Национализм - болезнь мегаполиса, а не российской деревни
О существовании в России демографической проблемы в последние несколько лет чиновники говорят с особым трепетом. Уже давно не секрет, что в нашей стране рождаемость вдвое ниже смертности, что население стремительно стареет, что молодые семьи опасаются обзаводиться детьми... Экономика не доукомплектована кадрами до такой степени, что власти всерьез задумались спасти отечественную промышленность руками трудовых мигрантов. В Россию потянулись жители Азербайджана, Молдавии, Украины, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана. В некоторых приграничных регионах делают ставки на выходцев из Китая и Монголии.
Однако в том же темпе, что набирает проблема демографии, в России растет национальная нетерпимость. Заметим - нападения на уроженцев других стран наиболее часто происходят в мегаполисах. Что становится тому причиной - неприятие чужого, от которого ждут подвоха, опасения за работу, которую может отнять более "дешевый" специалист - неясно, но драки и убийства иностранцев в российских городах случаются все чаще. Главе Федеральной миграционной службы РФ Константину Ромодановскому в ходе онлайн-конференции в ИА REGNUM жители задавали вопросы, не "размоется" ли русская нация этнической экспансией в результате миграционных процессов. Призывы к толерантности, к добрососедским отношениям почему-то уже давно не действуют на горожан.
Может, беда в том, что свою декларируемую "русскость" они вовсе не чувствуют? Русским всегда было свойственно терпимое отношение к чужеземцам, эту черту жители нашей страны не утратили и в советское время: "нет у нас ни черных, ни цветных" - пелось в СССР. С чем связана национальная рознь сегодня? Не с тем ли, что жители мегаполисов - уже давно не русские: они москвичи, петербуржцы, калининградцы, самарцы и так далее? В городах вырабатывается собственная языковая культура - вспомним, что мобильный телефон в Санкт-Петербурге называют "трубой", ближневосточное блюдо "шавермой", а в Москве соответственно - "мобилой" и "шаурмой". В мегаполисах уже появилась собственная героика - скажем, актеры популярного питерского сериала "Менты" гораздо менее интересны жителям других городов нашей необъятной страны. Так есть ли в мегаполисах понятие "русской нации"? Как жителям больших городов объяснять, что такое национальная терпимость? Какие слова подобрать?
А вот селянам эти объяснения просто не нужны. На селе будут острее реагировать на чужеземца - но и значительно быстрее, чем в городе, примут его в свой крут. Да и как не принять: если дождь льет на все участки, а от мороза страдают любые посевы что местного жителя, что пришлого китайца. "Русскость" - она здесь, в глубинке, где еще ходят к соседям за солью и плачут на похоронах старушки с параллельной улицы. "Русская нация" здесь не изменилась с XIX века: мужик лишь пересел с лошади на трактор, в домах появился телевизор, а внуки поразъехались "в город". В деревне понимают то, что давно забыли в мегаполисе - что представители других народов, живущих с нами бок о бок, тоже "наши": жители Российской Федерации. Как говорит глава ФМС Константин Ромодановский, "это не проблема внешней миграции, а вопрос сосуществования различных национальностей в пределах одного государства".
Примеры доброго соседства демонстрируют национальные республики. Поселок Мари-Турек, центр одноименного района Марий Эл, граничащего с Кировской областью и Татарстаном - один из самых дальних районов региона. Население Мари-Турека, в основном, татары, марийцы и русские. На вопрос о национальных конфликтах - ответа нет. Недоумевают: никогда с этим не сталкивались. В Краснооктябрьском районе Нижегородской области есть село Рыбушкино, большинство жителей которого - мусульмане. Здесь они издревле живут бок о бок с православными: и здесь трудно представить себе набег на храм, как это происходит в центре Нижегородской области - городе Нижнем Новгороде. Местная мечеть "Тауба" почти ежегодно подвергается набегам вандалов.
В Ульяновской области соседствует более 80 национальностей. Преимущественно живут они в деревнях - и в какое бы село или поселок вы не поехали, всегда встретите достаточно приветливых татар, чувашей, мордву и даже эстонцев (репортаж из эстонской деревни читайте на стр. 4 - Прим, ред.), а также многих других людей, чья этническая Родина либо на Кавказе, либо в Украине, либо на Чукотке. Но есть районы и села, где, например, татары проживают наиболее компактно. Это Старокулаткинский, Павловский, Цильнинский, заволжские районы. В Цильнинском районе более 50% населения составляют чуваши. Но каким бы село не было по своей национальной численности - татарским, чувашским или русским, везде ощущаются между людьми с различным вероисповеданием достаточно ровные отношения и взаимопонимание.
Примеры мирного сосуществования представителей разных вероисповеданий и национальностей достойны подражания. И сам собой напрашивается простой вывод: толерантности городу еще предстоит учиться у деревни. Именно в деревне недоброго взгляда удостоится местный житель, обидевший чужестранца. Здесь не изобьют в кровь только потому, что у гостя кожа другого цвета. Неоднократно отмечалось, что культурные традиции сохранены именно в деревнях, несмотря на то, что в России почти 100 тысяч сел не имеют библиотек. Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев заявлял, что органы власти должны быть заинтересованы в проникновении сельской культуры в города.
И с этой точки зрения хотелось бы внимательнее рассмотреть проблему привлечения трудовых мигрантов. В то время как в городах их не ждут - ни на законодательном, ни на бытовом уровне - в деревне выходцы из других республик и государств смогут если не стать своими, то хотя бы не испытывать того давления межнациональной ненависти, которое сполна ощущается в мегаполисах. Почему же тогда все разговоры о привлечении мигрантов не учитывают опыта русской деревни? Сельский житель - человек особенный, у него своя вера и правда, свои ценности. Здесь не важно, кто ты по национальности. Здесь один уклад жизни - крестьянский. Почему не сделать два дела сразу: укрепить российское село - и избежать разжигания национальной розни, что станет и уже давно стало непременным атрибутом совместного проживания русского с нерусским в большом городе?..
Юлия САНДЛЕР. «Российская аграрная газета» (приложение к газете Труд), 2 марта 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)