Все чаще в столице регистрируются межэтнические браки
Четверть браков, заключаемых в наши дни в столице, - межнациональные. При этом москвички в два раза чаще выбирают себе в мужья представителей других наций и иностранных государств (по большей части стран бывшего Союза), чем москвичи, скрепляющие брачные узы с иностранками
Причем и сотрудники столичных загсов, и демографы констатируют: наблюдается ярко выраженная тенденция именно к смешанным бракам. Это особенно удивительно, так как многие убеждены, что национальные свадьбы - для нашей страны пережиток прошлого. Популярными они были в 60-х-70-х годах прошлого века, во времена существования СССР. Теперь же иностранцев из ближнего зарубежья чаще называют "мигрантами" и "нелегалами", и выходить замуж за них как будто бы непрестижно.
А вот и нет! Идут наши дамы под венец с мигрантами. Их совершенно не волнует отсутствие у жениха московской прописки или регистрации. Что же происходит? Своих кандидатов под венец не хватает?
- Дело, конечно, не в этом, мужчин у нас, слава богу, еще вполне достаточно, - считает ведущий научный сотрудник Института общей генетики им. Вавилова РАН Ольга Курбатова, много лет занимающаяся проблемами демографической генетики. - Хотя из-за высокой смертности мужчин трудоспособного возраста наблюдается диспропорция полов. Но то, что Москва притягивает к себе представителей многих национальностей, живущих как в России, так и в странах ближнего зарубежья, это факт. Мигрируют же чаще всего именно мужчины. Молодые, в полном расцвете сил и здоровья. Москвички видят именно в них образец настоящего мужчины. На уровне брачной структуры нет никакой ксенофобии. И в этом ничего удивительного нет. Они мало пьют, особенно мусульмане (чеченцы, ингуши, азербайджанцы), много работают, стремятся обеспечить семью, хотят завести детей, причем не одного ребенка. Многие же мужчины, которые вырастают рядом с московскими девочками, делают все с точностью до наоборот - и выпивать любят, и деньги ленятся зарабатывать, а о детях вообще часто слышать не хотят.
Браки по расчету и фиктивные браки, безусловно, имеют место быть. Но Ольга Курбатова настроена оптимистично и верит в истинные чувства, которые связывают большинство смешанных пар
- Я склонна считать, что большинство межнациональных союзов заключаются по любви. Но, женившись на местной жительнице, мигрантам действительно легче адаптироваться в новой для них среде
- А как же культура, традиции? Неужели сами иностранцы уже не тяготеют к союзам с представительницами своей национальности?
- Почему же? Заключаются в Москве и внутриэтнические браки. Бывают поразительные случаи: люди из какого-нибудь горного среднеазиатского селения умудряются найти друг друга за тысячи километров от родины, в российской столице
Что касается национального состава смешанных браков, то за последние 40-50 лет он сильно изменился. Во времена СССР на первом месте был союз русской и украинца, за ним шли русская - еврей, русская - белорус, русская - армянин, русская - татарин. Сейчас же доля русско-украинских браков уменьшилась вполовину, с ними практически сравнялись союзы русских женщин с армянами. Русско-еврейских союзов стало гораздо меньше (видимо, потому, что большинство представителей этой национальности эмигрировали еще в 90-х годах прошлого века), зато в рост пошли браки с грузинами и азербайджанцами (рост таких союзов увеличился соответственно в 4 и 7 раз), а также с другими народами Кавказа и Средней Азии (дагестанцами, чеченцами, ингушами, осетинами, казахами, узбеками, таджиками), которые сейчас очень активно едут в столицу
Любопытно, что если рассматривать межэтнические союзы с точки зрения социальной иерархии, то здесь, по мнению демографов, нет ярко выраженного предпочтения. То есть нельзя однозначно сказать, что смешанные браки чаще заключаются среди интеллигенции или, наоборот, среди представителей физического труда. Везде примерно одинаково. Нет практически и неравных браков - с большой разницей в возрасте, социальном положении, образовании.
Ничего сверхъестественного в межэтнических браках Курбатова не видит. Гармоничные союзы возможны между представителями всех рас и народов. И теперь благодаря такому явлению, как аутбридинг (массовое смешение народов), население многих стран состоит из метисов. И ничего - живут и процветают. Согласно законам генетики, потомки от межэтнических браков сочетают в себе признаки обоих родителей. Что касается признаков, контролируемых генами (рост, цвет кожи), то потомки получат характеристики, промежуточные между обоими родителями. То есть досужие рассуждения, что через 50 или 70 лет не останется ни одного москвича со славянской внешностью, не имеют под собой никаких реальных предпосылок. Ведь не исчезла же русская нация как таковая после того, как семь столетий назад монголо-татары оставили свой весьма заметный след в русском генофонде
- А знаете ли вы, - говорит Ольга Курбатова, - что в конце позапрошлого столетия только треть москвичей были уроженцами Москвы, а две трети составляли мигранты? Вспомните хотя бы татарские, немецкие слободы... Никогда и никому еще прилив новой крови не вредил.
Ольга ИГНАТОВА. «Российская газета», 25 декабря 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)