Те, кто в последние годы следил за песенным конкурсом Евровидение, могли обратить внимание на довольно необычный факт: в ходе телефонного голосования в Португалии представители Украины неизменно получают максимальные 12 баллов, пишет Евгений Каневский в статье, которую публикует сегодня сайт BBCRussian.com.
Это объясняется не только и не столько любовью португальцев к традиционно крепкой украинской песенной культуре. Дело в том, что судьбу португальской части конкурса определяют сами... украинцы. То есть десятки тысяч украинских мигрантов, приехавших в эту страну на заработки.
Хотя украинская португальская община - одна из самых хорошо организованных, она отнюдь не самая многочисленная. По подсчетам общественной организации "Взаимопомощь", помогающей украинским мигрантам во всем мире, только в Москве и Подмосковье живет и работает более 2 млн. украинцев, а в Италии - около миллиона. Согласно этим данным, Чехия приняла 400 тыс. украинцев, Испания - около 200 тыс., а Португалия - до 100 тыс.
Глава "Взаимопомощи" Александр Шокало утверждает, что общее количество граждан Украины, работающих за рубежом, составляет около 8 млн человек. Подавляющее большинство из них - нелегалы, которые пересекли границы по туристическим или студенческим визам. "Это количество тревожит больше всего, потому что по сути - это 25% украинского продуктивного социума", - говорит Шокало.
Go West!
Украинские чиновники, впрочем, называют гораздо меньшие цифры (в последних официальных заявлениях неизменно фигурирует цифра около 3,5 млн. человек, а по некоторым оценкам количество мигрантов составляет около 4,5 млн.). Однако никто не спорит с тем, что массовая трудовая миграция - огромная проблема для страны.
Она появилась в начале 1990-х годов - вскоре после исчезновения советской инфраструктуры и барьеров, прекращения работы множества предприятий и резкого роста безработицы.
Призыву "Go West!" ("Езжай на Запад!"), прозвучавшему тогда в популярной песне группы Pet Shop Boys, вняли в основном жители запада Украины - где люди традиционно были ближе к Европе и где было мало крупных промышленных предприятий. При этом в восточных, центральных и южных регионах многие предпочли отправиться в Россию.
Владислав - житель относительно небольшого украинского областного центра Винница - работал летчиком, но после распада СССР его авиапредприятие прекратило существование. Весной 1994 года он и его брат Виктор приняли смелое решение. "Вообще никакой работы не было. Пришлось искать работу за границей, - рассказывает Владислав. - Начали с Польши, Греции, а потом оказались в Англии".
Похожие паспорта
Поскольку легально поехать на заработки было крайне сложно, украинцы пересекали границы западных стран по туристическим визам. Возвращались домой зачастую через третьи страны.
"Например, через Швейцарию выезжали, потому что обложки паспортов были такие же красные, как у них, - смеется Владислав. - И когда мы шли в очереди в самолет Швейцарских авиалиний, держали паспорт обратной стороной. Нас просто не проверяли, и мы с чистыми паспортами выезжали".
Для выезда за рубеж многие получали студенческие визы - и неизменно пренебрегали ограничениями на количество рабочих часов. Особенно такая форма "легализации" популярна в Лондоне, где школ по изучению английского языка очень много, а контроль их работы - не слишком пристальный.
В числе таких мигрантов был и 30-летний житель Тернопольской области, который попросил, чтобы его называли Анатолий. Когда он впервые попал в Британию, ему было 19 лет, и с тех пор он провел в этой стране 10 лет - поменяв множество специальностей и "языковых школ".
"Я знаю людей, которые сидят там по 10-15 лет безвылазно и боятся пересечь границу, потому что Украина похожа на Мексику - если сюда приехал, выехать очень трудно, - говорит Анатолий. - А прибегать к каким-то нелегальным путям: пересекать границу по речкам, вагонам, автобусами и фурами - на это решаются не все".
Политика ни при чем
Поездка в Россию при этом не сопряжена для украинцев с визовыми проблемами: отсюда всегда можно вернуться домой и так же легко въехать обратно. В Европу, как правило, едут на год или больше, а в Москву - всего на несколько месяцев.
При этом политические мотивы - к каковым можно было бы отнести ухудшение отношение между Киевом и Москвой - как правило, роли не играют. "Я пока ни разу не слышала, чтобы кто-то выбрал Европу, а не Россию из-за каких-то политическим мотивов. Такого на бытовом уровне практически нет", - говорит журналистка из Ивано-Франковска Слава Ухрынюк.
Но изменилось ли количество украинских гастарбайтеров за рубежом по сравнению с 1990-ми годами? Ведь многие считают, что в последние годы ситуация в Украине несколько улучшилась - в стране появились новые рабочие места, а многие предприятия, остановившиеся в постсоветские годы, снова заработали.
"Можно сказать, что период, когда большинство жителей запада Украины выезжали на заработки, уже прошел, - считает Ухрынюк. - Многие люди, которые заработали за рубежом, смогли на эти деньги открыть свое дело, и теперь вернулись на родину".
Александр Шокало, глава общественной организации "Взаимопомощь", с такими оптимистичными оценками не согласен. Он уверяет, что и до сих пор из-за миграции Украина лишается самой работоспособной части населения.
Легализация
"Это свидетельство глубокого кризиса в украинском обществе. В то время, как миллионы выезжают на сельскохозяйственные работы за рубеж, у нас пустеют села. Только в Черниговской области 350 сел - без людей. Подобная же картина - в Сумской области, на Полтавщине...", - предупреждает Шокало.
Он уверяет, что не менее 70% зарубежных украинцев, с которыми ему недавно пришлось встречаться, намеревались остаться в своих новых странах. Тем более, что некоторые из них - такие, как Португалия, Греция, Испания и Италия - в последнее время начали предоставлять иностранными рабочим право на легализацию.
Опыт Анатолия из Тернополя такую точку зрения подтверждает. Вернувшись домой после десяти лет в Великобритании и получив диплом магистра по управлению бизнесом, он не видит для себя перспектив на родине. "Даже если у меня не будет возможности работать по специальности, я все равно, наверное, вернусь, - признается он. - Возвращаться, судя по всему, нужно. Нужно не потому, что мне этого хочется, а потому что у меня растет сын, уже школьник, и это все требует финансовых затрат".
Впрочем, история братьев Владислава и Виктора из Винницы - яркая иллюстрация того, что таким путем идут далеко не все.
"Надо ехать"
Оказавшись в Британии и случайно попав на стройку, они сумели приобрести строительную специальность, которая оказалась крайне востребована на родине. Сейчас братья делают ремонты в богатых домах "новых украинцев" и не видят смысла ехать на Запад: в родном городе за их услугами и так выстраивается очередь.
"Оказалось, что довольно-таки просто из летчика получается неплохой строитель, - шутит Владислав. - Мы в Англии очень много работали. Семь дней до 10 до 11 вечера. Если так же работать здесь, то зарплата получается такая же. Так что, особо не напрягаясь, тысячу долларов в месяц мы имеем".
Впрочем, Владислав рекомендует всем, кто думает о поездке на заработки за рубеж, долго не думать: "Обязательно надо ехать. Езжай, цепляйся за любую работу, за любую работу, даже мало оплачиваемую. Главное - прожить. А через месяц, через два, через три - обрастаешь кругом знакомых и, в конце концов, выходишь на нормальную заработную плату".
По его словам, залог успеха для украинцев за рубежом - желание делать любую работу и не ограничиваться установленными нормами. "Мы зарабатывали за счет интенсивности труда, - вспоминает Владислав. - Если кто-то возит определенное количество пицц за сутки, то наши ребята возят в полтора раза больше. Если на стройке англичанин через пять часов кладет каску на землю и уходит, то мы оставались на дополнительное время, которое хорошо оплачивалось".
Четвертая и последняя?
Александр Шокало из "Взаимопомощи" считает главной целью своей деятельности - сделать так, чтобы это трудолюбие нашло применение на родине. "Наша сверхзадача - возвращение наших соотечественников на родину, - говорит он. - Наш девиз - "украинцы для Украины". Потому что идея "Украина для украинцев" не сработала. Она сработала против Украины".
Украинская история знала четыре основных волны миграции: первая волна отправилась за рубеж с конца XIX века до начала Первой мировой войны, вторая - между Первой и Второй мировыми войнами, а третья - после Второй мировой войны.
Нынешняя, четвертая волна переселения украинцев за рубеж, судя по всему, оказалась наиболее многочисленной. При этом население Украины сократилось, по официальным данным, с 52,2 млн. человек в 1993 году до 46,4 млн. в начале 2008 года. "Четвертая иммиграционная волна неминуемо должна стать последней, убежден Шокало. - Потому что за этим уже идет катастрофа".
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)