… о статистике и оценках перспективной безработицы
На борьбу с безработицей в 2010 г. выделят 35 млрд. руб.
В следующем году Минздравсоцразвития планирует запросить на программу поддержки занятости из федерального бюджета почти на 9 млрд. рублей меньше, чем в нынешнем. Об этом сегодня заявил на конференции в «Интерфаксе» замминистра здравоохранения и социального развития России Максим Топилин. По его словам, утвержденные в конце декабря 2008 г. 43,7 млрд. рублей на программы дополнительной поддержки занятости в регионах не могли учесть развития ситуации на кадровом рынке и практических аспектов работы программ. В частности, по опыту первого полугодия, программы внутренней миграции оказались мало востребованы: в них приняли участие около 2 000 человек, причем 700 из них — в Красноярском крае, зато в программах переобучения увольняемых задействованы на треть больше, чем годом ранее (каждый пятый увольняемый).
Топилин отметил, что из зарезервированных ранее средств уже перечислены 16 млрд. рублей, но даже с учетом коррекции региональных программ (на сегодня поданы заявки от 15 из 83 регионов), в этом году будут истрачено лишь 30 млрд. рублей (из 43,7 млрд.). Часть оставшихся средств планируется использовать в начале следующего года.
По словам замминистра, исполнение программ идет неравномерно: к примеру, Калининградская область до сих пор не освоила ни копейки из перечисленных средств, подобные же проблемы, по его словам, и в Самарской области. В то же время программы в Ульяновской, Брянской, Белгородской областях, в Татарстане, Красноярском крае и ряде других регионов уже дают удовлетворительные результаты.
По новым оценкам Минздравсоцразвития, ранее предполагаемый рост регистрируемой безработицы до 2,6-2,8 млн. человек не оправдается: «Даже при наихудшем раскладе в этом году она вырастет не выше 2,4 млн. человек», — сказал Топилин. На 15 июля, по данным его ведомства, регистрируемая безработица составила 2,143 млн. человек, то есть на 0,1% меньше чем неделей ранее и на 6% меньше чем 22 апреля (пик роста в этом году).
В то же время, Топилин, вслед за Татьяной Голиковой (главой ведомства) выразил недоверие последним оценкам Росстата по общей безработице. Если по прежним оценкам ведомства в мае общая безработица составляла 7,5 млн человек и 9,9% экономически активного населения, по новым — в июне оказалось 6,3 млн человек и 8,3% экономически активного населения. По мнению Топилина, декларируемые Росстатом данные о 26% безработных в Курганской области и 2,8% — в Забайкальском крае представляются абсурдными. Он выразил надежду, что ситуация со статистикой улучшится, если Росстат будет, как и предполагал ранее, делать замеры не раз в квартал, а раз в месяц. Для этого Минздравсоцразвития предложил главному статистическому ведомству страны помощь, мобилизовав безработных опрашивать население. Переговоры по этому поводу между представителями Минздравсоцразвития и Росстата намечены на пятницу.
Михаил МАЛЫХИН. «Ведомости», 22 июля 2009 года
Сверхконтроль государства за рынком труда чреват банкротствами
О динамике российской безработицы в кризис, методиках ее подсчета и действиях властей – интервью заместителя директора Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ, ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН Ростислава Капелюшникова.
Ростислав Исаакович, прежде чем говорить о самой безработице, стоит остановиться на проблеме достоверности данных о ней. В последнее время Минздравсоцразвития активно критикует Росстат, обвиняя службу в методологических неточностях, приводящих к завышенным показателям.
- Мне неясно, что имеют в виду представители министерства. Деятельность Росстата по подсчету безработицы абсолютно соответствует мировой практике. Возможны какие-то претензии к выборке, но они должны быть выражены более конкретно. Скорее, дело в том, что данные Росстата не всегда совмещаются с благостными картинками в головах некоторых чиновников.
С осени Росстат переходит с ежеквартального на ежемесячное проведение обследований. Это значит, что с сентября сравнение с прошлыми данными, накопленными с 1999 г., будет лишено всякого смысла, поскольку это переход на новую выборку, новую регулярность проведения. Как новые данные будут соотноситься с нынешними, заранее знать невозможно. Насколько мне известно, никакого переходного периода не планируется, специально проводить два исследования одновременно для выяснения их сопоставимости не будут.
- Как можете прокомментировать последние цифры, полученные по «старой» методике? Согласно ежеквартальным данным Росстата, в мае безработных было 6,5 млн., а по оперативной оценке в июне - 6,3 млн. человек. Это меньше, чем ранней весной. Работает сезонный фактор?
- Конечно, он же отчасти объясняет и резкий рост в феврале (7,1 млн. человек). Даже в условиях экономического роста на протяжении 2000-х гг. мы наблюдали колебания от квартала к кварталу амплитудой примерно 0,5 процентных пункта. В феврале даже на пике роста безработица будет выше, чем в ноябре, а в мае – ниже, чем в феврале. Конечно, это усредненные цифры. Не исключаю, что в условиях резкого экономического спада колебания могут быть больше. Для меня, также как и для большинства компетентных наблюдателей, майское снижение на 1 процентный пункт к февралю было ожидаемым. Дальнейшего роста никто не боялся, даже несмотря на ухудшение общеэкономических показателей.
- Если отвлечься от цифр и методик их получения, каков Ваш прогноз развития событий на ближайшие несколько месяцев?
- В августе можно ожидать стабилизации или даже некоторого уменьшения безработицы примерно на половину процентного пункта. Осенью же она, скорее всего, обгонит майские показатели.
- Каковы основные источники будущего роста безработицы? Например, говорят о выпускниках вузов, которые не смогут найти работу в кризис.
- Проблемы трудоустройства выпускников в масштабах экономики совершенно незначительны. По моим расчетам, даже если весь прирост численности выпускников по сравнению с 1990-ми годами «уйдет» в безработицу, это прибавит к ней всего половину процентного пункта. Но примерно половина наших выпускников учатся заочно, стало быть, работа у них есть. Очники на последних курсах в подавляющем большинстве тоже работают. Поэтому трудности первого трудоустройства количественного влияния на безработицу не оказывают.
Увеличить безработицу, могут, прежде всего, традиционные сезонные факторы. Вдобавок, конечно, сыграют роль и кризисные явления, «подвешенное» состояние экономики. Сокращения пусть медленно, но будут следовать за падением производства. Промышленное производство и ВВП у нас провалились совершенно фантастически, здесь спад достиг масштабов обрушения, но ничего подобного про занятость мы сказать не можем. Она упала гораздо меньше.
Известно, что, особенно в России, занятость реагирует на экономический спад с определенным лагом. Даже если экономика стабилизируется, занятость будет все равно плавно сокращаться, подтаивать. Это может привести к определенному росту безработицы.
При этом нужно понимать, что сокращение занятости и безработица – не синонимы. Значительная часть теряющих работу уходит на пенсию и в прочие виды экономической неактивности. Февральские данные Росстата позволяют предположить, что в неактивность уходит около трети теряющих занятость.
- Велика ли роль правительства в том, что падение занятости у нас происходит гораздо медленнее падения экономики?
- Роль правительства очень противоречива. С одной стороны, предприятиям постоянно дается установка увольнять по минимуму, чтобы не допустить роста социальной напряженности. С другой стороны, известно, что в России основные формы уменьшения занятости не выражаются в увольнении по сокращению штатов. Предприятия, особенно некрупные, могут до некоторых пределов корректировать занятость без увольнений, так оно и происходит. Пока сокращения остаются мизерными.
Кроме того, государство реализует специальные программы, выдает регионам средства на удержание рабочей силы. Количественный эффект всех этих программ совершенно несерьезен. Мои подсчеты показывают, что при стопроцентной эффективности всех программ (что далеко от реально осуществимого – opec.ru ) и допущении, что все средства пойдут именно на борьбу с безработицей, максимальный сдерживающий эффект достигнет лишь 0,4 процентных пункта. Скорее всего, результат будет малоотличим от нулевого. Вообще, сама программа рассчитана скорее на поддержание доходов определенных групп работников, чем непосредственно занятости.
Повторюсь, государство четко сигнализирует предприятиям, что увольнять не надо. Но при этом жестко заставляет выплачивать зарплаты вовремя. В этот кризис задержки по зарплате по сравнению с 1990-ми копеечные: число людей, имеющих их, не превышает 2 млн. Этот способ адаптации для предприятий почти целиком заблокирован.
Продолжают свою деятельность зарплатные комиссии: директоров вызывают и требуют повысить зарплату до средней по региону. Понятно, что это должно вести к увольнениям. Но если государство одновременно требует выплачивать зарплату, да еще и повышенную, и не увольнять, результат будет очевиден: банкротство парализованных предприятий, которым блокировали все механизмы приспособления.
Пока такие случаи единичны, но угрожающая тенденция начинает прослеживаться. Конечным результатом такого мелочного, тотального полицейского контроля, который государство пытается в этот кризис установить на рынке труда, будет массовое закрытие предприятий и рост безработицы. У меня складывается ощущение, что это касается не только политики занятости и зарплаты, но и прочих аспектов деятельности предприятий, особенно крупных. Надеюсь, что мои слова являются преувеличением, но если власть будет продолжать упорствовать, прогноз окажется крайне неблагоприятным. К сожалению, соответствующие сигналы из регионов уже начинают поступать.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)