Сокращение высокого уровня смертности на российских дорогах решено начать с медицинского аспекта. На прошедшем в четверг межведомственном совещании представители Минздравсоцразвития, МЧС и МВД предложили ограничить время прибытия скорой помощи 10 минутами. Среди других мер — использование вертолетов, обучение водителей и милиционеров основам первой помощи и введение ежегодных медосмотров для грузоперевозчиков. Автолюбители не против получения дополнительных навыков, а вот водители-профессионалы сомневаются, что медиков хватит на всех дальнобойщиков.
Замглавы департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД Павел Бугаев привел неутешительную статистику. "Из каждых 100 пострадавших в ДТП россиян 10 получают смертельные травмы, в то время как в Австрии и Германии данный показатель не превышает двух", — отметил он. Большинство смертей происходит на месте ДТП или по дороге в больницу. Отсутствие помощи пострадавшим после первого часа на треть увеличивает количество летальных исходов.
Для изменения ситуации замдиректора Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Минздравсоцразвития Леонид Борисенко предложил установить 10-минутный норматив прибытия скорой. Также надо развивать систему медицинских вертолетов — для этого необходимо построить площадки рядом с больницами.
По его словам, главная проблема в бюрократии, из-за которой многие вопросы решаются слишком медленно. "Бюджет ежегодно выделяет деньги, но пока ни один регион не смог наладить систему оказания вертолетной помощи", — сказал он корреспонденту "Газеты".
Другая проблема — непродуманность законодательства о до врачебной помощи. "Сотрудники ДОБДД, прибывающие на место ДТП первыми, должны немедленно помочь пострадавшим, — сказал Борисенко. — Но, опасаясь ответственности за неправильные действия, милиция крайне редко так поступает. В итоге мы сегодня единственная развитая страна, где полиция не оказывает первой медицинской помощи".
Руководитель департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития Ольга Кривонос предложила ввести обязательный ежегодный медосмотр для профессиональных водителей, занимающихся пассажирскими и грузоперевозками. Сейчас они должны проходить такое обследование раз в пять лет.
Директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль раскритиковал стандартные автомобильные аптечки — по его словам, они сильно устарели. "Жгуты для остановки кровотечения либо слишком эластичные, либо наоборот.
Ножницами невозможно ничего разрезать, они очень маленькие, — сказал врач. — Необходимо заменить йод на более современную перекись водорода". По мнению Рошаля, знание основ медицины должно стать обязательным условием не только для работы в МВД, но и для получения водительских прав.
У знатоков человеческих душ свой подход к решению проблемы. Замдиректора Научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе рассказал корреспонденту "Газеты", что в смертности на ДТП косвенно повинна телереклама. "В рекламные ролики для автомобилей важнее вложить идею необходимости спокойствия водителя, вместо того чтобы подчеркивать скорость и мощность авто, — сказал он. — Автомобиль — не ракета, это всегда ответственность. А ролики дают ложный посыл, что машину покупатель приобретает для залихватской езды".
Гендиректор Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Станислав Швагерус скептически относится к введению ежегодного медосмотра для водителей-профессионалов. "Даже сейчас нельзя с уверенностью сказать, что человек, севший за руль грузовой машины, добросовестно обошел всех врачей, — рассказал он корреспонденту "Газеты". — Любой желающий может приобрести вполне официальный штамп медосмотра за 10—15 минут". Врачей может просто не хватить на всех: по данным Швагеруса, сейчас в стране грузоперевозками занимается примерно 1 млн. коммерческих предприятий с общим автопарком 6 млн. единиц транспорта — а лицензия на медобследование водителей есть всего лишь у 400 медучреждений.
Председатель координационного совета общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков в качестве позитивного примера привел Свердловскую область. "Там на дорогах через каждые 60 км находится опорный пункт, где круглосуточно, без выходных, несут службу спасатели и медработники, — рассказал он корреспонденту "Газеты". — Одно это позволяет в несколько раз снизить уровень смертности на дорогах". Лысаков согласен с необходимостью пересмотра аптечки: "Реанимационные приспособления обязан иметь каждый водитель. Но я бы убрал оттуда лекарственные средства — ведь большинство автовладельцев не заботятся о сроке годности".
Глава движения автомобилистов уверен, что основы медицинской помощи необходимо изучать уже на уровне автошкол, а сотрудники милиции и водители дальнего следования должны пройти углубленные медицинские курсы.
"Пропаганда лихачества в рекламе недопустима, — уверен Лысаков. — Но и государство должно продвигать идею безопасного вождения. На телевидении просто необходима социальная реклама на эту тему — желательно в прайм-тайм".
Алена КАЧУНИНА, Ирина ВЛАСОВА, Александр ЧЕРНЫХ. «Газета», 14 августа 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)