… о некоторых достижениях в противодействии смертности в ДТП
Число погибших и раненых в ДТП россиян уменьшается
23 декабря в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, генерал-лейтенанта милиции Виктора Кирьянова на тему: "Итоги служебной деятельности Департамента ОБДД МВД России за 2007 год. О принимаемых мерах по снижению аварийности в рамках реализации Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". КИРЬЯНОВ: По инициативе ООН недавно прошла первая Глобальная неделя по безопасности дорожного движения, в которой Российская сторона приняла активное участие. В субъектах федерации в начале января прошли такие акции, как «Ремень безопасности», «Осторожно, пешеход!», «Молодые водители».
В октябре 2007 года в Москве в рамках Форума по безопасности дорожного движения прошла конференция, в которой мы принимали активное участие.
В начале ноября в Таврическом дворце прошел Международный конгресс, в котором приняли участие 32 государства. Та последовательная политика в области безопасности дорожного движения, которую мы проводим, положительно оценена международной общественностью.
Аварийность последних лет характеризуется последовательным снижением числа погибших на 1198 человек по сравнению с 2004 годом. Также сокращается количество раненых в ДТП.
Несмотря на то, что в 2007 году на территории России зарегистрировано увеличение ДТП на 2%, по ряду показателей уже наметилась тенденция к снижению. Сократилось количество ДТП, совершенных водителями в состоянии алкогольного опьянения, на 8,4%. Сокращение началось после того, как были введены новые санкции за управление в состоянии алкогольного опьянения. На 3,4% сократилось количество ДТП из-за нарушений правил пешеходами. Сократилось количество ДТП с особенно тяжкими последствиями на 14,6%, а также сократилось число погибших и раненых в них людей. Удалось достигнуть снижения детского дорожно-транспортного травматизма. Количество погибших детей сократилось на 12,5%, раненых – на 3,9%. На 16% сократилось количество погибших в ДТП в качестве пешеходов, на 10,7% - в качестве пассажиров.
Стабилизация дорожно-транспортного травматизма достигается на фоне значительного роста автомобильного парка. Никто не ожидал такого роста количества автомобильных транспортных средств в 2007 году. По нашим подсчетам порядка 2 млн. 800 автомобилей встали на учет в ГАИ.
В Московском регионе станций технического обслуживания для такого количества автомобилей не хватает. Количество желающих получить водительское удостоверение тоже возрастает. Сейчас будущие водители обращаются в автошколы не столько для получения удостоверения, сколько за знаниями, чтобы быть готовыми к участию в интенсивном дорожном движении.
Фундаментом для организации согласованной деятельности по наведению порядка на дорогах стала федерально-целевая программа на 2006-2012 гг. В 2007 году сформировались научные, организационные и законодательные основы по обеспечению безопасности дорожного движения. Сейчас уже идет конкретная реализация запланированных мероприятий.
За 2006 год было выявлено 3520 мест концентрации ДТП на федеральных дорогах. Более чем в 2060 местах реализованы мероприятия, направленные на снижение опасности. Работа продолжается. Построено 10 пешеходных переходов разного уровня, обустроено искусственное освещение общей протяженностью 200 км, установлен 91 км дорожных ограждений, нанесено 19 млн. кв. км разметки.
В качестве примера, можно привести строительство пешеходного перехода на 22 км Щелковского шоссе, где количество ДТП с участием пешеходов сократилось с 18 в 2006 году до ноля в 2007 году. Благодаря искусственному освещению на 314 км дороги М-10 количество ДТП сократилось с 9 до ноля.
Мы занимаемся также надзорными функциями. В регионах мы закупили 100 «диагностических» автомобилей. Это автомобиль, в который поставлено оборудование, позволяющее проводить фиксацию основных недостатков улично-дорожной сети, фиксировать дорожную обстановку, геометрические параметры дороги и т.п.
За 2007 год привлечено к ответственности более 56 тысяч юридических и должностных лиц за неудовлетворительное состояние дорог. По сравнению с 2006 годом количество наказанных увеличилось на 30%.
Подготовлен проект приказа по совершенствованию системы медицинского освидетельствования. Рассматривается проект инструкции, порядок проведения медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проект методических рекомендаций, критерии пригодности, список противопоказаний к управлению транспортными средствами. В 2008 году эти документы должны быть приняты.
В регионах России созданы 25 учебных центров, в которых есть соответствующее оборудование, на базе которых планируется обучать кандидатов в водители, сотрудников ГАИ и других специалистов, которые будут оказывать помощь на месте ДТП. Разработаны 7 стандартов оказания помощи пострадавшим с различными травмами.
В Центре медицины катастроф работает Центр по подготовке преподавателей, обучающих водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации ДТП. Уже подготовлено 28 преподавателей из 56 регионов.
В рамках программы осуществляется взаимодействие с национальным проектом «Здоровье» в части обеспечения больниц, расположенных вдоль трасс медицинской техникой и оборудованием на общую сумму около 5 млрд. рублей.
Разработаны типовые проекты детских автогородков, уголков по безопасности дорожного движения, изданы научно-методические материалы и пособия для дошкольного образования. В 2007 году прошли профилактические мероприятия «Внимание! Дети!», автопробеги, юношеский чемпионат школ по многоборью «Безопасное колесо» и многие другие мероприятия.
С 1 июля вступает в силу норма федерального закона, предусматривающая возможность применения средств фото - и видеофиксации нарушений правил движения. Фактически, в законодательство вводится совершенно новый институт. Использование технических средств позволит привлечь к ответственности владельцев транспортных средств. Это внесет свою лепту в наведение порядка на наших дорогах. Мы готовимся к этому нововведению вместе с Минфином, вместе со страховым сообществом и с общественностью. ВОПРОС: Сейчас за грубые нарушения предусмотрена такая мера наказания, как арест. Скажите, насколько часто она используется? Сколько водителей было арестовано в начала года? В некоторых регионах не хватает изоляторов временного содержания, как бороться с этой проблемой? КИРЬЯНОВ: Я думаю, что после введения таких санкций количество желающих быть арестованными на 15 суток уменьшится. Этот закон строгий, но справедливый. Нехватка изоляторов есть в отдельных регионах, но эта проблема устранима. ВОПРОС: Наезд на пешеходов остается одним из самых распространенных случаев ДТП. Как ГИБДД борется с этой проблемой? КИРЬЯНОВ: Мы строго спрашиваем с коммунальных дорожных служб, которые занимаются разметкой на пешеходных переходах, дорожными знаками. Инспекторам ГИБДД поставлена задача более строго спрашивать с водителей, которые не пропускают пешеходов. ВОПРОС: После вступления в силу новых санкций с начала нового года заметны ли изменения в поведении водителей? КИРЬЯНОВ: Отношение водителей явно изменилось в положительную сторону. Но выводы мы делать пока не будем, так как мне бы хотелось, чтоб мы не ослабевали эту работу, а наоборот продолжали делать все, чтобы количественный показатель по ДТП снижался. ВОПРОС: Усилился ли после нового года контроль за пристегнутыми ремнями безопасности? КИРЬЯНОВ: Да, контроль стал более жесткий. Мы ведем аналитическую работу по погибшим в ДТП, и статистика отражает, насколько ремни безопасности помогают при аварии. Водитель и пассажир сами должны осознавать, что нельзя садиться за руль, не пристегнув ремни. ВОПРОС: Как идет расследование дела о гибели в Тверской области радиоведущего Геннадия Бачинского? Определен ли виновный? КИРЬЯНОВ: Следственная работа продолжается, мы со своей стороны оказываем следствию необходимое содействие. Все мы знаем, что там был выезд на полосу встречного движения, но почему он произошел - пока точно сказать нельзя. Может быть, Бачинский заснул за рулем, может - превысил скорость или не справился с управлением. ВОПРОС: Появятся ли в ближайшее время у инспекторов ГИБДД более современные средства для контроля безопасности водителей? КИРЬЯНОВ: Специальные образцы алкотестеров находятся в Минздраве. Как только они будут рекомендованы, этот вопрос будет решен. Более эффективные средства контроля безопасности участников дорожного движения появятся у инспекторов ГИБДД к 1 июля.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)