Rambler's Top100

№ 271 - 272
1 - 21 января 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ведомости» об итогах 2006 года
«Комсомольская правда» о миграционной политике России
«Российская газета», «Новые известия» и «Россiя» о законодательных новациях в миграционной политике
«Литературная газета» о миграционной политике России глазами законодателей
«Вечерний Бишкек» о проблеме ужесточения миграционной политики России глазами властей Киргизии
«Эхо» о возможных последствиях новых российских миграционных устрожений для Азербайджана
«Независимая газета» о возможностях переселения соотечественников в Россию
«Фергана.ru» о переселении соотечественников глазами самих соотечественников
«Эксперт» о зарубежных соотечественниках в странах бывшего СССР
«Российская газета» о межнациональных браках в Москве
«Экономика и жизнь» о конкуренции за квалифицированных трудовых мигрантов
«Русская Германия» о барьерах на пути высококвалифицированных специалистов в ФРГ
«Телеграф» о барьерах ЕС-15 для мигрантов из новых стран-членов Евросоюза
«Версия в Питере» и «Деловой Петербург» о рынке труда и потребности в мигрантах в Санкт-Петербурге
«Невское время» о «желании» коренных жителей России работать на рынках
«Российская газета» о трудовой миграционной бирже
«Ведомости» о прописке

«Телеграф» о возможности виртуально декларировать место жительства в Латвии
«Эхо» о введении миграционных карт и других вопросах учета миграции в Азербайджане
«Молодежь Эстонии» о безвизом режиме для эстонских «неграждан» в ЕС
«The Wall Street Journal» об эксплуатации труда гастарбайтеров государством в КНДР
«Le Figaro» о торговле людьми
«Российская газета» о школах толерантности в Екатеринбурге
«Трибуна» о демографических проблемах России и путях их решения
«Коммерсантъ» и «Российская газета» о путях решения демографической проблемы глазами законодателей
«Российская газета» о законодательных новациях в области демографии
«Деловой Петербург» о программе демографического развития России
«Финансовые известия» о спекуляции на детях
«РИА Новости» о влиянии материнского капитала на рост рождаемости
«Известия» об отцовстве и материнстве
«Деловой Петербург» о семейных ценностях в России
«Итоги» о социальных стандартах
«Российская газета» о снижении смертности в России
«The Guardian» о возможных жертвах пандемии гриппа в мире
«Зеркало недели» о новом законе «О занятости населения» на Украине
«Независимая газета» об увеличении площади лесов в ряде стран

… о возможностях переселения соотечественников в Россию

Великое переселение соотечественников

Захочет ли человеческий капитал увеличиваться

Модернизация России заключается, как понятно, в модернизации внутренней и внешней политики. Модернизация внутренней политики, в свою очередь, - это прежде всего модернизация общества, экономики и государства.
Во всех перечисленных направлениях вопрос накопления (увеличения) человеческого капитала - один из ключевых. Демографические показатели России в настоящее время, мягко говоря, плачевны. Учитывая, что с 1964 года в стране практически исчерпан внутренний демографический потенциал, только мерами, направленными на стимулирование рождаемости, проблему не решить.

Прирастать людьми
Демографическая проблема - это в первую очередь недостаток трудовых ресурсов. Если прошлые столетия Россия прирастала территориями, то сегодня единственный способ сохраниться в качестве государства - собирать народы. При этом лучше, если это будут люди, способные интегрироваться в экономику страны и воспринимать наши обычаи, традиции, культуру.
Если оставить за скобками усилия государства по уменьшению смертности и увеличению рождаемости, а также вложению сил и средств в "здоровье нации" (понятие поистине всеобъемлющее), технологически есть два пути решения проблемы недостатка трудовых ресурсов: это миграция и иммиграция, включающая в себя программы переселения.

Миграция
Стимулирование внутренней миграции - особая тема. Его удачно осуществляли и во времена Российской империи, и в Советском Союзе. Зачастую миграционные потоки закреплялись на новых местах и пополняли ряды переселенцев. К примеру, ровно сто лет назад в рамках знаменитой аграрной реформы П. А. Столыпина была объявлена программа переселения, принесшая реальные результаты: за 14 лет в Сибирь переселились 2 млн. 440 тысяч человек, в результате сельское хозяйство (в основном животноводство) развивалось быстрее, чем в европейской России. Всенародные сталинские стройки - еще один пример развития экономики страны путем стимулирования внутренней миграции и продвижения программ переселения. То же - комсомольские стройки более позднего периода, направленные на освоение огромных просторов Южного Урала и Казахстана, Сибири и Дальнего Востока.
Во всех перечисленных ситуациях граждан России (затем СССР) - а речь идет именно о них - мотивировали не только существенные экономические, но и идеологические стимулы. Столыпинские переселенцы получали не только солидные по тем временам подъемные (500 рублей в расчете на одну семью на обустройство на новом месте) и дешевые кредиты (для этого был специально создан Крестьянский банк), но и самое главное для любого крестьянина - право частной собственности на землю. Быть участником комсомольской стройки считалось престижным, именно там шел активный социальный и профессиональный рост, формировался кадровый резерв для органов государственной власти.
Что касается внешней трудовой миграции, то необходимо понимать, что она бывает выгодна в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной - не всегда. С одной стороны, с трудовыми мигрантами проще: вакантные рабочие места заполняются, нет особых проблем с обеспечением инфраструктуры - все по минимуму. Но в результате - человеческий потенциал неустойчив, что не может не сказаться на развитии территории.

Иммиграция
Формирование иммиграционного потока - еще один способ пополнения трудовых ресурсов, который регулируют государства путем квот и программ. 1 января 2007 года вступает в силу Программа содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
В послевоенной истории страны имеются факты переселения народов, до сих пор негативно отражающиеся на имидже России. Еще живы люди, которых приглашали на родину, а везли в глубь страны, в лагеря и на поселения. Важно отметить также, что программы переселения имеют и обратные последствия: за рубежом численность наших соотечественников сокращается. Сейчас их много по всему миру - разные источники озвучивают многомиллионные цифры. Пока это еще не диаспора в классическом понимании - но кто знает, может быть, если не обескровливать ее потенциал, со временем "русский мир" можно будет рассматривать как ресурс России. Во всяком случае, русскоязычные крымчане высказываются резко против программы, видя в ней угрозу ослабления русской общины на полуострове.
Пример массового возвращения соотечественников в Россию - поток беженцев и переселенцев из бывших союзных республик. Только официально между двумя переписями населения, с 1989 по 2002 год, оттуда приехало около 11 млн. человек. Из России за этот же период выехало чуть больше 4 млн. Таким образом, новые независимые государства дали нам прирост 6,8 млн. человек. Это были люди, привыкшие ощущать себя частью великого советского народа, в большинстве своем неплохо владеющие русским языком, в основном оказавшиеся за пределами России не по своей воле. При этом до сих пор не все переселенцы обустроились и получили российское гражданство.

Требования к программе переселения
Что же сейчас? Каковы перспективы новой программы переселения? Достоверно этого никто спрогнозировать не может. До сих пор Россия не проводила комплексных исследований миграционного потенциала российских соотечественников за рубежом. Да и просто мониторинг их положения проводился в новых независимых государствах один раз, в 2004 г. В текущем году проведен еще один мониторинг, который лишь отчасти затрагивал миграционный потенциал.
Итак, количественные параметры не определены. Но, исходя из экспертных заключений, есть возможность дать некоторые качественные оценки отношения наших соотечественников к новым российским инициативам. Оценки уже имеются и, к сожалению, пока в основном носят негативный оттенок.
Первое, что упоминается, - это запоздалость самого призыва к переселению на историческую родину. Большая часть экономически активных соотечественников уже покинула страны проживания и осела в государствах с более благоприятными экономическими и политическими условиями. На. постсоветском пространстве миграционный потенциал еще есть. Но миграция - это процесс, имеющий прежде всего экономические предпосылки, а переселение - это иммиграция, то есть процесс, имеющий политический оттенок.
Второй фактор, в основном относящийся к соотечественникам из стран СНГ и Балтии, - психологический. Еще жива обида на Россию (как правопреемницу СССР), которая во времена развала Союза даже не предложила русскоязычным выбора: остаться в странах проживания с возможным ограничением прав или переехать в Россию. Теперь программа воспринимается исключительно как попытка государства поправить свою демографическую ситуацию.
Третье обстоятельство, вызывающее сомнения, - отличие традиций и обычаев стран проживания возможных переселенцев от обычаев и традиций, актуальных для современной России. Особенно наших соотечественников беспокоит информационный фон российских СМИ. Из репортажа в репортаж мультиплицируются сюжеты о всевозможных притеснениях иногородцев, инородцев, иностранцев.
Здесь необходимо отметить еще одну немаловажную черту в менталитете русскоязычного населения постсоветских республик - социалистическое мировоззрение, внедренное в советский период. Многие соотечественники воспринимают программу как организованное на государственном уровне массовое переселение всех желающих в Россию. При этом само собой подразумевается, что все будут обеспечены жильем, работой по специальности и набором дополнительных компенсаций. К тому же люди не представляют современных российских реалий, особенно в отдельных регионах. Нет достоверной информации о ценах на жилье, коммунально-бытовых и транспортных услугах. А комплексная информационная поддержка программы российской стороной до конца не разработана.
Это касается и наших соотечественников из дальнего зарубежья - с одной, но ощутимой поправкой: там они оказались в основном по своей воле. И теперь, ощутив на себе все преимущества западной системы социальной защиты, должны иметь очень веские причины для репатриации.
В таблице приводятся стимулирующие и сдерживающие факторы переселения соотечественников в Россию.
Уже сегодня можно перечислить блок основных вопросов, волнующих потенциальных переселенцев. Это в первую очередь:
- необходимость согласования и урегулирования на государственном и местном уровнях вопросов по преодолению сопротивления страны проживания к участнику программы переселения (отказ от гражданства, продажа недвижимости, заказ контейнеров и др.);
- вопросы предоставления жилья;
- возможность работы по специальности без потери квалификации;
- прохождение альтернативной службы в стране проживания - в зачет службы в армии РФ;
- возможность перевода учащихся высших и средних учебных заведений в профильные российские учреждения по месту переселения;
- возможность обучения в вузах на бюджетной основе;
- размер "подъемных";
- пенсионное обеспечение;
- социальный пакет;
- гарантии по условиям и оплате труда;
- медицинское страхование;
- возможность пользоваться кредитными продуктами банков наряду с гражданами РФ;
- трудоустройство квалифицированных специалистов, вышедших на пенсию, но имеющих потребность и возможность использовать свой опыт и знания;
- возможность переселения группой семей (для создания кооператива, с/х артели).
Нельзя не отметить, что потенциальные переселенцы не прочь оставить "про запас" гражданство страны исхода. Данный факт совсем не обязательно означает, что потенциальные переселенцы заранее не доверяют принимающей стороне. Просто де-юре признаваемым бипатридам значительно комфортнее передвигаться между Россией и страной исхода, с которой не все из них собираются обрывать отношения.
Готова ли Россия, министерства и ведомства федерального уровня, органы власти субъектов Федерации, органы власти и бизнес-структуры на местах дать ответы на вопросы, поставленные нашими соотечественниками? Как сделать успешной программу, объявленную президентом России в числе приоритетных?
Двенадцать субъектов Федерации уже подготовили региональные программы переселения, и в марте 2007 г. первые переселенцы поедут в Россию. От того, как их здесь встретят, зависит не только дальнейшая судьба отдельно взятой программы. Потому что, хотим мы этого или нет, Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, - одна из составляющих частей процесса модернизации России.

Елена ЯЦЕНКО. «Независимая газета», 26 декабря 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.