этом зачастую виноваты родители. Детей нужно готовить к жизни в другом городе и давать им время на то, чтобы привыкнуть к новым условиям. Но взрослые занимаются тяжелой физической работой и не в силах уделять время воспитанию детей.
Я постоянно пытаюсь обратить внимание наших властей на то, что, если они пускают мигрантов в страну, значит, должны создавать им достойные условия для жизни. Приезжие живут по 7-8 человек в одной комнате, и у детей нет возможности ни соблюдать режим, ни делать уроки. Итог - все те же конфликты с учителями, директором, угрозы отчислить ребенка.
Уже далеко не все мигранты стремятся отдать детей в школу - насмотрелись на проблемы, с которыми столкнулись те, кто оказался в подобной ситуации. В результате мы можем получить группу социально неадаптированных молодых людей, которые, ничего не умея, идут воровать.
Потому государство и должно создавать мигрантам нормальные условия. Россия не в силах отказаться от дешевой рабочей силы, и, значит, до граждан необходимо донести, что, как бы они лично ни относились к приезжим, мы все живем в одной стране, на одной территории, практически бок о бок, и, значит, должны учиться нормально сосуществовать.
То же касается и медицинского обслуживания. Приезжий может воспользоваться медицинскими услугами только за деньги. И если они у него есть, он так и поступит. Но ведь мигранты в большинстве своем очень бедны и платную медицину потянуть не могут. Они могут оказаться носителями многих опасных болезней. Так что это полностью в интересах принимающей стороны - обеспечить им бесплатное медицинское обслуживание.
- Каким образом можно и нужно решать проблему, связанную с языковым барьером?
- На самом высоком уровне. Характерный пример - то, как решалась эта проблема в бывших английских колониях. Многие жители Индии, Пакистана, Бангладеш, Непала ориентированы на учебу и работу в США и Европе, и потому между правительствами стран были заключены соглашения. В итоге все, кто хочет ехать в эти страны, учат английский с первого класса.
Страны, из которых идут основные потоки трудовой миграции, основываясь на международных соглашениях, совместно с общественными организациями, в том числе и российскими, должны вводить в местных школах изучение русского языка.
В противном случае - страдать будут все.

Зинаида БУРСКАЯ. «Новая газета», 9 сентября 2009 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.